учащиеся МБОУ «СОШ №12» г. Байкальск Иркутская область
Введение.
Байкальский регион привлекает как российских туристов, так и зарубежных. Это одна из точек Великого Чайного пути связывающих Европу и Азию в XVII-XVIII вв. Здесь останавливалась Центрально-Азиатская экспедиция знаменитого художника и путешественника Николая Рериха в начале XX в.
На Байкале один из самых привлекательных туристических объектов - это Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), уникальный памятник инженерного зодчества.
Кругобайкальская железная дорога – участок железной дороги, проложенный вдоль южного берега озера Байкал. В начале 20 века длина железной дороги на этом участке от станции Байкал до станции Мысовая (г. Бабушкин) составляла 260 км.
Сегодня КБЖД представляет собой 94-километровую железнодорожную ветку – от станции Байкал до станции Слюдянка.
Большой интерес к этому месту и у школьников.
Цель осуществляемого проекта: показать культурно-туристический объект на озере Байкал - Кругобайкальская железная дорога.
Задачи проекта:
- познакомить с историей строительства КБЖД;
-определить историческое и современное расположение на карте КБЖД;
- изучить культурно-исторические ценности КБЖД;
- выделить современные достопримечательности Кругобайкальской железной дороги для туристов;
- показать направление школы в реализации проекта.
Новизна проекта в том, что с развитием туризма в нашей стране, Байкал все больше и больше привлекает туристов. Кроме природных памятников по КБЖД, сама железная дорога является историческим памятником архитектуры.
Актуальность. В 1996 году Кругобайкальская железная дорога признана ЮНЕСКО объектом Всемирного природного наследия. Решением Иркутского областного совета 21 декабря 1982 года она объявлена архитектурно-ландшафтным заповедником и взята под государственную охрану. И поэтому туризм должен быть организован так, чтобы не повредить природным и историческим памятникам на всем протяжении КБЖД.
В состав комплекса Кругобайкальской железной дороги входит 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 археологических и 46 природных памятников.
Глава I. История строительства.
Русский царь Александр III 17 марта 1891 года издал Указ о строительстве железной дороги от Москвы до Владивостока, соединяющей Европу и Азию. Строительство Сибирской железной дороги было одним из самых грандиозных проектов Российской империи.
В Комитет по сооружению Сибирской железной дороги были представлены подробные отчеты о четырех вариантах направления КБЖД, из которых было выбрано два. Один - от станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный) по долине реки Иркут до села Култук (так называемый Иркутный вариант). И второй - от уже существовавшей тогда станции Байкал по берегу озера, также до Култука (Байкальский).
После дополнительных исследований предпочтение отдали второму варианту трассы по берегу Байкала.
Когда окончательно был решен вопрос о строительстве дороги, Управление по сооружению КБЖД объявило о приглашении инженеров принять в нем участие. По указанию Комитета Сибирской железной дороги были привлечены лучшие технические силы, причем обязательным являлось владение специальными знаниями и опытом по производству тоннельных работ в горных условиях. В результате чего получено около 50 заявлений, как от частных лиц, так и от фирм, в том числе иностранных.
Прошедшие конкурс подрядчики по условиям договора брали на себя очень жесткие обязательства: вести строительство днем и ночью, за исключением воскресных и праздничных дней, четко укладываться, независимо от сложности мероприятий, в установленные сроки, все работы производить только по письменному одобрению начальника работ. Каждый подрядчик старался набрать себе проверенных, квалифицированных рабочих и вез их с собой в Сибирь. Здесь были представители разных российских губерний: Вятской, Вологодской, Пермской и др. Этим же объясняется и появление на строительстве иностранцев: работали итальянцы, турецкие и австрийский подданные, а также греки и черногорцы. (Приложение )
Фактически строительство КБЖД началось в конце марта 1902 г. Начальником сооружения дороги назначили инженера Путей Сообщения Болеслава Устиновича Савримовича.
При сооружении объектов по разрешению правительства к работам допускались каторжане и ссыльнопоселенцы. На сооружении дороги с 1902г. по 1905 г. работало до 15 тыс. человек.
