карточки с изображением лейки, машины, коровы, медведя, птицы, цыпленка
Билингвалды компонент/Билингвальный компонент: сөз – слово, дыбыс – звук.
Ход занятия.
Сюрпризный момент.
В: Сегодня к нам в гости пришел Алдар-Косе.
Алдар-Косе: - Ребята, я очень рад вас всех видеть.
Посмотрите друг на друга.
Я вижу в ваших глазах интерес и любознательность.
Давайте поприветствуем друг друга!
Повторяйте за мной:
Здравствуй, мир!
Здравствуй, свет!
Здравствуй, добрый человек!
Я принес стихи, но в них не хватает слов.
Помогите найти слова:
Уронили мишку на пол, Оторвали мишке ... (лапу).
Рыщет волк в густом лесу, Ищет кумушку... (лису).
Мы щенка в воде и мыле.
Два часа мочалкой ... (мыли).
Звери задрожали,
В обморок... (упали).
Работа со словами.
Алдар-Косе принес картинки.
Нужно назвать предметы, которые на них нарисованы: книга, мяч, корзина, велосипед, лук,кукла.
- Вы назвали разные слова.
Слова могут обозначать предметы (стол, книга, мяч), действия (бегает, играет, прыгает), признаки (белый, большой, вкусный).
Все слова состоят из звуков. В слове может быть много звуков, а может быть мало.
Слова могут быть длинными и короткими.
Дидактическое упражнение «Слово можно измерить».
Воспитатель предлагает «измерить слово», используя ладошки.
В: Когда мы будем произносить слово, то ладошки надо раздвигать в стороны. Если слово короткое, то расстояние между ладошками будет маленькое, а если слово длинное, то расстояние – большое.
В: Запомните правило: если в слове много звуков, то слово длинное, а если в слове звуков мало, то слово короткое.
Примерные слова: лук, кот, машина, паровоз.
Работа со звуками.
В: А сейчас мы научим Алдара-Косе называть слова, сходные по звучанию. В этих словах будет меняться любой звук. Помогите мне назвать эти слова. Повторяйте за мной: галка-палка, мишка-мышка, шишка-фишка, стол-стул, дом-дым, кот-кит, шар-пар и т.д.
А теперь придумайте слова сами.
Физкультминутка.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде – раз!
А над нами весело
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде – два!
Дидактическая игра «Доскажи звук»
В: Следующее наше задание очень понравится Алдару-Косе. Мы поиграем в игру «Доскажи звук». Я вам буду показывать картинки с изображением предметов и называть слово, а вы должны добавить звук, который я забыла назвать: …ейка, ….ашина, …орова, …едведь, …тица, …ыпленок.
В: Молодцы, ребята, все правильно!
Пальчиковая гимнастика «засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Работа в тетради (с.6-7).
В: Что мы слышим, когда произносим слова? Какие бывают слова по звучанию?
4. Прощание с Алдаром-Косе.
- Сегодня мы прощаемся с Алдаром-Косе и ждем его в гости с новыми заданиями.