Формирование каллиграфического письма в начальной школе.
Обучение письму – очень сложный процесс, требующий непрерывного напряженного контроля. Его результативность в значительной мере зависит от уровня развития мышления ребенка, его памяти, зрительного и ориентационно-пространственного восприятия.
Красивое письмо – это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказывается на формирование мира ребенка, помогают ему расти внутренне красивым человеком.
Самые большие трудности, доставляющие много огорчений – это уроки письма. Нужно каждый раз осваивать много нового, а руки еще слабы, не слушаются. За 3 месяца необходимо освоить написание 300 элементов. У поступающих в школу детей слабо развиты мелкие червеобразные мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, поэтому им трудно первое время при письме. Между тем процесс письма не может быть осуществлен без участия зрительных и двигательных анализаторов без определенного уровня развития мелкой мускулатуры и координации движения. Все это создает сложности в овладении графическими навыками.
Но целью занятий каллиграфией является формирование не только графически правильного, четкого письма, но и достаточно скорого письма. И следовательно необходимы особые педагогические методы, приемы, которые помогли бы детям научиться сосредотачивать внимание на элементах, составляющих конфигурацию буквы, видеть ее сходство и различия с другими буквами, соблюдать пропорциональность, наклон и т.д.
В системе обучения письму получают распространение такие методы, как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Кастера.
Обучение чистописанию копировальным или (стигмографическим) методом заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом.
Использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Умелое применение этого способа может дать определенный четкий эффект при исправлении подчерков учащихся.
Линейный метод берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовой подход к обучению - точные и всегда одинаковое расстояние между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей, т.е. букву, а следовательно, и слова можно было писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами.
Генетический метод заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности.
Генетический способ наиболее подходящий для первоначального овладения письмом. При письме же буквы в порядке алфавита или в порядке, данном в букваре, изучение начинается с очень трудных форм.
Тактический (ритмический) метод – это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Он удобен для работы со всем классом, повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению нужной скорости письма.
Но при длительном и постоянном применении такого способа дети быстро утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Еще один из распространенных методов – обучению письму путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки, пальцев, кисти, предплечья. Этот метод вошел в историю как метод англичанина Кастера, описавшего его в начале XIX века. При применении этого метода достигается свободные уверенные движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми шрифтами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы при овладении умением пользоваться направлением, пространством листа, развитием свободы и легкости движения руки.
По мнению многих методистов, система управления Кастера была больше пригодна для взрослых, чем для детей, так как многие росчерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельных упражнений успешно использовались и для детей.
Итак, как мы видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного не оправдал себя. Наилучшие результаты всегда достигалась путем разумного сочетания этих способов на определенных этапах обучения.
Рассмотрим, какими должен пользоваться учитель при обучении детей чистописанию, отметим при этом, какие из них являются главными.
1. Первостепенное значение при обучении чистописанию имеют показ учителям процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа. Это и есть основной прием обучения каллиграфическим навыкам письма. Показ осуществляется на классной доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Задача ученика – увидеть и понять, как надо написать и воспроизвести у себя в тетради данный ему образец.
Писать образец на доске учитель должен так чтобы его все видели, как учитель пишет. Написанное можно еще раз обвести указкой, тем самым повторить показ движения для всех учащихся класса. Это особенно обязательно при первичном ознакомлении с буквой.
Если дети в первые пишут буквосочетание, его обязательно надо показать на доске. В букварный период это приходится делать часто.
Показ письма буквы, буквосочетания должен обязательно сопровождаться объяснением учителя: где начать писать букву, куда вести руку, где сделать поворот, какой формы и величины та или иная часть буквы.
2. Другим методом обучения чистописанию следует считать списывание учащихся с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради.
При списывании с образца производится зрительный анализ образца и сравнивание его с воспроизведенным.
