Конспект Занятия подготовительная группа «Ранняя Весна»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе. Задачи: Знать признаки ранней весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей. Закрепить знания детей о свойствах снега, уметь дать определение понятиям: снегопад, вьюга, метель, позёмка, пурга, капель, сосулька, наст. Закрепить умение пользоваться картами, схемами, таблицами. Использовать активный словарь по теме, уметь высказывать свои мысли развёрнуто, полным предложением. Воспитывать интерес к наблюдениям за природой.
Материал к занятию: бумажный самолётик с письмом, «Волшебная карта», таблица «Найди ключ», медали для умников, запись звуков весеннего леса, проталины из бумаги, снежинка из бумаги, таблица «Снежная таблица», кусочки ваты, цветные мелки, лист А3, наклейки с изображением животных. Предварительная работа: 1. Наблюдения и беседы на прогулке. 2. Подвижные игры «Ручеёк», «Не промочи ноги».3. Рассматривание альбома «Весна». 4. Чтение стихов, пословиц и поговорок о весне.
Ход занятия:
В детский сад прилетает самолётик. В-ль: Посмотрите, к нам прилетел самолётик, наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте посмотрим, что на нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Читает: «Ребята, я колючий ёжик, сижу под пеньком и не знаю, пришла ли уже весна или ещё нет. Помогите мне понять, а то если я вылезу из тёплой листвы, я могу замёрзнуть. Напишите мне письмо и отправьте его самолётом». Ребята, поможем ёжику? Дети: Да. В-ль: Вы думаете зима просто так пустит нас в лес? Давайте посмотрим волшебную карту. (Разворачивают карту, читают первое задание).
1. Найдите ключи от лесных ворот:
Дальше по карте загадка: 2. Отгадай загадку: Все мы разные друзья Путать нас совсем нельзя Первый - раннею весной, В серединочке – второй, А как яблоня зацветёт, Тут и третий брат придёт Все же мы весенние, Братья нераздельные. (Март, апрель, май) Посмотрите на карте нарисована буква У, это конкурс Умников. 3. «Конкурс умников» на знание признаков ранней весны в сравнении с признаками зимы. а) Что такое весна? б) Назовите весенние месяцы по порядку. в) Назовите весенние приметы (вначале в неживой природе, затем в растительном мире, животном мире, в жизни людей). г) Почему весной вся природа оживает? д) Почему перелётные птицы возвращаются на родину? е) Какая птица возвращается первой? ж) Почему говорят «Март неверен: то плачет, то смеётся» з) Что такое гололедица? Почему она опасна? и) Что такое сосульки? Они опасны? к) Что такое наст? Как он образуется? Награждаем самых умных детей медалями. А дальше по карте магнитофон нарисован, давайте его включим и узнаем что там. 4. «Послушаем звуки весеннего леса». Игра «Кто, что услышал?» Дети перечисляют, что они услышали в разнообразии звуков. Посмотрите, а это что за проталины на карте? 5. « Путешествие по проталинам». (На каждой проталине задание: изобразите ручеёк, перешагните лужи, перепрыгните сугробы, изобразите синиц, покажите весеннее солнце) Так, а теперь на карте нарисована снежинка, надо её найти в группе. Дети ищут снежинку. 6. Задания под знаком «Снежинка». В-ль: Ребята, зима очень злится и не хочет уходить, поэтому она часто посыпает нас снегом. Весна топит его тёплыми лучами, а зима опять сыплет его. Чтобы быстрее пришла весна нам надо разгадать «Снежную таблицу»
А вопросительные знаки предлагают вам подумать и дополнить таблицу. Игра: «Снежная баба» Дети встают в круг друг за другом: Сегодня из снежного мокрого кома - дети «катят ком» Мы снежную бабу, слепили у дома – изобразить три кома Стоит наша баба у самых ворот – показать двумя руками перед собой. Никто не проедет, никто не пройдёт – погрозить пальцем Знакома она уже всей детворе – шагаем друг за другом А Жучка всё лает «Чужой во дворе» - лаем два раза Дыхательное упражнение «Снежинки» (Взять кусочки ваты и попробовать держать их на лету, активно дуя на них). Ну вот, осталось последнее задание, изобразить картину ранней весны. Только не перепутайте, картинок много, нужно выбрать. 7. Игра: «Нарисуйте картину «Ранняя весна» (На листе А3 рисуем коллективную картинку восковыми мелками) В-ль: Вы молодцы, столько много знаете о ранней весне. Ну теперь пора написать ответ ёжику. Что мы напишем? Правильно, для ёжика ещё не настало время, ещё много снега и по утрам морозы, и нет пищи для него. Ой, а что это в уголочке письма? Значок глобуса. Давайте поищем сюрприз. (Около глобуса наклейки с животными) Это награда от ёжика за наши знания! Молодцы!