Доставка всех материалов к месту строительства осуществлялась по воде: летом — на баржах, зимой — по льду. Условия были очень тяжелыми. Дорогу приходилось вести либо на искусственных полках, вырубленных в скалах, под горными откосами большой высоты, либо опирая полотно на подпорные стенки, нависая над озером, в многочисленных тоннелях, по виадукам и мостам через реки, бухты и пади. Камень являлся единственным материалом, который брали на месте.
Первоначально завершение строительства первого пути было определено 15 августа 1905 г., но, в связи с началом Русско-Японской войны, для скорейшего открытия сквозного движения по Сибирской магистрали работы закончили в рекордный срок - за 2,5 года, то есть к сентябрю 1904 г. В 1901-1902 гг. на КБЖД работало в среднем 9 тысяч рабочих, а в 1903-1904 гг.- около 13,5 тысяч.
30 сентября 1904 г. в первом поезде проехал от Порта Байкал до Култука министр путей железнодорожного сообщения князь М.И. Хилков, а 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение. Окончание строительства дороги – это мраморный вокзал на станции Слюдянка.
В 1908 году в Иркутске в благодарность императору Александру III за принятое им решение о строительстве железной дороги был открыт памятник с его скульптурой в полный рост. (Приложение )
В начале прошлого века КБЖД носила еще одно красивое наименование — «Золотая пряжка стального пояса России». До 1904 г поезда доходили до станции Байкал, а дальше их приходилось переправлять через озеро на ледоколах – паромах «Байкал» и «Ангара» по воде или зимой по льду по временным рельсам до пристани Мысовой, где продолжалось следование на восток. В 1904 г. Кругобайкальская дорога соединила разорванную Транссибирскую магистраль, отсюда и «пряжка». А «золотой» ее нарекли по двум причинам: из-за неимоверной сложности и объемов строительных работ, потребовавших огромных физических и финансовых затрат, и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику. (Приложение )
Глава II. Современное состояниеКБЖД.
В 1956 г., после запуска Иркутской ГЭС, когда был затоплен котлован водохранилища, под водой скрылась железнодорожная ветка, соединявшая Иркутск с Байкалом по берегу Ангары. Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую.
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 94 км маршрутом Слюдянка — Култук — Маритуй — Байкал и по ней ходит только электричка для туристов. (Приложение )
По насыщенности инженерными сооружениями Кругобайкальская железная дорога не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире:
- 39 тоннелей (длиной от 778 до 31 метра), общей длиной 9063 м, самый длинный из них — тоннель 777,5 м;
- 16 отдельно стоящих и 39 пристроенных к тоннелям галерей;
- 470 мостов, виадуков;
- 280 подпорных стенок. (Приложение )
Помимо «железнодорожных» достопримечательностей туристов по этому маршруту привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения («Белая выемка»), каменные останцы и т. п. (Приложение )
Туристская ценность Кругобайкальской железной дороги еще и в том, что она позволяет турфирмам показывать своим клиентам Байкал в любое время года. На всем протяжении пути имеются туристические базы.
Глава III. Культурно-исторические ценности КБЖД.
Одно из интереснейших культурных мест КБЖД - это Старая Ангасолка. Здесь находится культурно-выставочный центр Николая Константиновича Рериха - великого художника, путешественника, археолога, ученого, поэта, писателя.
В 1923-1928 Николай Рерих возглавил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию. В 1926 Николай Рерих с экспедицией прошел через поселок Старая Ангасолка.
В посёлках, в Маритуе, сохранился ряд деревянных зданий начала XX века, построенных в стиле модерн.
Мраморный вокзал в Слюдянке. Это единственный в мире вокзал, полностью построенный из белого мрамора. К 100-летию Кругобайкальской железной дороги в 2005 году была проведена реконструкция здания и привокзальной площади. Установлен памятник министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову, который в начале XX века начал строительство вокзала в Слюдянке. (Приложение )
Глава IV. Школа в реализации проекта «Кругобайкальская железная дорога».
