Цель: Познакомить со свойствами воды - текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое, принимать форму.
Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы.
Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика, чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм, резиновая перчатка, пакет. Сахар, чайные ложки, трехлитровая банка с водой, пипетка, глобус; карточки с изображением воды в разном состоянии. Ноутбук, видеозапись.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Расскажи мне о воде»
«Расскажи мне о воде»
Игра – эксперимент
для подготовительной к школе группы
Цель: Познакомить со свойствами воды - текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое, принимать форму.
Способствовать развитию простейшей исследовательской деятельности: формировать умение выдвигать гипотезы, искать ответы, делать выводы.
Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика, чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм, резиновая перчатка, пакет. Сахар, чайные ложки, трехлитровая банка с водой, пипетка, глобус; карточки с изображением воды в разном состоянии. Ноутбук, видеозапись.
(Звучит музыка из цикла «Времена года»)
В. - Сейчас мы с вами поиграем в игру «Времена года». Я буду показывать слово, а вы, прочитав его, назовете признаки этого времени года.
(показываю карточки – с одной стороны название времени года, с другой картинка, соответствующая этому времени года)
Игра «Времена года»
В. – А в какой последовательности времена года сменяют друг друга?
Может ли быть по-другому: например, за осенью наступит лето?
(Ответы детей)
В. - А теперь, рассмотрите мой наряд и попробуйте дать мне название
(на мне накидка с сюжетами времен года) .
(Даю всем детям высказаться, затем обобщаю их ответы.)
Сегодня я – Повелительница времен года.
Зимой я ветры злые, холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных и насекомых спать укладываю. Назовите, какие животные находятся зимой в спячке. (ответы детей)
Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках. А что там, в почках? (ответы детей) .Ветры теплые от сна пробуждаю, птиц, зверюшек, насекомых разных солнцем согреваю. Какие это насекомые?
Летом тучки собираю. Для чего? Землю дождем поливаю. Воду в реках согреваю.
Осенью готовлю все живое к долгой зиме: сбрасываю с деревьев листочки, птичек в теплые края отсылаю, реки, и озера льдом покрываю.
В. – Вот видите, мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать! А сегодня я хочу побеседовать с вами, поиграть в разные игры. Я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем вместе.
(Подхожу к демонстрационному столику и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой.)
Опыт 1.
Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайничка) .
Как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.
В. – Воду трудно удержать, она стремится убежать. Ребята! Вы, наверное, знаете, как можно удержать воду?
С помощью чего?
(Дети высказывают свои предположения)
Детям на ладошки выкладываю льдинки, комментируя:
«Превратилась в лед вода, не стремится никуда».
Делаем вывод: вода может находиться в разном состоянии.
В каком? (жидком и твердом)
-А теперь возьмите зеркальце. Держите его в руке. Я накапаю несколько капель на поверхность зеркала. Что получилось? (маленькое озеро) .
-Теперь легко наклоните его – речка потекла, а если наклонить зеркало сильнее, то вода потечет быстро.
-Так и в природе: Если река течет по ровному месту, т. е. по равнине – медленно, если с гор, то течет быстро. Кто знает, как это называется? (водопад)
Показ видеослайдов: река, водопад
Да, вода таит в себе много загадок. И мы сегодня, как настоящие исследователи, попробуем их разгадать.
Конкурс «Загадочный»
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает. (Иней)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
Показываю картинки.
Ребята, но ведь мы с вами сегодня говорим о воде.
Почему же ни в одной отгадке вы не произнесли этого слова.
Как связана вода со всеми этими явлениями природы?
(ответы детей)
Делаем вывод: вода может находиться в разном состоянии – в жидком и твердом.
Опыт 2.
Как вы думаете, вода имеет форму?
Какую форму имеет вода?
Приглашаю детей к столику и предлагаю им выбрать по одному из лежащих на столике предметов: колбочки разной формы: конус, шар, цилиндр, пакет, перчатка резиновая. Наливаю в них воду.
Ответьте теперь, какой формы вода?
(Вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода.)
Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.
Физкультминутка
«Вода – не вода»[/
b]
Игра на внимание. Правила игры.
Если названное слово обозначает то, что содержит воду, нужно встать. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, вы сидите и поднимаете руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – хлопаете в ладоши.
Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.
Опыт 3
Дети садятся за стол. Я обращаю их внимание на стол, на котором находятся стаканы с водой и тарелки с сыпучим веществом белого цвета
- У вас на столе чашки с водой и сыпучее белое вещество.
Как вы думаете, что это?
Добавьте его в воду и скажите, что произошло?
Изменился цвет воды?
А теперь понюхайте воду. (дети нюхают воду)
Появился ли запах?
В. - Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной.
Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества. Почему это свойство полезное? (ответы детей)
Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок.
Это полезное свойство воды.
В. – Ребята, а всегда ли вода приносит пользу?
Когда опасна вода?
Чем опасна вода?
Ответы детей.
Да, вода бывает и опасной. Это ливни, наводнения, цунами, шторм.
В. - А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на ней морей и океанов и сколько рек. Но не вся вода пригодна для человека.
Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода, занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер, которую человек может использовать (сопровождаю показом) .
Поэтому воду необходимо беречь.
Давайте вспомним правила пользования водой и бережного отношения к природе:
-Закрывать кран с водой.
-Не пускать воду сильной струей.
--Набирать только столько воды, сколько необходимо.
-Пользоваться для питья только чистой кипяченой водой.
-Не засорять природные водоемы.
-Останавливать тех, кто загрязняет воду, объяснять, почему этого делать нельзя.