kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "Школа юных туристов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, активно участвующих в туристско-краеведческой работе школы. Программа рассчитана на один учебный год с обязательной организацией похода.Программа элективного курса должна  работать по четкому учеб­ному расписанию, предусматривающему усвоение знаний и уме­ний в определенной последовательности и в тесной связи тео­рии с практикой.

Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.

 

Задачи:

-Определение значения туризма в досуге школьников.

-Выявление основных видов туризма.

-Развитие общего кругозора учащихся.

-Определение месторасположения особо охраняемых территорий Волгоградской области.

-Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

-Выделение основных правил поведения в природе.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Школа юных туристов"»

Забара Татьяна Геннадьевна, учитель географии МОУ СШ № 8 г.Волгограда

Элективный курс «Школа юных туристов» 34 часа.

Пояснительная записка.

Юных туристов по праву называют пытливыми и любознательными, влюбленными в свой край, во все прекрасное, что их окружает. Туризм стал для многих детей страстным увлечением. Пешие, велосипедные, водные, лыжные походы закаляют ребят, учат преодолевать трудности. С каждым годом расширяются виды туризма, география туристских походов, совершенствуется их техника и тактика. Туристский поход-ведущая форма туризма. На маршрутах походов решаются воспитательные, оздоровительные и образовательные задачи, удовлетворяются физиологические, психологические и эстетические потребности организма детей и подростков, приобретаются и закрепляются определенные навыки. Походы учащихся - это тропы патриотизма, мужества и познания Родины. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных сторонах жизни народа, о своём крае, о разных районах нашей страны, а в зарубежных туристских поездках – о других странах мира. Поэтому туризм должен занимать значительное место в свободном от учёбы времени школьников, в период каникул, в воскресные и праздничные дни и являться одним из основных направлений внешкольной воспитательной работы. Школьный туризм тесно связан с краеведением. Большая часть туристских походов, экскурсий и путешествий школьников имеет краеведческое содержание. Правильно организованное и хорошо проведенное турист­ское путешествие обеспечивает хороший отдых, физическое раз­витие и спортивное совершенствование туристов, расширяет их кругозор, воспитывает коллективизм, любовь к природе, дисци­плинированность, мужество и инициативу.

Предлагаемая программа рассчитана на учащихся 7-8 классов, активно участвующих в туристско-краеведческой работе школы. Программа рассчитана на один учебный год с обязательной организацией похода.

Программа элективного курса должна работать по четкому учеб­ному расписанию, предусматривающему усвоение знаний и уме­ний в определенной последовательности и в тесной связи тео­рии с практикой.

Теоретические занятия (лекции, беседы) и практические за­нятия в помещении проводятся раз в неделю, практические за­нятия на местности желательно должны проводится до двух раз в месяц. Большое внимание должно уделяться закреплению знаний и тщательной отработке практических приемов, необходимых для обучения туристов. В курсе представлены игры, упражнения и за­дания, которые можно использовать на занятиях по обучению юных турис­тов в помещении и на местности, при проведении слетов, соревнований, в походе, на прогулке. Туристские игры и со­ревнования не только поднимают интерес к туризму, помогают закрепить полученные в процессе обучения знания, но проходят как праздники, радо­стные и приятные для ребят события.

В игре воспитательные задачи решаются в привлекательной для ребят форме, так как здесь соревновательные элементы, стремление детей испытать себя в преодолении трудностей в не­простых зимних условиях сочетаются с богатым краеведческим материалом страны, который дети осваива­ют в процессе подготовки и проведения игры. Первостепенной задачей игр на местности (впро­чем, как и большинства других игр) является спло­чение коллектива. Для этого необходимо:

  • познакомить детей с правилами игры и на­учить следовать им;

  • помочь осознать ребятам необходимость под­чиняться групповым требованиям, дать им возможность самостоятельно контролировать
    поведение друг друга и свои действия;

  • объяснить, что невыполнение групповых норм в реальных отношениях ведет к дезор­ганизации игры.



Целью разработанного курса является привлечение внимания школьников к туристско-экскурсионному делу. Оно является составной частью социального развития и повышения уровня жизни населения и дальнейшего улучшения здоровья и отдыха, даёт реальную возможность успешной самореализации подростка в будущей профессии, заранее ориентированного в смежных областях деятельности.


Задачи:

-Определение значения туризма в досуге школьников.

-Выявление основных видов туризма.

-Развитие общего кругозора учащихся.

-Определение месторасположения особо охраняемых территорий Волгоградской области.

-Подготовка учащихся к практическим навыкам ориентирования и выживания в природе.

-Выделение основных правил поведения в природе.


Изучение данного курса предполагает проведение лекционных, групповых, индивидуальных и практических занятий. Обязательное условие работы – выполнение творческих заданий, выработка навыков поисково-исследовательской и проектной деятельности. Проекты учащихся могут быть представлены на конференциях и конкурсах различных уровней. Практический подход закрепляет и расширяет знания, полученные на уроках истории, географии, естествознания, экологии, ОБЖ и др. предметах.

Предлагаемая программа объединения «Школа юных туристов» реализуется в МОУ СОШ №8 п.Горьковский города Волгограда с 2000 года.

