Конспект по занятия по коллажу «Рецепторы». 
 Перед ребёнком кладётся коллаж. Рассматривается вместе с педагогом.
 П: Сегодня мы с тобой поговорим о рецепторах человека. Ты знаешь, что это такое?
 Р: Нет.
 П: Рецепторы- это нервные окончания, передающие сигнал мозгу о том, что они ощущают (реакция на внешние раздражители). Чтобы понять какие бывают рецепторы у человека нам нужно поработать с нашим коллажем. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?
 Р: Мальчика.
 П: Хорошо. Отгадай загадку.
 Видеть папу, видеть маму,
 Видеть небо и леса
 Помогают нам …..
 Р: Глаза.
 П: Правильно. Покажи где у мальчика глаза.
 Ребёнок показывает.
 П: А теперь возьми зеркало и внимательно рассмотри свои глаза. Какого они цвета, формы?
 Р: Голубого цвета, круглой формы.
 П: А какие глаза у мальчика?
 Р: Коричневые.
 П: А что находится внутри глаза?
 Р: Зрачок, и он чёрный.
 П: Верно, а ещё имеется вокруг зрачка радужная оболочка. Посмотри, как красиво она раскрашена. У каждого человека свой рисунок на радужной оболочке.
 П: Посмотри на картинку и скажи, какой из нарисованных предметов похож на наш глаз? Назови его.
 Р: Это цветовой круг.
 П: Верно. А ты знаешь, что такое цветовой круг?
 Р: Нет.
 П: Цветовой круг-это схема, показывающая как связаны между собой цвета видимого спектра.
 Из каких цветов состоит цветовой круг?
 Р: Он разноцветный, состоит из жёлтого, красного, синего, зелёного цветов и их оттенков.
 П: Верно. А что помогло тебе различить эти цвета, как ты думаешь?
 
 
 Р: Моё зрение.
 Если ребёнок затрудняется, поясняем ему.
 П: Молодец. В этом участвует зрительный рецептор.
 П: А зачем нам зрительный рецептор?
 Р: Благодаря ему, мы видим всё вокруг, различаем, сравниваем предметы, формы, цвета, размеры.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: А как ты думаешь, легко ли жить человеку без зрения?
 Р: Нет. С помощью зрения мы познаём весь окружающий мир.
 П: Верно. А от чего могут заболеть глаза и испортиться зрение?
 Р: От чрезмерного просмотра телевизоров, игр в компьютере и телефоне.
 П: Хорошо. А как уберечь наше зрение?
 Р: Нужно давать отдыхать глазам, не перегружать их, не смотреть долго телевизор и не сидеть за компьютером, делать гимнастику для глаз, если они устали.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Умница. А если зрение уже испортилось, что нужно сделать?
 Р: Надо пойти к врачу, проверить зрение и выписать очки.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Верно. Теперь мы можем сделать вывод, что зрительный рецептор необходим для человека, с помощью него мы познаём весь окружающий мир. Чтобы не потерять зрение, нужно не перенагружать наши глаза и беречь их.
 Давай вернёмся к нашей картинке.
 Скажи, что ты видишь в правом нижнем углу?
 Р: Птичку, которая поёт.
 П: А с помощью чего мальчик сможет услышать пение птицы?
 Р: С помощью ушей и слуха.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?
 Р: Слуховой.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Молодец. Это слуховой рецептор. Давай мы сейчас с тобой поиграем в игру «Узнай звук», но для этого я тебе завяжу глаза, а ты с помощью слухового рецептора должен угадать, что звучит.
 