Направление школы в реализации проекта: культурно-историческое, спортивно-экстремальное, туристическое, экологическое.
Учащиеся школы №12 каждый год совершают путешествие по «кругобайкалке», с целью изучения культурно - исторических мест, и принимают участие в Международном проекте «На Великом Чайном пути», с целью сохранения и популяризации объектов на этом маршруте.
Туристическая секция «Юный турист-спасатель» на различных точках маршрута отрабатывает навыки экстремальных видов спорта – скалолазания, выживания и поведения в природе.
Одной из задач проекта, это исследование редких и эндемичных организмов на протяжении КБЖД, а также памятников природы.
Развитие культурного туризма на берегах Байкала одна из проблем нашего общества. Некоторые участки кругобайкалки находятся не в лучшем состоянии: мусор оставленный туристами на берегу и вдоль дороги, костровища в разных местах и т.д. Группа учащихся готовы принять участие в экологическом десанте на КБЖД.
Заключение.
Кругобайкальская железная дорога – является одним из интересных культурно-туристических объектов на озере Байкал.
История строительства является грандиозным сооружением начала XX в. Российской империи. По насыщенности инженерными сооружениями Кругобайкальская железная дорога занимает одно из первых мест в мире.
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой имеет протяженность 94 км маршрутом Слюдянка — Култук — Маритуй — Байкал. По ней ходит только электричка для туристов и проложена пешая тропа вдоль дороги.
Путешествуя по КБЖД можно полюбоваться природой Байкала, отдохнуть на свежем воздухе.
Интерес к этому объекту будет способствовать расширению и реализации нашего проекта.
Источники информации:
Галазий Г. И. «Байкал в вопросах и ответах.» – Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1987.
учащиеся МБОУ «СОШ №12» г. Байкальск Иркутская область
Введение.
Байкальский регион привлекает как российских туристов, так и зарубежных. Это одна из точек Великого Чайного пути связывающих Европу и Азию в XVII-XVIII вв. Здесь останавливалась Центрально-Азиатская экспедиция знаменитого художника и путешественника Николая Рериха в начале XX в.
На Байкале один из самых привлекательных туристических объектов - это Кругобайкальская железная дорога (КБЖД), уникальный памятник инженерного зодчества.
Кругобайкальская железная дорога – участок железной дороги, проложенный вдоль южного берега озера Байкал. В начале 20 века длина железной дороги на этом участке от станции Байкал до станции Мысовая (г. Бабушкин) составляла 260 км.
Сегодня КБЖД представляет собой 94-километровую железнодорожную ветку – от станции Байкал до станции Слюдянка.
Большой интерес к этому месту и у школьников.
Цельосуществляемого проекта: показать культурно-туристический объект на озере Байкал - Кругобайкальская железная дорога.
Задачи проекта:
- познакомить с историей строительства КБЖД;
-определить историческое и современное расположение на карте КБЖД;
- изучить культурно-исторические ценности КБЖД;
- выделить современные достопримечательности Кругобайкальской железной дороги для туристов;
- показать направление школы в реализации проекта.
Новизна проекта в том, чтос развитием туризма в нашей стране, Байкал все больше и больше привлекает туристов. Кроме природных памятников по КБЖД, сама железная дорога является историческим памятником архитектуры.
Актуальность. В 1996 году Кругобайкальская железная дорога признана ЮНЕСКО объектом Всемирного природного наследия. Решением Иркутского областного совета 21 декабря 1982 года она объявлена архитектурно-ландшафтным заповедником и взята под государственную охрану. И поэтому туризм должен быть организован так, чтобы не повредить природным и историческим памятникам на всем протяжении КБЖД.
В состав комплекса Кругобайкальской железной дороги входит 582 памятника инженерного искусства, 172 памятника архитектуры, 16 археологических и 46 природных памятников.
Глава I. История строительства.
Русский царь Александр III 17 марта 1891 года издал Указ о строительстве железной дороги от Москвы до Владивостока, соединяющей Европу и Азию. Строительство Сибирской железной дороги было одним из самых грандиозных проектов Российской империи.