Обучающиеся неоднократно получали призовые места на турслетах и соревнованиях города и области в течении многих лет. Многие «выпускники» нашей «Школы юных туристов» с полученными ими навыками и знаниями определились в выборе будущей профессии:

следователи по особо важным делам (Ковальчук Анна, Мамедов Сахиб, Нестерова Софья), инструктор по туризму (Киричкова Кристина, Тахтамышев Руслан), специалист по туризму и гостиничному хозяйству (Черкасова Елена, Малышева Ксения), гид-экскурсавод по Волгоградской области и г.Волгограду (Гончарова Дарья, Дронова Оксана), учитель биологии и географии (Таранов Антон), менеджер в сфере туристического бизнеса (Лисина Яна), и т.д.




















Примерный тематический план занятий.


№п/п

Наименование темы

Количество часов


всего

Теоретические знания

Практические занятия

В помещении

На местнос-ти

Туризм - лучший вид отдыха. Школьный туризм.

2

1

1


Организация и планирование туристско-краеведческой работы в школе

2

1

1


Родной край. Туристские возможности родного края.

2

1

1


С чего начать?

3

1

1


Хозяйство туриста.

3

1

1

1

Походная столовая.

2

1

1


Привалы и ночлеги.

2

1

1

1

Азбука следопыта.

3

1

1

1

Мы идем в поход.

2

1

1

1

Школа выживания.

3

1

1

1

Походная медицина

3

1

1

1

Полезные мелочи.

2

1

1


Краеведческая работа в путешествии.

3

1

1


Туристические слеты и соревнования.

2

1


1

Итого

34

14

13

7









ПРОГРАММА


Тема1.Туризм-лучший вид отдыха. Школьный туризм. Цели и задачи школьного ту­ризма: расширение и углубление знаний, полученных в школе, воспитание патриотизма и интернациона­лизма, укрепление здоровья и организация активного отдыха, физическая закалка, приобретение трудовых и прикладных уме­ний и навыков, развитие самостоятельности и инициативы, чув­ства дружбы и коллективизма, выполнение общественно полез­ной работы, приобретение навыков исследовательской работы.

История развития туризма в стране. Совре­менная организация туризма в России. Станции юных туристов, туристские клубы. Виды туризма: пеший, лыжный, водный, горный, велосипедный и др.Пешие прогулки и экскурсии. Походы по ме­стам боевой и трудовой славы наро­да, по заповедным местам природы. Традиции туризма.

Тема 2.Организация и планирование туристско-краеведческой рабо­ты в школе. Школьный туристско-краеведческий клуб. Формы турист­ской деятельности в школе: походы и путешествия, экскурсии и экспедиции, туристские слеты и со­ревнования, школьные выставки и музеи. Проведение туристских викторин, вече­ров. Организация соревнований по туристско-краеведческой работе в школе. Планирование туристско-краеведческой работы в школе.

Практические занятия. Составление плана работы - туристской секции (кружка).


Тема 3. Родной край. Туристские возможности родного края. Гео­графическое положение и границы родного края, его характе­ристика: территория, климат, рельеф, основные водоемы и реки, растительный и животный мир, полезные ископаемые, экономи­ка, транспортная сеть, население.

Историческое прош­лое родного края. Знатные люди края. Памятные места, экс­курсионные объекты и памятники природы, заповедники. Рекомендуемые экскурсии и маршруты похо­дов, путеводители, туристские картосхемы и другая литература о родном крае.

Практические занятия. Работа с литературой, путеводителя­ми, картосхемами о родном крае с целью выявления маршру­тов (и экскурсионных объектов на них) для походов.

Викторина «Знай и люби свой край»


Тема 4. С чего начать? (Подготовка, проведение и подведение итогов путешествия). Правила организации и проведения туристских путешествий на территории поселка, района, края. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися школ. Обязанности руководи­теля и участников путешествия. Подбор группы. Определение цели и района путешествия. Распределение обязанностей.

Разработка маршрута, составление сметы и календарного плана путешествия, подбор картографического материала. Оформление походных документов. Получение разрешения на выход в путешествие. Подведение итогов путе­шествия: составление описания маршрута (отчета), организация выставки, итоговой конференции.

Практические занятия. Разработка маршрута, составление календарного плана, сметы похода. Оформление походных доку­ментов: заполнение маршрутных листов.

Игра «Собираемся в поход»


Тема 5.Хозяйство туриста. (Туристское снаряжение). Групповое и личное снаряжение. Подготовка снаряже­ния к путешествию. Уход за снаряжением и его ремонт. Укладка рюкзака. Значение правильной подготовки сна­ряжения для обеспечения безопасности туристского путешест­вия.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Проверка снаря­жения перед путешествием.

Игра «Собери рюкзак»

Викторина туриста-хозяйственника.


Тема 6. Походная столовая (Питание в путешествии). Значение правильной организации питания в путешествии. Подбор продуктов питания для путешествия. Требования к продовольствию. Упаковка и хранение продуктов. Ре­жим питания в путешествии. Примерные дневные нормы расхо­да продуктов. Составление походного меню. Учет расхода про­дуктов. Приготовление пищи.

Практические занятия. Составление походного меню. Приго­товление пищи на костре.

Конкурс на лучшее походное блюдо.


Тема 7.Привалы и ночлеги. Назначение, периодичность и продол­жительность привалов. Требования к местам привалов и ночле­га в полевых условиях, их безопасность. Устройство ночлега в поле­вых условиях; выбор места, планировка лагеря, распределение работ, установка палаток, заготовка топлива. Хранение снаряжения. Защи­та от насекомых.

Типы костров и их назначение (особенности древесины, заготовка дров, способы добывания огня). Охрана природы на местах привалов и ночлегов. Снятие лагеря, гаше­ние костра, уборка места привала.

