Технологическая карта организованной учебной деятельности
для средней группы.
Тема: «Ты мой друг и я твой друг».
Образовательные области: «Социум», «Коммуникация», «Познание», «Творчество».
Подобласти (разделы): «Художественная литература», «Развитие речи», «Рисование», «Ознакомление с окружающим», «Конструирование».
Цель: Продолжать формировать нравственные основы личности дошкольника; закреплять представления о понятиях "дружба", "друг"; развивать желание совместными усилиями добиваться поставленной цели; воспитывать дружелюбие, сопереживание, желание оказать помощь в трудной ситуации.
Словарная работа: дружба; настоящий друг; друзья; взаимопомощь, поступок.
Билингвальный компонент: друг - дос, дружба - достык, хорошо - жаксы, плохо - жаман.
Предварительная работа:
- беседа "Что такое дружба?";
- Чтение сказок "Колосок", Кот, дрозд и петушок", Два жадных медвежонка", Бременские музыканты", "Кот в сапогах";
- чтение произведений "Шарик" З. Александровой, "Подарок" Е. Благининой, "Про енота и белочку О. Хухлаевой;
- дидактические игры "Чей голос?", "Назови друга", "Комплименты", "Хорошо - плохо";
- просмотр мультфильма "Цветик - семицветик".
Материалы и оборудование:
- карточки;
- цветик - семицветик (середина, лепестки, магниты);
- ватман с солнцем;
- цветные фломастеры (красные, зелёные);
- доска магнитная;
- слайды к сказкам;
- девочка;
- песня "Дружба крепкая";
- музыка "Вперёд 4 шага";
- песня "Улыбка";
- гуашь в лотках;
- салфетки влажные (ванночка с водой);
- р/и «Чудо - цветик»;
Этапы
Управленческие действия воспитателя
Деятельность детей
1 этап
Мотивационнно -побудительный
Приглашает детей пройти на ковёр под музыку.
Звучит песня "Дружба крепкая".
Активизирует детей вопросами:
- О чём эта песня?
- А как будет звучать слово "дружба" на казахском языке?
- А как будет "друг" на казахском языке?
- Сколько у человека может быть друзей?
- А мы с вами друзья?
Организует "Круг радости":
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Задаёт проблемный вопрос:
- Что такое "дружба"?
- А мы можем быть настоящими друзьями, которые в любой момент приходят на выручку?
Сюрпризный момент: заходит грустная Женя из сказки "Цветик - семицветик" с корзинкой в руках.
Воспитатель выясняет:
- Какое настроение у Жени?
- Почему ты грустная?
(Бабушка подарила ей волшебный цветик - семицветик, ветер подул и сорвал все лепестки с цветка. Чтобы цветок стал опять волшебным, нужно собрать лепестки правильно, а для этого нужно выполнить задания. А помочь некому: первый день в детском саду, нет друзей).
- Сможем ли мы помочь Жене и стать её друзьями?
Дети идут друг за другом, эмоционально
воспринимая текст песни, повторяют слова "Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот что значит настоящий, верный друг."
Задумываются, объясняют, анализируют, рассуждают, делают вывод
Берутся за руки, проговаривают слова, выполняют движения
Решают проблему
Рассуждают, объясняют: "Дружба - это когда люди хотят быть вместе; играют вместе, не ссорятся
Да, можем
Приветствуют гостью
Выслушивают диалог воспитателя и Жени, участвуют в нём
Сочувствуют Жене
Соглашаются помочь
2 этап
Организационно -поисковый
- А сейчас мы с вами это проверим.
Предлагает правильно раскладывать лепестки.
1лепесток (красный).
1 задание.
С/и «Комплименты»
2 лепесток (оранжевый).
2 задание.
Проводит д/у "Мои друзья".
- один хлопок.
- два хлопка.
- три хлопка.
Организует "Хоровод дружбы".
3 лепесток (жёлтый).
3 задание.
Р/и "Чудо цветик".
Звучит релаксационная музыка.
4 лепесток (зелёный).
4 задание.
д/и " Хорошо - плохо" (по карточкам).
Обвести красным карандашом плохой поступок, зелёным - хороший поступок.
Звучит тихая, спокойная музыка.
5 лепесток (голубой).
5 задание.
Словесная игра "Закончи предложение".
Я обижаюсь на друга, когда.
Я радуюсь с другом, когда.
Я грущу, когда.
Я радуюсь за друга, когда.
Я забочусь о друге, когда.
6 лепесток (синий).
6 задание.
Слайды к сказкам "Кто настоящий друг?".
7 лепесток (фиолетовый).
7 задание.
- Солнце грустное, не светит. Чего не хватает у солнышка?
- Оно светит и греет без лучей?
- Возьмитесь за руки. Какие ладошки?
- Давайте превратим наши ладошки в разноцветные лучики с помощью красок, чтобы солнце весело засияло.
Звучит песня "Улыбка".
Обращает внимание на сияющее солнышко - последний лепесток собрал весь цветик - семицветик. Солнышко теперь улыбается.
Отмечает, что улыбка тоже помогает найти друзей.
Выполняют первое задание, по кругу говорят друг другу комплименты.
Играют в игру:
- здороваются за руки
- обнимают друг друга
- улыбаются друг другу
Встают в круг, водят хоровод "Вперёд 4 шага."
Собирают картинки в парах под музыку по схемам.
Анализируют, сравнивают, делают выбор, обводят изображённые ситуации определённым цветом
под музыку
Продолжают
Он дерётся, не делится игрушками
Нам весело, когда у него новая игрушка, хорошее настроение
Друг болеет, не пришёл в детский сад, не делится игрушками
Он здоров, у него всё получается
Он болеет, не может завязать шарф, шнурки
Смотрят с интересом, анализируют, дают характеристику герою
Лучиков
Нет, не светит
Тёплые
Рисуют ладошками
цветные лучи солнцу
под музыку
Радуются
3 этап
Рефлексивно - корригирующий
Обращает внимание на солнце и цветок - выполнили дружно все задания.
Женя благодарит детей: они настоящие друзья.
Давайте, дети,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как травы с лугом,
Как ветер с морем,
Поля с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Радуются своим
достижениям
Довольны, что смогли помочь другу
Предполагаемый результат:
Воспроизводят: пословицы о дружбе и друге, нравственные качества и правила друзей, своё отношение к другу.
Понимают: что такое "дружба", кто настоящий друг; смысл пословиц; поступки героев.
Применяют: умение сопереживать, оказывать помощь; работать в парах, всей группой, добиваясь поставленной цели; оценивать и анализировать поступки героев.