Просмотр содержимого документа
«"Рыбы - обитатели водоёмов" »
НОД «Рыбы – обитатели водоёмов»
(занятие-путешествие) (средняя группа)
Цель: Познакомить детей с рыбами – обитателями водоёмов Хакасии, их внешним видом, образом жизни. (СЛАЙД 2)
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоёмах Хакасии, их внешних особенностях и отличиях, окраске, где живут, чем питаются;
Развивающие:
Учить воплощать свои впечатления в игре;
Развивать интерес к обитателям водоёмов;
Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру. (СЛАЙД 3)
Материалы и оборудование: презентация «Кто такие рыбы», чистые листы, цветные карандаши для рисования, иллюстрации рыб, нарисованный водоём.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие - на водоём. А с кем нам предстоит встретиться, узнаете, отгадав загадки: - В воде она живёт, нет клюва, а клюёт.
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
- По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают. (Рыба) (Слайд 4)
-Правильно, молодцы! Конечно же, это рыбы.
А теперь все вместе встаньте, за руки возьмитесь, закройте глаза. Представьте, что мы плывём по чистой, прозрачной воде.
Нам реки, озёра знакомы.
Любим мы край наш родной,
Изучаем свои водоёмы
И загадки природы родной.
-Открываем глаза ну, вот мы и внутри водоёма. Ребята, рыбы хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.
- В реках и озёрах Хакасии обитает много рыбы. (Слайд 5)
- Какой формы тело у рыб? Почему?
- Какие части тела есть у рыб? Чем покрыто их тело?
- Для чего им нужны плавники и хвост?
- Кто знает, а как рыбки рождаются?
Воспитатель:
- Молодцы, вы знаете, кто такие рыбы, а сегодня мы узнаем ещё много интересного об этих обитателях водоёмов.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Сейчас мы рассмотрим строение рыб. Все рыбы имеют голову, туловище, хвост, плавники, на голове рот, глаза и жабры. У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Вода увлажняет и очищает им глаза. Хотя у рыб нет век, когда стемнеет, они спят. Некоторые даже ложатся на бок. У большинства рыб глаза расположены по обеим сторонам головы, по одному с каждой. Причем рыба умеет видеть каждым глазом в отдельности. Она видит и перед собой, и над, и сзади, и под собой. (СЛАЙД 6)
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и рыбы получают его из воды с помощью жабр. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, в содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащенная кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода же выходит наружу сквозь жаберные щели. (СЛАЙД 7)
У рыб есть плавательный пузырь, ни у кого другого его нет! Он помогает рыбам нырять и всплывать. Тело почти всех рыб покрыто чешуёй. (СЛАЙД 8)
Рыбки умеют хорошо прятаться от хищников. В этом им помогает разнообразная окраска. У большинства рыб спинка темнее, чем брюшко, так они сливаются с тёмным цветом дна. СЛАЙД 9
Рыбы питаются ракообразными, моллюсками, личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Хищные рыбы питаются мелкой рыбой, икрой. СЛАЙД 10
Воспитатель:
- Кто знает, как размножаются рыбы?
Большинство рыб мечут икру, из икры появляются мальки и таким образом рыбы размножаются. СЛАЙД 11
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, но сначала скажите, как называются люди, которые ловят рыбу? (Рыбаки)
Игра «Рыбаки и рыбки».
Выбираются два «рыбака», остальные «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья - не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнёзда не заводят,
А детей выводят.
«Рыбы» разбегаются, «рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» присоединяются к «рыбакам» (отчего сеть становится длиннее) и ловят оставшихся «рыб». СЛАЙД 12
У нас в Хакасии много водоёмов с пресной водой – реки, озёра, пруды, каналы, ручьи. СЛАЙД 13
Всего на территории Хакасии обитают 37 видов рыб. Сейчас мы с вами посмотрим на некоторых из них (СЛАЙД 14, 15, 16).
В Хакасии водятся омуль, пелядь, карп (сазан) и др. Из особо ценных видов обитают: осётр, стерлядь, таймень, ленок, хариус. К редким видам относятся осётр сибирский, стерлядь. На форелевых хозяйствах разводят форель. Основными объектами промыслами являются: лещ, карась, карп, плотва, окунь.
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять водоёмы? Как может человек навредить рыбам?
- А вы знаете, что некоторые виды рыб занесены в Красную книгу? В Хакасии это стерлядь, осётр сибирский, линь, хариус, таймень, ленок.
Поэтому рыбачить можно только тогда, когда это разрешено, и только в тех местах, где рыбалка разрешается.
А теперь я загадаю вам загадки, и мы посмотрим, хорошо ли вы запомнили рыб, о которых мы сегодня говорили. А помогут вам в этом картинки.
- Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука)
-Колюч, да не ёж, кто же это…? (Ёрш)
- Красивы, редки и хитры
Ест в нашей речке….(Осетры)
- На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется… (Карась)
- Выходит на охоту
Она, как на работу.
Плотва и караси,
Пощады не проси!
Она в пруду хозяйка.
Кто это? Угадай-ка! (Щука)
-О ком мы сегодня говорили? Что вы нового узнали о рыбах? Чем рыбы отличаются друг от друга? Надо ли беречь рыб и почему? Молодцы!
- Ребята пришло время возвращаться из нашего путешествия, давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и будем выплывать из воды:
Нам реки, озёра знакомы.
Любим мы край наш родной,
Изучаем свои водоёмы
И загадки природы родной.
- Ребята смотрите какое-то письмо! (На столике лежит письмо). Воспитатель достаёт и читает:
Птицы, рыбы и звери
В душу людям смотрят.
Вы их жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо,
А море без рыб – не море!
А земля без зверей – не земля!
Давайте и мы с вами будем беречь, и охранять природу своего края.
- Посмотрите, сколько рыбок к нам приплыло. Только они совсем белые и чего-то у них не хватает. Ребята, кто мне скажет, что у рыбок забыли нарисовать?
- Правильно, плавники!
Я предлагаю вам взять по одной рыбке, карандаши, дорисовать и раскрасить рыбку, как вам захочется. Дети могут взять раскраски и закрасить их, могут сами нарисовать рыбок. Под музыку дети рисуют.
Подведение итогов занятия:
Дети рассказывают, кого они нарисовали. Раскрашенные рыбки «помещаются в водоём».