Практические занятия. Выбор места для ночлега и плани­ровка лагеря. Установка палаток, заготовка топлива, разведение костров. Уборка места привала.

Конкурс на лучшего кострового.

Игра «Привал»



Тема 8. Азбука следопыта. (Топография и ориентирование на местности). Значение топографии и ориентирования на местности для похода. Карты и туристские схемы. Основные сведения о карте: масштаб, услов­ные обозначения, изображение рельефа и т. п. Чтение карты и работа с ней: ориентирование, определение масштаба, измерение расстояний. Работа с картой, планом, схемой на местности.

Компас. Ориентирование на местности по карте, компасу и местным признакам. Простые способы определения сторон света и времени суток (по местным признакам, солнцу, Полярной звезде, по часам, по времени восхода и заката солнца, по луне). Азимут и движение по нему. Определение рас­стояний на местности. Глазомерная съемка участков маршрута.

Практические занятия. Чтение карты и работа с ней. Ори­ентирование на местности по карте, компасу и местным пред­метам. Движение по азимуту в различных условиях. Глазомер­ная съемка участков маршрута.

Игра «Карта Робинзона»

Игра «Не сбиться с пути»

Игра «Самый наблюдательный»

Игра «Тренируем глазомер»

Игра «Шагай-считай»

Походная математика.


Тема 9. Мы идем в поход (Техника и тактика путешествия). Организация движения на местности: скорость, ритм и порядок движения, обязанности направляющего и замыкающего, место слабого в строю. Дисциплина при движении. Разведка в пути, сигнализация и связь, взаимо­помощь. Примерный распорядок дня. Естественные препятствия: заросли леса и кустарника, скло­ны, заболоченные участки, водные преграды. Техника их преодо­ления и меры предосторожности. Основные туристские узлы и их приме­нение. Основные приемы страховки и самостраховки.

Практические занятия. Изучение маршрута по литературе, описаниям и отчетам. Составление графика движения и распо­рядка дня. Организация движения на местности в различных условиях. Тренировка в вязании узлов. Тренировка в преодо­лении различных препятствий.

Конкурс туристских проводников.

Конкурс «Завяжи узел»


Тема 10. Школа выживания. (Обеспечение безопасности в путешествии).Обя­занности руководителя и участников в обеспечении безопасности путешествия. Меры предупреждения опасности. Международная система сигналов бедст­вия. Правила купания в незнакомых водоемах. Оказание помо­щи терпящим бедствие на воде.

Практические занятия. Страховка при преодолении различ­ных препятствий (водных преград, склонов, заболоченных уча­стков, зарослей леса и кустарников). Страховка при помощи веревок.


Тема 11. Походная медицина (первая доврачебная медицинская помощь). Личная гигие­на туриста. Возможные в пути забо­левания и травмы, лечение их в походных условиях. Предупреж­дение заболеваний. Первая помощь при ожоге, кровотечении, повреждении кожного покрова, ушибе, вывихе, растяжении, пе­реломе, солнечном, тепловом ударе, обморожении, отравлении, ядовитом укусе животных. Наложение повязок. Приемы спасения утопаю­щего. Искусственное дыхание. Транспортировка пострадавшего. Состав медицинской аптечки. Лекарственные растения-средства оздоровления организма человека.

Практические занятия. Комплектование медицинской аптеч­ки. Наложение повязок, шин. Отработка приемов спасения «уто­пающего», искусственного дыхания, транспортировки «постра­давшего». Знание лекарственных растений своей местности.

Игра «Вылечи человека»


Тема 12. Полезные мелочи. Как сделать подстилку. Как определить возраст хвойных пород. Как спуститься по крутому склону. Как выкачать воду из лодки. Как закрепить веревку. Как соорудить надежный плот. Дары природы. Лесные каши и масло. Овощи леса и поля. Лесные напитки. Гигиена и парфюмерия в лесу.

Практические занятия. Плетение подстилки из травы, определение возраста пород деревьев по спилам и пням, спуск по крутому склону при помощи веревки, скручивание толстой веревки из тонких, обнаружение в природе растений из которых приготавливается еда и моющие средства.

Конкурс знатоков природы.

Игра «В гости к Берендею».


Тема 13. Краеведческая работа в походе. Краеведческие наблюдения в походе: наблюдения по метеорологии, геологии, бота­нике, зоологии, минералогии. Поисковая работа в путешествии.

Краеведческие навыки: ведение дневника, составление опи­сания маршрута, сбор документального материала и др. Обра­ботка и оформление собранных краеведческих материалов. Снаряжение для исследовательской рабо­ты (гербарные сетки, папки, бумага, геологические молотки и т. д.). Приборы для наблюдений за погодой (термометр, барометр, анемометр).

Охрана природы: борьба с пожа­рами и вредителями леса, с засорением лесов, озер, рек. Очист­ка лесов, посадка зеленых насаждений. Охрана водоемов. Проблема сохранения окружающей среды.

Участие в районных, городских, областных туристско-краеведческих соревнованиях и слетах.

Практические занятия. Составление программы краеведчес­ких наблюдений в походе, путешествии. Обработка и оформле­ние собранных краеведческих материалов. Пробные занятия с группой в поме­щении и на местности.



Тема 14.Туристские слеты и соревнования. Задача туристских сорев­нований. Виды соревнований на слете: туристский поход с выполне­нием краеведческих заданий, смотр туристских навыков (быт), соревнование по ориентированию на местности и технике туриз­ма, конкурсы туристической песни.

Практические занятия. Участие в организации школьных, районных соревнованиях.


