І кезең Мотивациялық – Қозғаушы/ Мотивационно-побудительный | Настал новый день. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Доброе утро, доброе утро! Доброе утро я вам говорю! Доброе утро, доброе утро, Доброе утро я всем вам дарю! -Сегодня у нас необычное занятие. Наша группа переоборудована в мини – лабораторию. - Дети вы знаете, кто работает в лаборатории? - А чем занимаются ученые? - Вы хотите стать учеными? - Сегодня на занятии мы превратимся в ученых, поработаем в лаборатории и попробуем сделать открытие. - Вы знаете, как себя вести в лаборатории? - Вы узнаете, с чем мы будем сегодня делать опыты, если отгадаете загадку. Воспитатель загадывает загадку про камень: «В сережках у мамы огнем он горит. В пыли на дороге ненужный лежит. Меняет он форму, меняет он цвет. А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать, Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто дети загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал?» - Правильно. | - Повторяют за воспитателем слова и движения. - Ученые. - Проводят опыты, делают открытия и т.д. - Да - Не шуметь, быть аккуратными и внимательными - Камень. |
Ұйымдас-тырушылық – ізденіс | Работа с ящиком ощущений. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон, нащупывают камень и характеризуют его на ощупь. - Камни живые или неживые? - Докажите, что камни неживые.
- Как образуются камни?
Проводится игра «Гора и камешки».
Стоит гора-старушка, До небес макушка. Её ветер обдувает, Её дождик поливает, Стоит гора, страдает И камешки теряет. И каждый день, И каждую ночь Катятся, катятся Камешки прочь. Раскатились камешки, И с той самой поры Ничего не осталось От нашей горы!
Воспитатель: А сейчас мы с вами станем учеными и будем проводить опыты. Опыт 1. – Внимательно рассмотрите все камни. Вывод: Камни по цвету и форме бывают разные. Опыт 2. – Все камни одинакового размера? Выложите камни в ряд – от самого большого к самому маленькому. Вывод: Камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики. Подготовка рук – самомассаж: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! Опыт 3. – Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? Покажите самый гладкий камень и самый шершавый. Вывод: Камень может быть гладким и шероховатым. - У вас было домашнее задание: Вы должны были попробовать забить гвоздь в камень. – Расскажите что у вас получилось? Вывод: Камни твердые. Опыт4. –Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами. – Что интересного вы увидели, ребята? - Молодцы, очень внимательные дети. - Ребята, у меня есть к вам интересное предложение, на минуту стать весами. - А что делают весами? Опыт 5. Вывод: Камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые. - Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру. Опыт № 6. Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? ( Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)
Дыхательная гимнастика. Вывод: камни могут быть теплые и холодные. - Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? Он утонет или будет плавать? -Почему вы так думаете? -А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину?
Опыт № 7. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. | - Мой камешек маленький, круглый, гладкий. И т.д. - Неживые Дети выкладывают на магнитной доске карточки с опорными сигналами (не дышат, не питаются, не размножаются, не передвигаются, не растут). - При разрушении гор Дети стоят около воспитателя, изображая гору. -Поднимают руки вверх. -Тянутся на цыпочках. -Обмахивают себя кистями рук. -Встряхивают кистями рук. -Прикладывают ладошки к щекам и качают головой. - Дети медленно отходят назад По сигналу воспитателя дети разбегаются в стороны. -Прикладывают ладошки к щекам и качают головой -Двумя руками показывают на опустевшее место. Дети садятся на свои места.
Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни. - Нет Пальцами правой руки по очереди « здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. Дети делятся открытиями. Дети рассказывают как проводили опыт. -Дети рассматривают все свои камни. -Крапинки, дорожки, узоры, углубления, ямочки и т.д . -Взвешивают. Дети по очереди держат камень в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Дети предлагают способы действий, проводят опыт.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза). Версии детей. Доводы детей Предложения детей. Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. |
Рефлексивті-коррекциялаушы | - Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? - Ребята, а для чего нужны камни? Где их можно встретить? На доску вывешиваются иллюстрации с изображением предметов из камня. - А хотите создать свою коллекцию камней. Тогда камешки, с которыми мы проделывали опыты, будут первыми экземплярами. Ведь собирать коллекции очень интересно и увлекательно. - Спасибо. Занятие окончено. | Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах. Строить дома, мосты, дороги, украшать клумбы, изготавливать памятники. |