Верблюжонок: Здравствуйте ребята. Окончив школу «Юного туриста» вы сможете отправиться в настоящий поход. Если мы с вами будем путешествовать по лесу, то наше путешествие будет «лесное», Путешествие по реке – речное путешествие; Путешествие по горам – горное путешествие; Путешествие по морю – морское путешествие; Путешествие по степи – степное путешествие. Верблюжонок: путешественники должны быть находчивыми, давайте поиграем в игру «Логично – не логично» Сахар и песочное печенье; сахарный песок и песок речной; песок речной и песочное печенье; Скажите, что общего между этими предметами? Песок, сахарный песок, песочное печенье. Скажите, кто первый помощник туриста? (Карта) Вы знаете, как на казахском языке слово карта? Воспитатель предлагает рассмотреть карту. Что на карте обозначено синим цветом? Как на казахском языке река? Море? В Казахстане около 6 тысяч рек и озёр. Зелёный и жёлтый цвет – это низменности и равнины. Что на карте обозначено коричневым цветом? Как на казахском языке горы? Красным цветом на карте обозначены пустыни и полупустыни. Пустыня на казахском языке будет - . Нашу республику называют «кладовой полезных ископаемых» и один из них – это песок. Всё это наша Родина – родная земля – Сегодня мы с вами отправляемся в пустыню. Скажем волшебные слова: один, два, три – в пустыню всех перенеси. Показ видео: «Пустыня» Что вы видите вокруг? (песок) Мы с вами в песчаной пустыне. А ещё бывают каменистые, солончаковые, глинистые пустыни – такыры, которые возникли в результате испарения водоёмов. Пустыня – это от слова «Пусто» или в ней кто – то живёт? Кого можно встретить в пустыне? Почему не видно жителей пустыни? (они умеют хорошо прятаться и выходят обычно ночью) Верблюжонок: ребята, вы знаете что такое песок? Как он образуется? Помните, туристы не только отдыхают, но и узнают новое. Предлагаю изучить свойства песка: Ребёнок проводит опыт: над листом бумаги он трёт друг о друга камни. В результате на листе бумаги окажется несколько мелких обломков. Предлагает рассмотреть их через лупу. -Что можно сказать о песчинках? Сравните их. Все ли они одного цвета, размера? Давайте сделаем вывод что такое песок: песок – это маленькие частички камней разного цвета и размера. В природе камни разрушаются под действием солнца, мороза, ветра и дождя. Предлагает исследовать другие свойства песка: Сухой песок легко пересыпается – почему? Предлагает пересыпать из одной ёмкости в другую. Работа с ситом: через сито просеваем песок, он сыплется из сито в ёмкость и наоборот. - Какие песчинки? (сухие, мелкие, лёгкие) - Соединены они между собой? (нет) Вывод: песок сыпучее вещество, отдельные крупинки не скреплены между собой и разные по размеру. Давайте понюхаем песок. (сухой песок не пахнет) -Где используется сыпучесть песка? (песочные часы – очень древние, но дошли до наших дней, используются в медицине) Как вы думаете, почему черепахи, ящерицы откладывают яйца в песок? ( песок нагревается солнцем и становится тёплым) Предлагает проверить: на одну часть песка направлена лампа, на другую – нет. Каким стал песок? Давайте представим, что прошёл дождик. Каким стал песок? Давайте его понюхаем. (мокрый песок имеет специфический запах) Предлагает сравнить мокрый и сухой песок: 1 разного цвета. 2 из сухого песка нельзя построить постройку, а из влажного можно. 3 сухой песок легче влажного, потому что между сухими песчинками воздух, а во влажном вода; вода тяжелее воздуха. Аккуратно мерной ложечкой возьмите сырой песок и выложите его на тарелку, рассмотрите его через лупу. (песчинки прилипли друг к другу, так как из мокрого песка выходит воздух) А теперь попробуйте пересыпать мокрый песок обратно в ёмкость.( мокрый песок не сыплется, он лепится) Вывод: влажный и сухой песок отличаются цветом, запахом, весом, сыпучестью. Песок – это природный фильтр, он пропускает воду и очищает её. Проверим: приготовим ёмкость с грязной водой (примесь глины) нальём часть воды в бутылку с песком и ждём пока она просочится в песок. Теперь сравним отфильтрованную воду и грязную. Как изменилась вода? (вода стала чистой, но не питьевой) Мы с вами хорошо потрудились, пора отдохнуть. Проведение физ.паузы «Мираж» (перевоплощение) Присядьте, я вам расскажу удивительную историю, но сначала нужно расстелить эту нить из верблюжьей шерсти. Как вы думаете зачем? (запах верблюжьей шерсти отпугивает насекомых) Какую ещё пользу приносит верблюд? Верблюды очень сильные и выносливые животные. Они переносят грузы, люди используют их мясо, шерсть, молоко. Из молока верблюдицы вырабатывают - шубат – очень ценный и питательный напиток. А вы знаете, что бывают «Поющие барханы» ? «Поющий бархан» - это песчаный холм, расположенный у подножья гор Большой и Малый Калкан Талдыкорганской области. Когда дует ветер, мелкие песчинки сыплются вниз по холмам. В это время образуется мелодичный звук. Если ветер усиливается, то этот звук превращается в гул реактивного самолёта. Люди приезжают сюда специально, чтобы послушать эти дивные звуки. Такого удивительного «Певца» в природе больше нет ни в одной стране. Какую пользу приносит нам песок? Д/И «Кластер» Песок – природный фильтр воды, он очищает воду, а вода нужна всем: и растениям и животным и человеку. Песок – это строительный материал. (добавляют в цемент, изготавливают кирпичи) Из песка изготавливают стекло. Песок используют при тушении пожаров. Песком посыпают дорожки в гололёд. Садоводы смешивают почву с песком, чтобы улучшить урожайность. Песочные пляжи – место отдыха. Дети любят играть с песком. Художники создают картины из песка, предметы искусства. Из песка изготавливают зеркала, хрусталь, украшения, фарфоровую посуду, применяют в украшении интерьера. Песок это «Хорошо» или «Плохо»? Когда песок – это плохо? (песчаные бури, трудно передвигаться, дышать, засыпает дороги и города) Верблюжонок: Я для вас приготовил подарок. ( узнай на ощупь) Как вы думаете, зачем я его хочу подарить? Я вам желаю иметь столько друзей, сколько песчинок в пустыне. А ещё хочу, чтобы вы помнили о нашем путешествии. Что вам запомнилось? Что вы узнали нового? Предлагает посмотреть видео : «Рисунок на песке» |