Литература

1.Вам, туристы! Как проводить наблюдения над природой в туристском походе.

Под ред. И. М. Распопова. Лениздат, 1963.

2.Жихарев А.М. Собираемся в поход. Ярославль., Академия развития,2004

3.Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6-8 классы М., «Глобус» 2007.

4.Куликов В.М., Л.М.Ротштейн .Школа туристких вожаков.М., Владос, 1999

5.Куприн А. М. Умей ориентироваться на местности. М., Изд-во ДОСААФ, 1968.

6.Наравцевич 3. А., Xодаков Н. М. Участнику туристского похода. М., «Медицина», 1964.

7.Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо - туристской деятельности М.,Аркти.2004

8.Туристская игротека.Под ред.Константинова Ю.С.М., Владос, 2000.

9.Туристское снаряжение. М., Профиздат, 1968.

10.Фадеев Б. Г. Туристско-оздоровительные лагеря. М., Профиздат, 1969.

11.Энциклопедия туриста М., «Большая российская энциклопедия» 1993








Приложения

Игра «Собери рюкзак»

Цели: развить внимание, логическое мышление, подготовиться к походу.

Оборудование: конверты, карточки с изображением различных предметов.

Рекомендации: эту игру можно провести с ребятами накануне похода.

Ход игры

В начале игры ведущий обращается к участникам со словами: «Мы уходим в трехдневный поход с ночлегом. Какие предметы нам нужно взять с собой?» После чего каждому ученику выдают конверт, на котором изображен рюкзак. В конверте - карточки, на которых на­писаны названия различных предметов: ведро, кукла, зонт, зубная щетка, тарелка, стакан, ложка, компас, свеча, утюг, котелок, палатка, подушка, топор, кастрюля, утюг, блокнот, ложка, полотенце и т. п. Детям нужно выбрать только те карточки, на которых написаны на­звания предметов, нужных для похода. Побеждает в игре тот участ­ник, который быстро и правильно выполнит задание.

Игра «Собираемся в поход»

Цели: подготовиться к походу, заинтересовать ребят предметом. Рекомендации: такую игру, как и предыдущую можно тоже использовать как при подготовке похода, так и на привале во время отдыха.

Ход игры

В начале игры руководитель, обращается к детям со словами: Давайте поиграем... в путешествие. Вообразите, что мы должны от­правиться в туристский поход, ну, хотя бы в город... (Называет город.)

Теперь представьте, что понадобиться тому, кто отправится в этот дальний путь? Далее ведущий предлагает ученикам по очереди называть предметы, которые будут нужны в пути. Тот, кто вспомнит какой-нибудь предмет должен поднять руку и сказать, а ведущий, по­сле каждого названного предмета будет считать до трех. Если за этот отрезок времени никто не назовет нового предмета то, игра «Собира­емся в поход» будет считаться оконченной. Выигрывает тот, кто по­следним назовет нужную для похода вещь. Повторять то, что уже на­зывали другие, нельзя. Ребята быстро начинают один за другим называть предметы, ко­торые необходимы в походе: палатка, мыло, полотенце, компас, коте­лок, фляжка и т. д.В начале игры перечислять предметы легко, но потом подбирать слова уже становится труднее и труднее. Тогда руководитель начина­ет после каждой названной вещи считать до трех.В конце концов, после очередного названного предмета веду­щий произносит: «Три!» и игра заканчивается.

Игра «Не сбиться с пути»

Цели: развить навыки пользования компасом, ориентирования на местности, укрепление физического здоровья.

Оборудование: компасы, флажки, задания на листах бумаги.

Рекомендации: поисковые игры очень нравятся подросткам. Интересно проходят они в лесу или на пересеченной местности.

Подготовительный этап:

Руководители игры должны учитывать, что для ее проведения очень важно выбрать маршруты с таким расчетом, чтобы они были безопасны для участников. Необходимо выбрать участки, которые ограничены со всех сторон приметными ориентирами (например: рекой, высоковольтными линиями, большими дорогами), чтобы участники не смогли заблудиться. На маршруте не должно быть болотистых местностей, глубоких ям и т. п. Маршрут нужно разме­тить флажками.

Ход игры

Перед этой игрой весь отряд разбивают на группы. В каждой из них должно быть по два-три человека. Затем группы получают компа­сы и задания на листах бумаги - пройти путь по заданным азимутам. Маршрут составляют так, что хотя группы и отправляются в разные стороны леса, в конце они возвращаются на исходные позиции. Хотя, об этом в самом начале маршрута они не знают. Победителем считают ту группу, которая правильно выполнит свое задание.

Игра «Привал»

Цели: научить детей работать в коллективе, приобрести практи­ческие навыки, которые пригодятся в жизни.

Оборудование: листки бумаги с заданиями.

Рекомендации: эту игру можно провести на привале. Она будет не только интересной, но и полезной для ребят. Во время игры они будут учиться самостоятельно рассчитывать продукты, работать сообща.

Ход игры

Руководитель обращается к ребятам со словами: «Мы прошли 3 км пути, все проголодались, поэтому решили сделать привал, приго­товить обед». Затем ребята делятся на небольшие группы, каждая из которых получает задание. Участникам игры требуется написать про­дукты, которые употребляют в походе, составить из них примерное меню, а потом рассчитать, сколько продуктов необходимо взять в двухдневный поход, в котором участвуют 12 человек. В конце подводятся итоги, ведущий должен сверить меню ребят и выбрать тот, что ближе всего подходит к реальным условиям.

Игра «Карта Робинзона»

Цели: приобретение практических навыков составления топо­графической карты, развитие наблюдательности, внимания.

