?
Казенное учреждение Омской области
"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Гармония"
Инновационные технологии:
Использование мнемотехники в совместной деятельности педагога и детей
Выполнила: Волегова Ольга Николаевна,
воспитатель
Омск 2014 г
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».
К. Д. Ушинский.
У большинства детей, поступающих в наше учреждение, существуют множество речевых проблем:
· Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
· Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
· Употребление нелитературных слов и выражений.
· Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
· Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
· Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
· Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
· Плохая дикция.
· Многие дети, относящиеся к другим национальностям, почти совсем не говорят по-русски.
Основную проблему представляет овладение коммуникативными
умениями и навыками детьми.
Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
- Развитие творческих способностей – фантазии, воображения.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
· обогащения словарного запаса,
· при обучении составлению рассказов,
· при пересказах художественной литературы,
· при отгадывании и загадывании загадок,
· при заучивании стихов.
Применять модельные схемы можно и в других формах совместной деятельности педагога и детей (в режимных моментах, хозяйственно-бытовом труде, труде в природе, когда мы обучаем детей последовательности выполнения того или иного действия).
Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
· модель должна отображать обобщённый образ предмета;
· раскрывать существенное в объекте;
· замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Вывод:
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи у детей с ЗПР.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами.