Разделы: «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим миром», «Изодеятельность».
Задачи:
- продолжать развивать эстетические восприятие, образное мышление, воображение на основе формирования представлений о разнообразии и богатстве природы, изменчивости ее в соответствии с временами года;
-стремление при наблюдении объектов и явлений природы вспоминать знакомые загадки, стихи и песни; рассказывать об объектах природы и их изображениях;
-наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их; способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение и творчество; умение отражать в рисунке, аппликации признаки, соответствующие временам года; использовать различные способы изображения деревьев в аппликации: методом обрывания бумаги, вырезание листьев, цветов, фруктов; эмоционально-эстетические чувства, воображение, любовь к природе;
-обогащать сенсорный опыт и представления о характерных особенностях плодового дерева (яблоня);
-помогать употреблять слова активно, правильно, в соответствии со смыслом; обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания ( зима – волшебница, чародейка; жаркое дето сочной зеленью расписало яблоню; фруктовый сад, спелые, созревшие яблоки; осень разукрасила дерево по- своему, пестрый осенний убор; весна – красна). Учить понимать учебную задачу (триз), и выполнять ее самостоятельно; формировать навык самоконтроля и самооценки.
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций по темам «Времена года»;
-наблюдение на прогулке за деревьями; рассказы из личного опыта; беседы на тему «Времена года»; разучивание стихов, загадки и отгадки по временам года;
-заполнение календаря природы;
- рисование «Мое любимое время года»;
-изготовление эмблем для детей;
-подбор музыки для прослушивания.
Билингвальный компонент:
-названия времен года на казахском языке; слова «дерево», «яблоко» на каз. яз.
Воспитатель: Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними. (Здороваются с гостями). Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по временам года, повторим их признаки, понаблюдаем за сезонными изменениями на примере яблони, а также выполним творческую работу.
Воспитатель: (загадывает загадку)
Каждый год гостей ждет:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, четвертый плачет. (Зима, весна, лето, осень.)
-Да, это – времена года. Давайте представим себе чудесное путешествие по временам года в нашем городе. Посмотрите.
(Воспитатель обращает внимание детей на плакат «Времена года» и изображение яблони и нашего города в разное время года на слайдах).
-Что вы здесь увидели?
Дети: Здесь очень красиво! Красивые деревья! А это наш город!
Воспитатель: Чем деревья отличаются друг от друга?
Дети: Зимой на ветках лежит снег, дерево покрыто инеем; весной появляются маленькие зеленые листочки, красивые бело – розовые цветы; летом на дереве румяные яблоки, сочные зеленые листья; осенью листья опадают, яблоки поспевают.
Воспитатель: Как будто четыре волшебника – художника собрались здесь вместе. В нашем городе все интересно, я люблю его, потому что здесь живет моя семья и мои друзья. А теперь вы расскажите о нашем городе.
Дети: Мы живем в городе Усть – Каменогорске. Здесь очень интересно гулять, много детских площадок; есть фонтаны, и утки плавают в реке Иртыш; у нас в городе есть музеи, театры, кинотеатры; есть красивые набережные и парки.
Воспитатель: В нашем городе есть парки, скверы, сады. В них растут разные деревья. Какие именно?
Дети: Яблоня – красивое и полезное плодовое дерево. На ней созревают яблоки. (Назвать «дерево» и «яблоко» на казахском языке.) В разное время года она имеет свой наряд.
Мы сядем на волшебный поезд и прокатимся по разным станциям.(Дети строятся в «паровозик», двигаются по залу, поют 1-й куплет песни «Мы едем, едем, едем…», останавливаются на первой станции.)
Воспитатель: Станция первая! Чтобы узнать ее название, нужно отгадать загадку.
Ребенок: Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…(зима); (назвать слово «зима» на казахском языке.)
Звучит музыкальный фрагмент на тему «Зима».
Воспитатель: Рассмотрите зимнее дерево. Обратите внимание, что морозной зимой и цвета в основном холодные. Назовите их.
Дети: Зимой много снега и можно лепить снеговиков. Кататься на санках, лыжах, коньках. Деревья укрыты снегом. Красивые снежинки кружатся в воздухе.
Воспитатель предлагает поиграть в игру-триз «Хорошо - плохо»:
«Выпал снег – это хорошо, потому что…
Выпал снег – это плохо, потому что…»
Воспитатель: Молодцы!
За окном мороз, все замерзло… И вдруг…
(читает стихотворение» Снегири»)
Стынут ветки на морозе у сосны и ели.
Что за чудо – на березе яблоки поспели?
Подойду поближе к ней, и глазам не верится.
Стая алых снегирей облепила деревце.
Воспитатель: На что похожи снегири?
Дети: На алые, красные яблоки.
Воспитатель: Я уверена, что зимой вы заботитесь о птицах. Расскажите, как вы им помогаете.
Дети: Зимой мы подкармливаем птиц, делаем кормушки.