Оборудование: карта местности, компас, планшеты, карандаши.

Ход игры

Перед игрой, когда группа находится в пути и доходит до опре­деленного места (например, до реки), руководитель обращается к де­тям: «Ребята, смотрите внимательно вокруг и запоминайте местность. Через 15 мин мы будем делать привал, вам нужно будет по памяти начертить топографический план отрезка пути от реки до поляны пе­ред лесом. Будьте внимательны, правильно соблюдайте масштаб». В игре побеждает тот, кто правильно и быстро начертит карту.

Игра «Самый наблюдательный»

Цели: развитие внимательности, наблюдательности.

Ход игры

Эта игра развивает внимательность, память. В начале ведущий вызывает на середину площадки (небольшой поляны) двух игроков. Играющие должны встать спиной друг к другу и внимательно осмот­реть местность. По команде ведущего: «Кругом!» они должны поме­няться местами. Затем ребята задают друг другу вопросы. Например: кто работает на соседнем поле? Сколько берез около сарая? и. т. д. В конце игры зрители выбирают лучшего наблюдателя.

Тренируем глазомер.

Ход игры

Цели: развитие внимательности, наблюдательности.

Игра может проходить в парке, на лугу или в редком лесу. Все играющие делятся на группы по три человека. У каждой группы должны быть три флажка и метровый шест с сантимет­ровыми отметками. Играющие распределяют между собой обязанности. Один из участников определяет расстояние на глаз, второй является подвижным ориентиром, которым руководит третий из ребят, контролирующий игру и записывающий результаты. По команде контролера или сигналу свистка второй участ­ник — подвижный ориентир — бежит вперед, захватив с собой флажки. Когда контролер даст команду «Стой!», бегущий оста­навливается и втыкает рядом с собой флажок. Участник опре­деляет на глаз расстояние до флажка, а контролер записывает результаты. Снова команда, и подвижный ориентир бежит дальше, ос­тавляя новый флажок. И так три раза.

Результаты, сообщенные контролеру, проверяются, в каж­дом случае фиксируются ошибки. Ребята меняются обязаннос­тями и снова начинают игру. Из победителей каждой группы комплектуются новые тройки, игра проходит до тех пор, пока не выявится «чемпион по глазомеру».

Шагай считай

Ход игры

Умение измерять расстояние шагами необходимо в походе и особенно в соревнованиях по ориентированию. С достаточно большой точностью можно определить шагами расстояние в пределах нескольких километров. Самое главное - соблюдать определенную мерную походку, т. е. делать шаги всегда одинаковой длины. Нормальную длину своего шага можно определить следую­щим способом: обычной походкой идти по дорожке и внезап­но остановиться, не отрывая ног от земли. На уровне носков обеих ног прочертить линии и расстояние между ними изме­рить линейкой. Это и есть длина вашего шага. Такие измере­ния надо проделать 3-4 раза. Средний результат будет наибо­лее точным. Кроме того, необходимо научиться вести счет шагам. Лучше всего производить счет парами под одну ногу, безразлично - ле­вую или правую. Чтобы не сбиться на больших числах, реко­мендуется использовать пальцы рук. После каждых ста пар за­гибается палец на левой руке. Когда пройдено 500 пар шагов, загибается палец правой руки и т.д.Для определения величины пары шагов подбирается ровное место и отмеряется мерной лентой или рулеткой

100 м. Надо пройти стометровый участок большим ровным шагом три раза, записывая при этом число пар шагов. Допустим, что турист три раза прошел этот участок и соответственно получил 71, 68 и 70 пар шагов, т.е. в среднем — 69,6 пар шагов. В этом случае средняя величина одной пары шагов будет приблизительно равна 1 м 43 см.Для развития у ребят чувства расстояния руководителю сле­дует при проведении игры одновременно с подсчетом пар шагов обратить внимание на время. При равномерном движении на­блюдение за временем по часам и счет шагов дадут точные ре­зультаты. Игры-упражнения на счет шагов проводятся при каждом удобном случае без специальной подготовки. Отправился от­ряд на прогулку или экскурсию: ребята, каждый про себя, счи­тают пары шагов и объявляют руководителю результаты. На обратном пути расстояние проверяется еще раз. Победителем считается тот, кто дал наиболее точный ответ. Подобные иг­ры-упражнения желательно проводить как можно чаще, тре­нируя безошибочность и четкость в определении расстояний. Для закрепления полученных навыков проводят игры и сорев­нования.


Конкурс на лучшего кострового

Соревнование в умении разжигать костер. По команде участ­ники разбегаются по лесу и собирают хворост на растопку. Под­готовив дрова, они должны поджечь костер одной спичкой. Не разрешается пользоваться бумагой, оргстеклом, горючи­ми жидкостями и др. Оговаривается количество воды, которую надо вскипятить (обычно одна кружка). Котелок, подвес для него — судейские. Участникам разрешается передвигать котелок, поднимать и опускать его. Игра может проходить как между отдельными участниками, так и между группами по 2-3 человека. Главное условие — вре­мя, потраченное на поиски дров, разжигание костра и кипяче­ние воды. За каждую лишнюю спичку прибавляется одна ми­нута штрафа. Соревнование на лучшего кострового возможно и без кипяче­ния воды. В таком случае на двух колышках натягивается ме­таллическая проволока, которая ограничивает уровень вы­кладки топлива-хвороста, а сантиметров на 25-30 выше - шпагат или нитка, которая пережигается пламенем костра. Побеждает команда, которая первой пережжет нитку. Естест­венно, что организаторы устанавливают для всех одинаковые уровни натяжения проволоки и нитки.


