Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
Коррекционное занятиев старшей группе
Тип занятия: Развитие зрительного восприятия
Тема: Башкирский национальный костюм и
башкирский народный орнамент
Учитель-дефектолог
Р.И.Калимуллина
Тип занятия: Развитие зрительного восприятия.
Тема: Башкирский национальный костюм и башкирский народный орнамент.
Коррекционные цели:
Развитие целостного восприятия и памяти.
Повышение остроты зрения.
Развитие мелкой моторики.
Программное содержание:
Закрепление и расширение знаний детей о национальной культуре родного края.
Развитие смысловой стороны речи, активизация словаря.
Воспитание уважения к культуре башкирского народа.
Оборудование:
Кукла в башкирском национальном костюме;
Башкирская матрешка;
Игра «Сложи башкирский узор»;
Образцы башкирских матрешек;
Цветные карандаши, раздаточный материал;
Магнитофон, кассета с башкирской мелодией;
Ход занятия
Дети! Сегодня на занятии мы будем говорить о башкирском национальном костюме и башкирском народном орнаменте.
К нам в гости пришла кукла Айсылу. Посмотрите, какой красивый на ней костюм. Скажите, как называется такая одежда?
-Башкирский национальный костюм
Предлагаю детям сесть, и рассмотреть из каких элементов состоит костюм.
Дети, как называется вот эта (показываю) часть костюма.
Платье.
Какого оно цвета? (оранжевого).
Чем украшены подол и рукава платья? (оборками).
Чем украшены оборки?
Яркими цветными лентами.
Дети, кто вспомнит, как по-башкирски называется платье? (кулдэк).
Повторим это слово вместе.
Что одето поверх платья? (безрукавка).
Безрукавка, а почему она так называется?
А кто вспомнит, как по-башкирски называется безрукавка? (камзол).
А чем украшают камзол?
Башкирским орнаментом, монетами, оторачивают яркой тканью или мехом.
Итак, что означает слово камзол? (Безрукавка, жилет)
Дети, посмотрите, какой красивый у Айсылу головной убор, кто скажет, как он называется?
Хараус.
Чем украшали хараус? (монетами).
Дети, такой убор носили девочки и молодые девушки, а замужние женщины носили другой убор, который тоже украшали монетами, и назывался он - тубэ.
Повторим это слово вместе (тубэ).
На груди башкирские девушки носят украшения из серебряных монет, которое называется сельтэр.
В старину башкиры верили, что звон серебряных монет отгоняет болезни и злых духов. Поэтому они нашивали монеты на одежду и использовали в различных украшениях.
Дети. Как называется нагрудное украшение? (сельтэр).
Сегодня к нам в гости захотела прийти еще и башкирская матрешка. Зовут её Айгуль.
Дети, внимательно посмотрите на матрешку и скажите, какие знакомые элементы башкирского костюма вы видите?
Камзол, сельтэр, тубэ.
Скажите, чем украшен камзол матрешки?
Башкирским орнаментом, монетами.
Дети, обратите внимание, низ матрешки тоже украшен орнаментом, он называется кускар, это в переводе означает – бараний рог.
Давайте слово кускар произнесем вместе.
Я узнала, что у Айгуль сегодня день рождения.
Давайте поиграем с ней в игру «Ак калас».
Дети встают вокруг матрешки и проговаривая слова, одновременно выполняют соответствующие движения.
Физкультминутка «Ак калас»
Предлагаю детям пройти и сесть за стол.
Сегодня мы будем раскрашивать камзол матрешки.
Внимательно посмотрите на образец.
Каким карандашом будете работать в начале, после каким карандашом будете раскрашивать орнамент?
Дети работают под ритмичную башкирскую мелодию.
После окончания работы рассматриваем их.
Дети, вы молодцы, хорошо потрудились, теперь дадим нашим глазкам отдохнуть и выполним упражнение «Пальминг».
Снимем очки, разогреем ладони, пальцы, скрестим их, и в образовавшиеся «домики» спрячем глаза. Если упражнение выполняете правильно, вы должны видеть черный цвет.
Звучит медленная башкирская мелодия.
Закончили упражнение, поморгали, одели очки.
А теперь поиграем в игру «Сложи башкирский узор».
Рассматриваем фигуры, цвет, размер.
Показываю детям последовательность действий.
Предлагаю детям самим составить узор.
Итог занятия.
После анализа, сообщаю детям, что у матрешки Айгуль сегодня День рождения, и она принесла детям сладкое угощение к чаю, которое называется «Чак-чак».