Воспитатель: Внимание! Наш поезд отправляется к следующей станции (дети строятся в «паровозик», двигаются по залу, поют 1 – й куплет песни «Мы едем, едем, едем…», останавливаются на второй станции.)
-На какую станцию прибыл наш волшебный поезд? Чтобы это узнать, надо отгадать загадку.
Ребенок: Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю, посевы поливаю.
Движением полна, зовут меня…(весна); (назвать слово «весна» на казахском языке.)
Воспитатель: Весной земля еще не согрелась, и только – только начинают появляться в природе теплые цвета.
Воспитатель: Какие еще признаки весны вы знаете?
Дети: Все оживает кругом; выползают букашки и жуки; первые пчелы и бабочки летят на цветы; много птиц в лесу и на полях; птицы строят уютные гнездышки.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Да – нет» (Если согласны – 3 хлопка, если не согласны – 3 раза топнуть ногой).
-День становится длиннее.
-Птицы прилетают.
-Медведь ложиться в спячку.
-Солнце греет сильнее.
-Люди носят шубы и валенки.
-Птицы улетают в теплые края.
-Появляются лужи.
Воспитатель: Что весной появляется на яблоне?
Дети: Нежные бело – розовые цветы.
Физминутка «Лепестки»
Наши белые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
Наши белые цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Воспитатель: Внимание! Наш поезд отправляется к следующей станции(дети строятся в «паровозик», двигаются по залу, поют 1 – й куплет песни «Мы едем, едем, едем…», останавливаются на третьей станции.) Следующая станция…
Ребенок: (загадывает загадку)
Красным зовется, платье в цветах,
Ягодой сладкой зреет в лесах.
Дождиком теплым по саду идет,
Иволгой звонкой на ветке поет…(лето); (назвать слово «лето» на казахском языке.)
Звучит музыкальный фрагмент на тему «Лето».
Воспитатель: Рассмотрите летнее дерево. Что появилось на яблоне?
Дети: На яблоне появились яблоки.
Воспитатель: Какой стала зелень?
Дети: Зелень стала сочной, яркой.
Воспитатель: Какие признаки лета вы знаете?
Дети: Летом жарко светит солнце; спеют ягоды, много цветов, бабочек, стрекоз.
Воспитатель: Появляется больше теплых красок. Какие это цвета?
Воспитатель: Внимание! Наш поезд отправляется к следующей станции (дети строятся в «паровозик», двигаются по залу, поют 1 – й куплет песни «Мы едем, едем, едем…», останавливаются на четвертой станции.) Следующая станция…
Ребенок: (загадывает загадку)
Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. (Осень); (назвать слово «осень» на казахском языке.)
Звучит музыкальный фрагмент на тему «Осень».
Воспитатель: Вот мы и прибыли на станцию «Осень». Посмотрите, что осталось на яблоне?
Дети: На яблоне осталось мало яблок. Облетают листочки.
Воспитатель: Осень называют золотой, разноцветной. Почему?
Дети: Листья на деревьях разноцветные. Все деревья разукрасила осень по – своему: кого в желтый наряд, кого в ярко – красный.
Воспитатель: Да, теплым краскам здесь раздолье. Какие это цвета?
Дети: Желтый, оранжевый, бордовый, красный.
Воспитатель: Какие еще признаки осени вы знаете?
Дети: Осенью убирают урожай с полей, птицы улетают в теплые края. Звери в лесу готовятся к зиме.
Воспитатель: Спешит, торопится осень. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем теплые краски. И снова они уступают место холодным цветам.
Воспитатель: Вот и снова добрались мы до станции «Зима». Время бежит по кругу.
Путешествуя, мы встретили все времена года, увидели красивую яблоньку в разное время года. Сегодня вы будете украшать свою яблоню. Мы заранее сделали заготовки для занятия. У вас есть эмблема того времени года, которое вы будете изображать. Найдите свое место. Мы обговорим, кто что будет делать.
Зима. На заготовке с изображением яблони, дети выполняют аппликацию «Снегири» и наклеивают вату – «снег» на ветки дерева и под него.
Весна. На заготовке с изображением яблони, дети выполняют аппликацию из цветов и листиков небольшого размера.
Лето. На заготовке с изображением яблони, дети выполняют рисунок мелками. Изображают крупные листья, яблоки, раскрашивают ствол, дополняют рисунок деталями (трава, цветы под яблоней, небо, солнце).
Осень. На заготовке с изображением яблони, дети выполняют обрывную аппликацию кроны дерева, наклеивают готовые яблоки из ткани.
После выполнения работы, изображения яблонь вывешиваются в соответствии с временами года, каждая группа детей называет свое время года и его характерные признаки.
Воспитатель: Теперь возьмите в руки ваши эмблемы. Если вам занятие понравилось, было легко и интересно, то приклейте эмблему к солнышку. Если в течении занятия у вас возникали трудности или вы что-то не поняли, то приклейте эмблему к тучке. Объясните, почему вы сделали такой выбор.
Всем спасибо за участие и внимание! Дети, попрощайтесь с гостями! (Дети прощаются и уходят).