Викторина «В гости к Берендею»

  1. Какой цветок лечит сердце?

  2. Какое растение богато витамином «С»?

  3. Какое лекарственное растение используют для лечения ссадин и ран?

  4. Какое лекарственное растение определяют даже слепые?

  5. Какие растения используют для лечения простуды?

  6. У какой кисочки на ушах кисточки?

  7. Почему дятла называют «доктором леса»?

  8. Сколько лет живет хвоя у сосны?

  9. Почему дрожат листья осины?

  10. Какие звери летают?

  11. Какая птица вниз головой бегает?

  12. У какого дерева листва желтеет первой?

  13. У кого голова на ноге находится?

  14. Как отличить осу от пчелы?

  15. Что такое припай?

  16. Почему осенний лист и без ветра трепещет? И т.д.

Викторина туриста-хозяйственника

1.Почему советуют общее количество соли, сахара и некото­рых других продуктов, взятых в поход, делить на несколь­ко отдельных упаковок и размещать их в рюкзаках у раз­ных туристов?

2.Эмалированные и оцинкованные ведра в поход брать не ре­комендуется. Почему?

3.Почему нельзя сыпучие продукты (крупы, муку, сахар и другие) нести в рюкзаках в бумажных пакетах? Как пра­вильно их упаковать?

4.Какова норма сахара на одного туриста в день?

5.Опытные туристы утверждают, что в поход надо брать боль­шой запас шнура, тесьмы, шпагата. Говорят: «Пригодит­ся!» А для чего? Приведите пример.

6.Что нужно сделать, чтобы в походе не обнаружилось вдруг, что остался всего лишь один отсыревший коробок спичек, непригодный к использованию?

7.Топоры, пилу, таганок, ведра — все это несут разные турис­ты, а на привале они передают этот инвентарь дежурным по кухне. Но есть специальный набор разных мелких предме­тов, которые необходимы на походной кухне, — хознабор (или кухонный набор), который в одном чехле также поступает в руки дежурных у костра. Перечисли, что должно входить в кухонный хозяйственный набор.

8.Кто в походе отвечает за палатку и в чем состоят его обязан­ности?

9.Туристское снаряжение, как известно, делится на личное и групповое. Личное снаряжение готовит к походу и несет каждый участник сам, а за подготовку группового снаря­жения отвечает завхоз по имуществу. Почему же перед большим походом устраивается контроль­ный сбор (линейка готовности), на котором завхоз вместе с ко­мандиром обязаны проверить не только групповое, но и личное снаряжение каждого члена тургруппы?

10.Почему не рекомендуется сушить обувь у костра, размещая ее близко к огню?

11.Во всякой туристской группе есть ответственный за пита­ние — завхоз по продовольствию. Работы у него много. А какие у него обязанности во время похода? Неужели он обязан ежеднев­но варить пищу на всю группу?

12.Как ни старайся, но от хозяйственной деятельности челове­ка всегда остается мусор, отходы. Так же и у туристов на би­ваке — фантики, клочья рваных полиэтиленовых и бумаж­ных пакетов, остатки пищи, щепки и лишние поленья дров, консервные банки, фольга, чьи-то вконец изодранные носки... В общем, — гора мусора. А ведь мусоропровода на маршруте нет. Как же грамотные туристы должны посту­пать с этим?

Походная математика

1. Высота дерева

а) Как по длине тени, падающей от дерева, определить его высоту?

б) Укажите способ, как измерить высоту дерева, не прибегая к помощи теней?

2. Ширина реки

Вы находитесь на берегу реки и хотите измерить ее ширину, не имея возможности перебраться на другой берег. Как это сде­лать?

3. Глубина озера

Вы плывете на лодке по озеру и хотите узнать его глубину. Нельзя ли воспользоваться для этого торчащим из воды камы­шом, не вырывая его?

4. Диаметр пруда

Перед вами — большой пруд круглой формы, обойти кото­рый по окружности невозможно из-за имеющихся препятст­вий. Можно ли измерить диаметр пруда?

5. Высота горы

Вы хотите определить высоту находящейся перед вами горы. Как это сделать на расстоянии?

Конкурс туристских проводников

Есть такие соревнования по туристскому ориентированию на местности - соревнования туристов-проводников. Но можно посоревноваться и за столом, не выходя на местность: ведь зна­ние теории дела — тоже предмет для соревнования.

  1. Какие карты считаются крупномасштабными?

  2. Что такое внемасштабные условные топографические зна­ки?

  3. Что такое топографическая генерализация?

4. Что означает слово «створ», выражение «быть в створе»?

5.Если долго, несколько часов, двигаться вперед, ориентиру­ясь только по солнцу, будет ли наш путь прямым? Если нет, то каким же он будет? Приведите пример.

  1. Туристы часто говорят: «Вижу ориентир...», «Вышли к ориентиру...»,

« Беру ориентир на ...».А что это такое - ориентир? Какие бывают ориентиры?

Конкурс юных исследователей природы.

  1. Наш лес. Назовите дерево или кустарник, расскажите об их особенностях, особых приметах.

  2. Зеленая аптека. Назовите лекарственные растения, кото­рые вы знаете, способы их применения.

  3. Лесные животные. Назовите животных, которые живут в наших лесах. Расскажите об их повадках.

  4. По следам Робинзона. Назовите дикорастущие растения, которые можно употреблять в пищу. Как они выглядят, как их готовить?