Хороший образец письма влияет на письмо учащихся - это образец для неосознанного подражания. Поэтому важно, чтобы любые записи учителя в тетради учащегося были выполнены аккуратно, красивым разборчивым подчерком.
При наличии прописей сокращается работа учителя по прописыванию образцов в тетрадях учащихся. Однако полностью эта работа не снимается. Образцы письма в тетради учеников используются для индивидуальной работы над подчерком.
3. Копировальный метод. Его следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца объединяется учащимися без достаточного опознавания процесса письма и даже ведения формы буквы.
Однако при копировании, если оно осуществляется правильно, ученик упражняется в выполнении правильного движения, всего того, чего того зрительно воспринимая, он не может перенести свое движение во время письма.
Некоторые учителя дают учащимся копировать образцы через прозрачную бумагу, кальку. Обведение через кальку или по точкам психологически имеет то же значение – закрепление правильного движения.
4. Воображаемое письмо, или обведение над образцом, письмо в воздухе. Во время этого приема учащийся опирается не только на двигательные ощущения, но и на зрительно воспринимаемый образец. Это помогает ученику усваивать как движение, так и правильную форму буквы.
Воображаемое письмо проводиться или по написанному учителем образцу на доске, или вслед за письмом учителя на доске, по прописям.
Недостаток этого метода заключается в том, что учитель не может учесть каков результат обведения, повторения движения, насколько точно дети воспроизводят движение и форму образца.
5. Анализ формы букв.
Увидеть общее, понять, что при письме вниз у нас один и тот же наклон, а при письме вверх большой наклон, но во всех соединительных движениях также одинаковый, очень важно для сознательного владения формой букв именно так у них вырабатывается единый наклон в письме и правильная форма букв.
Можно анализировать форму буквы, раскладывая ее на составляющие, зрительно выделяющие элементы, а можно разбирать букву по элементам движения.
6. Одним из методов обучения графическим навыком письма можно считать введение в обучение правил, которые учащиеся должны хорошо знать. Это способствует сознательному овладению навыкам письма.
Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Складывается правила из тех задач, которые ставит учитель перед учениками в процессе письма.
В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже привила, непосредственно связанные с процессом письма:
1) Буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном.
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом расстоянии друг от друга.
3) Писать надо красиво.
Со II класса вводятся такие правила:
1) буквы в словах необходимо писать одинаковой высоты.
2) Слог пишется безотрывно.
3) Писать надо быстро и красиво.
Учитель должен вводить эти правила постепенно. Правил – писать надо красиво – является как бы выводом из предыдущих. Дети должны понимать смысл каждого правила. Что значит писать красиво? Писать чисто без помарок, не заходить на поля, стараться писать так, как в прописях, написать ровно и наклонно, не обводить буквы дважды.
В III классе к этому правилу добавляются требования писать не только красиво, но и быстро.
7. Важным методом обучения чистописанию является письмо под счет или в такт счету. Такое письмо способствует выработке плавного ритмичного письма определенного темпа, оживляет работы, вызывает интерес к письму. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно и постоянно.
8. Одним из методов обучения письму можно считать прием показа ошибочного написания для того, чтобы дети сами увидели, в чем ошибка, почему буква, слог, слово написано не правильно, и напиши ответ, как не допускать таких ошибок.
В I классе лучше не выносить на доску пример ошибочного написания букв. Детям рекомендуется самим найти у себя ошибку. Потом учитель дает задание написать следующие три буквы без ошибок.
В II и III классах общую для многих учащихся ошибку учитель выносит на доску. Дети сами находят ошибку и прописывают в тетради букву или слог без ошибки.
Применяются так же приемы взаимной проверки. Учитель при этом должен ориентировать детей не на оценку работы товарища, а на помощь ему.
Это основные методы, применяемые в обучении каллиграфическим навыкам письма. Кроме них можно отметить другие, такие, как рисование детьми бордюров, штриховка мелких форм и др.
На разных этапах обучения степень применения того или иного приема будет различной, что зависит от уровня овладения навыкам письма.