В Комитет по сооружению Сибирской железной дороги были представлены подробные отчеты о четырех вариантах направления КБЖД, из которых было выбрано два. Один - от станции Иннокентьевской (ныне Иркутск-Сортировочный) по долине реки Иркут до села Култук (так называемый Иркутный вариант). И второй - от уже существовавшей тогда станции Байкал по берегу озера, также до Култука (Байкальский).
После дополнительных исследований предпочтение отдали второму варианту трассы по берегу Байкала.
Когда окончательно был решен вопрос о строительстве дороги, Управление по сооружению КБЖД объявило о приглашении инженеров принять в нем участие. По указанию Комитета Сибирской железной дороги были привлечены лучшие технические силы, причем обязательным являлось владение специальными знаниями и опытом по производству тоннельных работ в горных условиях. В результате чего получено около 50 заявлений, как от частных лиц, так и от фирм, в том числе иностранных.
Прошедшие конкурс подрядчики по условиям договора брали на себя очень жесткие обязательства: вести строительство днем и ночью, за исключением воскресных и праздничных дней, четко укладываться, независимо от сложности мероприятий, в установленные сроки, все работы производить только по письменному одобрению начальника работ. Каждый подрядчик старался набрать себе проверенных, квалифицированных рабочих и вез их с собой в Сибирь. Здесь были представители разных российских губерний: Вятской, Вологодской, Пермской и др. Этим же объясняется и появление на строительстве иностранцев: работали итальянцы, турецкие и австрийский подданные, а также греки и черногорцы. (Приложение )
Фактически строительство КБЖД началось в конце марта 1902 г. Начальником сооружения дороги назначили инженера Путей Сообщения Болеслава Устиновича Савримовича.
При сооружении объектов по разрешению правительства к работам допускались каторжане и ссыльнопоселенцы. На сооружении дороги с 1902г. по 1905 г. работало до 15 тыс. человек.
Доставка всех материалов к месту строительства осуществлялась по воде: летом — на баржах, зимой — по льду. Условия были очень тяжелыми. Дорогу приходилось вести либо на искусственных полках, вырубленных в скалах, под горными откосами большой высоты, либо опирая полотно на подпорные стенки, нависая над озером, в многочисленных тоннелях, по виадукам и мостам через реки, бухты и пади. Камень являлся единственным материалом, который брали на месте.
Первоначально завершение строительства первого пути было определено 15 августа 1905 г., но, в связи с началом Русско-Японской войны, для скорейшего открытия сквозного движения по Сибирской магистрали работы закончили в рекордный срок - за 2,5 года, то есть к сентябрю 1904 г. В 1901-1902 гг. на КБЖД работало в среднем 9 тысяч рабочих, а в 1903-1904 гг.- около 13,5 тысяч.
30 сентября 1904 г. в первом поезде проехал от Порта Байкал до Култука министр путей железнодорожного сообщения князь М.И. Хилков, а 15 октября 1905 г. было открыто постоянное движение. Окончание строительства дороги – это мраморный вокзал на станции Слюдянка.
В 1908 году в Иркутске в благодарность императору Александру III за принятое им решение о строительстве железной дороги был открыт памятник с его скульптурой в полный рост. (Приложение )
В начале прошлого века КБЖД носила еще одно красивое наименование — «Золотая пряжка стального пояса России». До 1904 г поезда доходили до станции Байкал, а дальше их приходилось переправлять через озеро на ледоколах – паромах «Байкал» и «Ангара» по воде или зимой по льду по временным рельсам до пристани Мысовой, где продолжалось следование на восток. В 1904 г. Кругобайкальская дорога соединила разорванную Транссибирскую магистраль, отсюда и «пряжка». А «золотой» ее нарекли по двум причинам: из-за неимоверной сложности и объемов строительных работ, потребовавших огромных физических и финансовых затрат, и благодаря уникальному, не имеющему аналогов в России и во всем мире облику. (Приложение )
Глава II. Современное состояниеКБЖД.
