Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму
Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму
Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму
«Истоки, способностей дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
В. А. Сухомлинский
Практика обучения показывает, что наибольшие трудности у детей в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических упражнений.
Итальянский педагог Мария Монтессори в своей книге «Дом ребенка» предложила
подготовить ребенка к письму без письма с помощью подготовительных упражнений.
Она утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он
приступил к самой работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму»
МБОУ СОШ № 18
(дошкольное отделение «Семицветик»)
Сообщение на тему:
«Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму»
Выполнил: воспитатель
Максимова И. В.
Серпухов, 2024г.
Штриховка - необходимый этап работы при обучении письму
«Истоки, способностей дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем
больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем
тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума».
В. А. Сухомлинский
Практика обучения показывает, что наибольшие трудности у детей в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причины этого: во-первых, отсутствие интереса к освоению письма и выполнению графических упражнений, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических упражнений.
Итальянский педагог Мария Монтессори в своей книге «Дом ребенка» предложила
подготовить ребенка к письму без письма с помощью подготовительных упражнений.
Она утверждала, что надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он
приступил к самой работе.
Если работой, которую должен выполнять ребенок, является письмо, то мы, следовательно, должны найти ряд таких подготовительных упражнений, после которых письмо букв и слов будет проходить для него безболезненно.
Почти все дети не любят писать, у них нет потребности в этом.
Научные исследования показывают, что школьник, приступивший к письму, не только
не ощущает потребности в этой новой речевой функции, но в высшей степени смутно
представляют себе, для чего вообще эта функция нужна ему.
Создается гигантский барьер в обучении письму:
во - первых - " не хочу";
во - вторых - "не могу".
Как это нежелание преодолеть? Нельзя ли облегчить обучение письму, построить занятия интереснее, чтобы захотелось писать?
Есть замечательное педагогическое правило: хочешь, чтобы дети чему-то очень
захотели научиться, обеспечь им первый успех.
Очень важно поставить руку, подготовить ее к работе. Тем более, что у бедующего
первоклассника очень слабы мелкие мышцы пальцев и кисти руки.
Какие уникальные упражнения подобрать, чтобы выработать уверенность штриха? Что необходимо сделать, чтобы ребенок при переходе к письму в тетрадях писал механически, не задумываясь о соединениях букв, их начертаниях.
Найти ответы на мои вопросы помог такой вид работы как штриховка. Работая над ней у ребенка развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности.
При выполнении штриховок ребята не чувствуют утомления и усталости, а
значит, нет скучающих детей и не падает интерес детей к письму. Штриховать дети начинают, придя в среднюю группу, и продолжают до конца периода обучения грамоте.
Для работы нужны альбомы или блокноты в клеточку на пружинках, цветные ручки и
трафареты с геометрическими фигурами и т.д. Дети обводят фигуры, штрихуют их
сначала параллельными отрезками, затем волнистыми и круговыми линиями,
полуовалами, петлями.
Задания необходимо располагать по принципу «от простого к сложному».
Вначале давать ребенку изображения для выполнения штриховки по образцу,
а затем более сложные изображения, требующие умения работать по условным обозначениям и выполнять несколько заданий одновременно – копировать или дорисовывать фигуры и штриховать.
Выполнять штриховку можно парными параллельными, горизонтальными, вертикальными или наклонными линиями.
Штриховать можно ручками или карандашами разных цветов.
Правила штриховки:
1. Штриховать необходимо в направлении, заданном в образце.
2. Важно соблюдать одинаковые расстояния между линиями.
3. Не следует выходить за контуры фигур
4. Необходимо обращать внимание на то, как ребенок сидит, как он держит ручку,
как лежит тетрадь или шаблон. Во время занятий штриховкой избегайте переутомления ребенка.
5. Систематическое выполнение упражнений, поможет развить мелкую моторику рук ребенка, координацию движений, позволит сформировать умение ориентироваться на листе бумаги.
Такая работа очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют