Материал: музыкальный центр с записью разной по настроению музыки, волшебная палочка, волшебный дождь, картины детей с разными эмоциями, «чудесный» цветок. Предварительная работа: знакомство с основными эмоциями (радость, грусть, брезгливость, страх, злость, обида), проведение упражнений, игр способствующих осознанию собственного тела, снятию мышечного напряжения, прослушивание музыкальных произведений,вызывающих разные эмоции у детей, разыгрывание сценок, танцевальных движений, игр.
Ход занятия. Дети входят в группу под приятную, спокойную музыку, приветствуют прикасаясь ладонями друг друга, отмечают свое настроение в уголке «самопознания»
Психолог: Здравствуйте, дети. Я рада с вами встретиться, особенно когда все в хорошем настроении. Давайте с вами поделимся друг с другом хорошим настроением. Ведь и у меня сегодня отличное настроение.
Игра – упражнение «Улыбка»
Я передаю вам свою улыбку по кругу. Психолог улыбается рядом стоящему– ребенку и передает свою улыбку, а этот ребенок передает свою улыбку и улыбается своему соседу. Психолог: «Что вы сейчас чувствуете?» Посмотрите какие все стали красивые, улыбчивые, хочется всех обнять.
Инсценировка по стихотворению Боровик (В. Приходько)
Психолог: « Ребята , слышите кто это шумит, идет» На магнитной доске (изображение леса) появляется сказочный герой король Боровик. Топает ногами, грозит кулаком и стучит сапогом.
Психолог читает стихотворение. «Шел король Боровик, через лес напрямик. Он грозил кулаком. И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи»
- «Ребята, какое у короля настроение? А как вы узнали? А почему? (ответы детей) Читает стихотворение, а детям предлагает действовать согласно тексту.
- «Ой, что же мне делать? Сколько сердитых королей! Что же мне поможет? Волшебная палочка!»
Игра «Волшебная палочка»
Психолог достает из сундучка волшебную палочку. «Теперь я знаю эта палочка не простая, а волшебная, мне поможет обратно превратить моих ребят в добрых и ласковых друзей» Психолог каждому ребенку прикасается и проговаривает следующие слова: Оля, Оля, покружись, покружись и улыбнись» Каждый ребенок, кому прикоснулись «волшебной палочкой» кружится и улыбается. Дети садятся и отвечают на вопрос психолога, как они справляются, когда у них плохое настроение, когда злятся. Что нужно для них такое сделать, чтобы у них настроение улучшилось. Что они любят делать и наоборот, что не любят делать? Когда у них было плохое настроение и от чего, что они чувствовали? Когда у них бывает хорошее настроение, как они себя чувствуют, что делают? А когда вы играете, какое у вас настроение? А давайте поиграем.
Игра – упражнение. «Веселые друзья»
Грустно все время сидеть, друг на дружку так глядеть. А давайте веселиться и друзьями становиться. Пробежалися быстрей, поменялися местами, сели на стульчики скорей. Стульчики расположены по кругу. Психолог и дети меняются местами. Психолог говорит: «А теперь меняются местами все, у кого есть красная одежда ( в волосах заколка, кто добрый, кто веселый, кто защищает девочек и т.д.). Дети в одежде красного цвета меняются местами.
Ойын «Чудесный цветок»
Сегодня утром я зашла в группу и увидела Олю (показываю картину девочки с эмоцией злости). Она сидела на полке совсем одинокая. Какое у нее настроение? (ответы детей) Как бы вы поступили на моем месте? Дети предлагают различные идеи, как помочь сердитой девочке. В центр кладется картина с изображением девочки Оли с эмоцией злости. Дети по очереди выбирают лепестки, на которых изображения с вариантами помощи сердитой девочке. Когда составлен волшебный цветок, психолог предлагает детям закрыть глаза, и меняет центральную фотографию сердитой девочки на веселую. Как вы думаете, почему случилось чудо?
6. Игра – упражнение «Аплодисменты, ласковушки»
Дети, вы сказали, когда человек сердитый, с ним можно поговорить, успокоить, его нужно приласкать, а давайте и мы приласкаем того, кого вам хочется. Звучит спокойная мелодия. Один ребенок садится на стул или стоит (как ему будет удобно) в центре комнаты, остальные дети окружают его, говорят ему ласковые слова и нежно гладят по рукам, плечам. Затем хлопают ему, дарят аплодисменты. У детей поднимается настроение, каждый делится своим впечатлением, было ли ему приятно. Психолог обьясняет, что если хотите сделать добро, то не обязательно дарить подарки, можно просто обнять, поцеловать и подарить свою улыбку, настроение.
Я вам желаю, чтобы у вас всегда было радостное настроение и тогда кто с вами рядом будет всегда интересно и весело. Наше занятие закончилось, что вам больше всего понравилось в нем, что вас порадовало. В конце заняти звучит песня «От улыбки»