  5. Меткий глаз. Определите на глаз высоту дерева, кустар­ника, ширину реки.

Конкурс знатоков природы

  1. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Рябина, осина, клен).

  2. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Вероника, Ли­лия, Василек, Иван-да- Марья).

  3. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную
    погоду и ночью? (Колокольчик).

  4. По каким растениям можно в походе определить время? (По цветам (Цветочные часы).

  5. У какой земляники плоды будут слаще: которая растет на поля­
    не или под деревьями? (На поляне, т. к. крахмал и сахар обра­зуются только на свету).

  6. Где у кузнечика ухо?

  7. Какое животное обладает самым громким голосом?

  8. Какая самая высокая трава на земле?

  9. Какие ноги у жирафа длиннее: задние или передние?

  10. Назовите правила поведения в лесу.

Загадки

  1. У матери тысяча сыновей, каждому она мисочку дала, а себе
    не взяла. (Дуб, желуди).

  2. Летел пан, на воду попал, не плывет, не тонет. (Лист).

  3. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех).

  4. Много рук, а нога одна. (Дерево).

  5. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки — опалит. (Крапива).

  6. Платье потерялось, а пуговки остались. (Ягоды рябины зимой).

  7. На полянке девочки в белых рубашечках, в зимних полушалках.(Береза).

  8. Тысяча братьев одним поясом опоясаны. (Снопы).

  9. Посреди двора золотая голова. (Подсолнух).

  10. Рос шар бел, дунул ветер, шар улетел. (Одуванчик).

  11. Одно бросил — целую горсть взял. (Зерно).

Вылечи человека.

1.Из предложенных карточек с изображением растений выбрать лекарственные растения своей области.

2.Рассказать по плану: название растений, о времени правилах сбора,

при каких болезнях используется.


Завяжи узел.

На расстоянии 10-20 м от участников игры отмечают круг диаметром 1.5-2м. В круг кладут веревку длиной 1 метр и толщиной 1см. У каждого круга стоит судья. Участник игры, добежав до круга, из веревки завязывает узел предложенный судьей, показывает судье, развязывает веревку кладет ее на место. Оценивается конкурсант на время и правильность выполнения задания.

Викторина «Знай и люби свой край»

Вопросы по истории края

1.Первая палеолитическая стоянка человека, открытая на территории Волгоградской области?

2.Какое государство образовалось в Нижнем Поволжье в VII веке?

3.Столица золотой Орды расположенная на территории нынешней Волгоградской области?

4.Кто был первым инициатором строительства Волго-Донского судоходного канала?

5.Кого Петр I приказал не брать в караулы для охраны Царицынской сторожевой линии?

6.Когда по Волге прошел первый пароход?

7.Казак, уроженец станицы Букановской, участник отечественной войны 1812 года?

8.Сколько у Волгограда городов-побратимов?

9.Подлинная фамилия писателя А.С.Попова?

10.Первый из сталинградцев, удостоенный звания Героя Советского Союза?

11.Какое озеро в области называют «Золотым»?

12.Первый срок захвата Сталинграда, назначенный Гитлером?

13.Какая из армий участвовала в уличных боях осенью 1942 г.?

14.Кто командовал гарнизоном Дома Павлова?

15.Какой полководец, единственный во время второй мировой войны, командовал одновременно двумя фронтами?

16.Как называлась операция немецких войск по деблокаде окруженной группировки Паулюса?

17.Когда началась операция «Кольцо»?

18.Дважды герой Советского Союза, летчик, участник Сталинградской битвы?

19.Каким события посвящена повесть К.Симонова «Дни и ночи»?

20.Автор монумента «Родина-мать»?

Вопросы по географии и биологии края

1. Какова площадь и протяженность области с запада на восток и с севера на юг?

2. Какие реки составляют «каркас территории» области?

3.В каком районе нашей области сохранились следы древнего оледенения?

4.Почему климат области континентальный?

5. Назовите максимальную и минимальную температуру Волгоградской области?

6.Какие древние названия носили реки Волга и Дон?

7. В чем причина уникальности озера Эльтон?

8. Какое хозяйственное значение имеет Волго-Донской канал?

9. Какие минеральные источники в нашей области вам известны?

10. Что вы знаете о черноземах, которыми богата наша область?

11. В каких природных зонах расположена наша область?

12.Какие виды памятников природы можно найти на карте Волгоградской области? Перечислите их?

13.Какие работы проводятся для закрепления почв от водной и ветровой эрозии в нашей области?

14.Какими полезными ископаемыми богата наша область?

15. Какие формы рельефа преобладают на территории области?

16. Какие виды ценных рыб водятся в реке Волге?

17. Какие животные типичны для степей нашей области?

18.Какие редкие и исчезающие виды встречаются в зоне степей?

19.Ведущая отрасль растениеводства области?

20. Главная отрасль промышленности Волгограда?

21. Ведущая отрасль животноводства области?

22.Какой город-спутник имеет Волгоград?

23. Сколько административных районов на территории области?

















Туристско-краеведческий слет для учащихся 6-7 классов

«Моя малая Родина-поселок Горьковский»

(из опыта работы МОУ СОШ №8 поселок Горьковский г.Волгограда)

Цель и задачи:

-обучение участников слета элементам туристических умений и знаний;

-показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в активное познание своей «малой Родины»;

-воспитание любви к людям и природе;

-оздоровление и физическое развитие учащихся;

-развитие духа соревнования, состязательности, возможность попробовать детьми свои силы в новых испытаниях;

- познакомиться со своим краем, изучить свою страну, начиная с «малой Родины»

-сплочение коллектива учащихся.