В 1956 г., после запуска Иркутской ГЭС, когда был затоплен котлован водохранилища, под водой скрылась железнодорожная ветка, соединявшая Иркутск с Байкалом по берегу Ангары. Кругобайкальская железная дорога превратилась в тупиковую.
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой называют ветку длиной 94 км маршрутом Слюдянка — Култук — Маритуй — Байкал и по ней ходит только электричка для туристов. (Приложение )
По насыщенности инженерными сооружениями Кругобайкальская железная дорога не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире:
- 39 тоннелей (длиной от 778 до 31 метра), общей длиной 9063 м, самый длинный из них — тоннель 777,5 м;
- 16 отдельно стоящих и 39 пристроенных к тоннелям галерей;
- 470 мостов, виадуков;
- 280 подпорных стенок. (Приложение )
Помимо «железнодорожных» достопримечательностей туристов по этому маршруту привлекают многочисленные памятники природы: скальные обнажения («Белая выемка»), каменные останцы и т. п. (Приложение )
Туристская ценность Кругобайкальской железной дороги еще и в том, что она позволяет турфирмам показывать своим клиентам Байкал в любое время года. На всем протяжении пути имеются туристические базы.
Глава III. Культурно-исторические ценности КБЖД.
Одно из интереснейших культурных мест КБЖД - это Старая Ангасолка. Здесь находится культурно-выставочный центр Николая Константиновича Рериха - великого художника, путешественника, археолога, ученого, поэта, писателя.
В 1923-1928 Николай Рерих возглавил Центрально-Азиатскую экспедицию, маршрут которой пролегал через Монголию, Китай, Тибет, Индию. В 1926 Николай Рерих с экспедицией прошел через поселок Старая Ангасолка.
В посёлках, в Маритуе, сохранился ряд деревянных зданий начала XX века, построенных в стиле модерн.
Мраморный вокзал в Слюдянке. Это единственный в мире вокзал, полностью построенный из белого мрамора. К 100-летию Кругобайкальской железной дороги в 2005 году была проведена реконструкция здания и привокзальной площади. Установлен памятник министру путей сообщения Михаилу Ивановичу Хилкову, который в начале XX века начал строительство вокзала в Слюдянке. (Приложение )
Глава IV. Школа в реализации проекта «Кругобайкальская железная дорога».
Направление школы в реализации проекта: культурно-историческое, спортивно-экстремальное, туристическое, экологическое.
Учащиеся школы №12 каждый год совершают путешествие по «кругобайкалке», с целью изучения культурно - исторических мест, и принимают участие в Международном проекте «На Великом Чайном пути», с целью сохранения и популяризации объектов на этом маршруте.
Туристическая секция «Юный турист-спасатель» на различных точках маршрута отрабатывает навыки экстремальных видов спорта – скалолазания, выживания и поведения в природе.
Одной из задач проекта, это исследование редких и эндемичных организмов на протяжении КБЖД, а также памятников природы.
Развитие культурного туризма на берегах Байкала одна из проблем нашего общества. Некоторые участки кругобайкалки находятся не в лучшем состоянии: мусор оставленный туристами на берегу и вдоль дороги, костровища в разных местах и т.д. Группа учащихся готовы принять участие в экологическом десанте на КБЖД.
Заключение.
Кругобайкальская железная дорога – является одним из интересных культурно-туристических объектов на озере Байкал.
История строительства является грандиозным сооружением начала XX в. Российской империи. По насыщенности инженерными сооружениями Кругобайкальская железная дорога занимает одно из первых мест в мире.
В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой имеет протяженность 94 км маршрутом Слюдянка — Култук — Маритуй — Байкал. По ней ходит только электричка для туристов и проложена пешая тропа вдоль дороги.
Путешествуя по КБЖД можно полюбоваться природой Байкала, отдохнуть на свежем воздухе.
Интерес к этому объекту будет способствовать расширению и реализации нашего проекта.
Источники информации:
Галазий Г. И. «Байкал в вопросах и ответах.» – Иркутск: Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1987.