 
 Педагог включает презентацию со звуковым сопровождением предметов: барабан, дудочка, гул машины, квакание лягушки, тиканье часов, звук шагов человека. Ребёнок должен внимательно послушать и сказать, что он слышат, если ребёнок затрудняется с ответом, снимаем ему повязку и показываем этот предмет.
 П: Умница, ты всё угадал. А для чего нам нужен слуховой рецептор?
 Р: С помощью него, мы различаем звуки и понимаем, что происходит вокруг.
 П: Правильно. Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слуховой рецептор. Посмотри и скажи, что находится в нижнем левом углу?
 Р: Яблоко.
 П: Верно. А как узнать какое яблоко по вкусу?
 Р: Надо его попробовать.
 П: Посмотри оно уже укушенное, это наверно наш мальчик уже его попробовал. А с помощью чего он сможет определить какое яблоко?
 Р: С помощью языка и вкуса.
 П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?
 Р: Вкусовой.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Верно. Вкусовой рецептор. А какое может яблоко быть по вкусу?
 Р: Кислое, сладкое, горькое.
 П: Как ты думаешь какое яблоко попробовал мальчик?
 Р: Сладкое.
 П: А почему ты так думаешь?
 Р: Он улыбается.
 П: Хорошо. А какие ты ещё знаешь вкусы?
 Р: Острый, соленый.
 П: Давай мы с тобой ещё поиграем в игру «Угадай по вкусу». Нам нужно опять завязать глаза. Я тебе буду давать что-то попробовать, а тебе нужно будет отгадать, что это.
 Педагог предлагает ребёнку попробовать, дольку лимона, апельсина, кусочек конфеты, кусочек яблока. Ребёнок должен попробовать и сказать, что это.
 П: Молодец. Ты всё угадал. Какой можно сделать вывод? Для чего нам нужен вкусовой рецептор?
 Р: Для того чтобы различать вкусы.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Верно. Посмотри на картинку и скажи, что находится слева вверху от мальчика?
 
 
 Р: Ёжик.
 П: А какой ежик?
 Р: Колючий?
 П: А как ты это узнал?
 Р: К нам летом в сад пришёл ёжик, я его хотел погладить, когда я до него дотронулся он оказался колючим.
 П: С помощью чего ты смог узнать, что ёжик колючий?
 Р: С помощью рук и кожи.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Верно. Дотрагиваясь рукой до какого –нибудь предмета, мы контактируем с ним и с помощью кожи ощущаем какой он на ощупь. Этот рецептор называется осязательный или тактильный.
 Давай поиграем ещё в одну игру, которая называется «Дотронься и узнай».
 Я тебе опять завяжу глаза и буду подавать предметы, тебе нужно будет их потрогать и угадать, что это.
 Ребёнку предлагается лёд, он должен потрогать и сказать что он холодный, это лёд. Кубик (Кубик твёрдый, квадратный). Игрушка (мягкая).
 Если ребёнок затрудняется, открываем ему глаза и показываем предмет, трогаем его, описываем, чтобы ребёнок смог запомнить по осязанию какие это предметы.
 П: Молодец. Ты справился с заданием. Какой рецептор, помог тебе догадаться какие предметы я тебе предлагала?
 Р: Осязательный.
 Если ребёнок не отвечает, помогаем ему.
 П: Правильно, теперь ты знаешь, что с помощью осязательного рецептора можно на ощупь узнать какие предметы нас окружают.
 Посмотри, какая картинка у нас осталась.
 Р: Духи.
 П: А как узнать мальчику какие это духи?
 Р: Их нужно понюхать.
 П: Верно. С помощью чего он отличит, какие духи?
 Р: С помощью носа и запаха.
 Если ребёнок не знает, помогаем ему.
 П: Верно и в этом ему поможет последний наш рецептор обонятельный.
 А какие бывают по запаху духи?
 Р: Фруктовые, цветочные, древесные.
 
 
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Верно. А какие ты ещё знаешь запахи?
 Р: Приятные, неприятные, резкие, сильные, слабые.
 Если ребёнок не знает, помогаем ему.
 П: Может ли запах предупредить об опасности?
 Р: Да. Если, например дым, то мы можем это понять и вызвать пожарную службу.
 П: Молодец.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 Какой можно сделать вывод, зачем нам обонятельный рецептор?
 Р: С помощью него мы определяем и различаем запахи.
 П: Умница.
 Рефлексия.
 Коллаж убирается.
 П: Расскажи, о чём мы сегодня говорили?
 Р: Мы говорили о рецепторах и опирались на картинки на коллаже.
 П: Какие рецепторы человека с какими картинками мы ассоциировали?
 Р: Цветовой круг - зрительный рецептор, поющая птичка - слуховой рецептор, укушенное яблоко - вкусовой рецептор, ёжик - осязательный рецептор, духи - обонятельные рецептор.
 Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
 П: Сколько всего рецепторов у человека?
 Р: 5.
 П: Умница! Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание это всё рецепторы человека. С помощью их мы познаём окружающий мир.
 Тебе понравилось занятие?
  Р: Да, я много узнал интересного.
 П: Я рада! Досвидание.