Основные принципы формирования содержательной стороны слета:

-опора на содержание школьных программ (география, биология, экология, математика);

-соответствие содержания возрастной физиологии школьника (эмоциональность, любознательность, игровые методы).

Участники : учащиеся 6-7 классов. Команда состоит из 6 человек. В составе каждой команды должны быть: командир, биолог, гидролог, лесовод, турист-краевед, геолог.

Время и место проведения: слет проводится в конце мая на территории п.Горьковский (главное-наличие леса, водоема, участка степи не тронутого человеческой деятельностью).




Программа слета.

1.Предстартовая проверка. У каждой команды обязательно должна быть аптечка, эмблема и название команды, маршрутные листы, наличие спортивной обуви и одежды, головных уборов.

2. Контрольные пункты.

1).Походная медицина.

На КП биологу задают следующие вопросы:

-перечислите лекарственные средства, которыми должна комплектоваться каждая аптечка;

-как избавиться в походе или на экскурсии: от занозы, зубной боли, насморка, боли в ухе, остановить носовое кровотечение, от ушибов и синяков, от нарывов, от поноса, от простуды и кашля;

-оказать первую доврачебную помощь при переломе, кровотечениях, растяжении связок (по выбору судей)

2). Лучший костровой.

На КП туристу-краеведу задают следующие вопросы:

-какие породы деревьев используют для разведения костров и почему;

-как правильно заготавливать дрова в зависимости от длительности стоянки и погоды;

-назвать виды костров;

- из заготовленных заранее поленьев сложить один из видов костров( по выбору судей)

3).Лучший лесовод.

На КП лесоводу задают следующие вопросы:

-Как по длине тени, падающей от дерева, определить его высоту?

-Укажите способ, как измерить высоту дерева, не прибегая к помощи теней?

-Наш лес. Назовите деревья и кустарники произрастающие в балке Крутенькая, расскажите об их особенностях, особых приметах.

-Зеленая аптека. Назовите лекарственные растения, кото­рые вы обнаружили, способы их применения.

-Лесные животные. Назовите животных, которые живут в наших байрачных лесах. Расскажите об их повадках.

- Назовите дикорастущие растения которые вы видите, какие из них можно употреблять в пищу?

4).Конкурс гидрологов.

На КП гидрологу задают следующие вопросы:

-Ширина реки. Вы находитесь на берегу реки Царица и хотите измерить ее ширину, не имея возможности перебраться на другой берег. Как это сде­лать?

-Глубина пруда Крутенький. Вы плывете на лодке и хотите узнать его глубину. Нельзя ли воспользоваться для этого торчащим из воды камы­шом, не вырывая его?

-Диаметр пруда. Перед вами — большой пруд круглой формы, обойти кото­рый по окружности невозможно из-за имеющихся препятст­вий. Можно ли измерить диаметр пруда?

5).Конкурс геологов.

На КП геологу задают следующие вопросы:

- назвать горные породы и минералы, которые имеются на территории поселка.

-из представленных коллекций минералов и горных пород отобрать лишь те, которые встречаются в п.Горьковском.

-как используют эти горные породы и минералы в нашей местности.

6) Ориентирование на местности.

На КП команде задают следующие вопросы:

-как определить стороны горизонта с помощью компаса; (компас прилагается)

- Определите стороны горизонта по местным признакам (деревьям, пням, муравейнику, лишайникам и т.д.)

-знаешь ли ты топографические знаки (на топографической карте поселка определить свое местоположение)

- Определите какое расстояние нужно пройти от моста через пруд Крутенький до школы №8.

-Определите по карте, какой берег у р.Царица круче, левый или правый.

-определите по карте направление улицы «Волгоградская», на которой расположена школа№8 в поселке.

7).Укладка рюкзака и установка палатки.

На КП команде задают следующие вопросы:

-какой нужен рюкзак

-правильная укладка рюкзака (обучающий этап)

-как правильно установить и собрать палатку, где ее надо устанавливать по отношению к костру (обучающий этап)

8)Преодоление препятствий (обучающие этапы).

- переправа (в брод по реке Царица, навесная и перильная в балке Крутенькая)

9)Организация бивака

– организация «перекуса».

-уборка мусора после трапезы.

3.Подведение итогов. Лучшие команды определяются по сумме балов, полученных на контрольных пунктах и награждаются почетными призами и грамотами. Оценки по прохождению КП и этапов отмечаются в маршрутных листах. Время прохождения дистанции не учитывается.

4. «Скорая помощь»

-очищаем речку Царицу и пруд Крутенький от мусора (старые покрышки, консервные банки, стеклянный бой, бумажный и пластиковый мусор)

-приводим в порядок места отдыха у родника Таранова

-ухаживаем за руслом (разборка заломов из упавших в русло деревьев, поднятие утопленных дров)

Наша команда «Голубые косынки» – самая лучшая!

Учащиеся 6 класса на турслете.





На станции «Лучший лесовод»






Станция «Ориентирование на местности»




Преодоление препятствий (обучающие этапы). Балка Крутенькая.

Руководитель команды и организатор слета

(в центре).


Организация «перекуса».



























Выпуск боевого листка.

























Здоровый сон на природе после хорошего и плотного обеда.










Станция «Лучший костровой»









Награждение команд-победителей.





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Элективный курс "Школа юных туристов"

Автор: Забара Татьяна Геннадьевна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 377993

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства