kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Прогр.амма по дополнительному образованию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по дополнительному образованию для педагогов детского сада.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Прогр.амма по дополнительному образованию»

  1. Пояснительная записка

    1. Направленность дополнительной общеобразовательной программы

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной деятельности.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

В период дошкольного детства, особое значение, для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка развивается мелкая моторика, совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, речевое, интеллектуальное, нравственно-патриотическое, физическое).

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности, а именно пальчикового рисования, в работе с дошкольниками для развития речи, воображения, творческого мышления и творческой активности детей. Технология его выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Поэтому пальчиковое рисование очень привлекательно для детей, так как оно открывает большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражения в целом.

    1. Комплектование групп


№ п/п

Группа в соответствии с возрастом детей

Наполняемость (количество детей)

1

Вторая младшая группа

13


    1. Цели и задачи кружка

Цель программы кружка.

Развитие речи и мышления детей младшего дошкольного возраста с помощью пальчикового рисования.

Задачи.

Образовательные:

  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;

  • формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывая свои действия со сверстниками;

  • формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

  • совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;

  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;

  • развитие у детей эстетических чувств и умения общаться между сверстниками.

Воспитательные:

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

  • воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.



    1. Форма организации детей

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения (с детьми второй младшей группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 13 человек. Продолжительность занятия составляет 15 мин. Занятия проводятся один раз в неделю с октября по май.

    1. Форма работы с детьми

В процессе занятий используются различные формы работы с детьми: наблюдение, знакомство с художественной литературой, рассматривание иллюстраций, картинок, использование дидактических игр и другие.

    1. Методы работы с детьми

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

  • наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Используемые методы:

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

  • формируют эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования;

  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.



    1. Актуальность кружка.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Практика работы с детьми подтолкнули нас к мысли, что для гармоничного развития личности необходимо развивать мелкую моторику. Поэтому основная задача в работе кружка - развитие речи и мышления детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием нетрадиционных техник рисования. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной методики выступает процесс «открытие мира» с использованием установки говорения на русском языке.

Овладение техникой понимается при этом не только как основа возникновения образа, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте.

Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.





    1. Сведения о руководителе кружка

Фамилия Имя Отчество

Устимова Ирина Владимировна

Образование

высшее

Должность

воспитатель

Квалификация

не имеет


Фамилия Имя Отчество

Черемушкина Татьяна Викторовна

Образование

высшее

Должность

воспитатель

Квалификация

не имеет



    1. Расписание работы кружка


Вторая младшая группа: Еженедельно, среда – 15:45 – 16:00.


    1. Контрольно измерительный материал

освоения детьми программного материала

Мониторинг проводился с помощью методик на диагностику:

  • восприятия («Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это?»),

  • воображения («Нарисуй что-нибудь»),

  • мышления («Нелепицы», «Времена года», «Кому чего не достает»),

  • речи («Назови слова», «Расскажи по картинке»).

Автор Р. С. Немов «Психодиагностика».

Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – октябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в таблицу.

На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.





  1. Учебно – тематический план.

п/п



Тема

Количество занятий

Часы (мин)

Теория

Практика

1

«Осень золотая»

8

40

80


«Разноцветные шары»

1

5

10


«Ягоды и яблочки на тарелочке»


1

5

10


«Вкусный компот»


1

5

10


«Осеннее дерево»

1

5

10


«Осенний дождик»

1

5

10


«Ветка рябины»

1

5

10


«Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться»

1

5

10


«Светофор»

1

5

10

2

«Зима пришла»

8

40

80


«Первый снег»

1

5

10


«Свитер для моих друзей»

1

5

10


«Маленькой ёлочке холодно зимой»

1

5

10


«Веселый снеговик»

1

5

10


«Елочка пушистая, нарядная»

1

5

10


«Мои рукавички»

1

5

10


«Морозко»

1

5

10


«Зайчишка»

1

5

10

3

«Живая и неживая природа»

15

75

150


«Рыбки в аквариуме»

1

5

10


«Ночь и звезды»

1

5

10


«Цветочек для папы»

1

5

10


«Тюльпаны в подарок маме»

1

5

10


«Ветка мимозы»

1

5

10


«Веселая птичка»

1

5

10


«Салфетка»

1

5

10


«Закат»

1

5

10


«Ранняя весна»

1

5

10


«Одуванчики»

1

5

10


«Волшебный цветочек»

1

5

10


«Божьи коровки»

1

5

10


«Цветы для пчелки»


1

5

10


«Разноцветный фейерверк»

1

5

10


«Гусеницы в траве»

1

5

10


Итоговое занятие

1

5

10



32





  1. Содержание изучаемого курса.

Календарный план


Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

Оборудование



1








2















3








4

Октябрь


«Разноцветные шары»







«Ягоды и яблочки на тарелочке»













«Вкусный компот»







«Осеннее дерево»




Рисование пальчиками







Рисование пальчиками














Оттиск яблоком







Рисование ладошкой


Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек. Развивать мелкую моторику рук.




Продолжать знакомить с техникой «пальчиковая живопись». Учить рисовать яблоки и ягоды, рассыпанные на тарелке, используя контраст размера и цвета. Развивать чувство композиции.









Упражнять в технике печатания. Воспитывать аккуратность.






Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования –« рисование ладошкой» .Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Учить видеть красоту осенней природы; развивать ритм и цветовосприятие навыки коллективной деятельности.


Листы с контурами шара и ниточкой к нему. Синяя, красная пальчиковая краска в мисочках, салфетки, иллюстрации.


Круг из тонированной бумаги, пальчиковая краска в мисочках жёлтого, красного, фиолетового, зелёного цветов, различные печатки, салфетки, ягоды и яблоки натуральные или муляжи


Лист с контурным изображением банки, пальчиковая краска красная, желтая, салфетки, яблоки натуральные или муляжи


Лист ватмана тонированный с изображенным на нем стволом дерева; доска; пальчиковая краска желтая, оранжевая, салфетки, засушенные листья знакомых детям деревьев.



1

Ноябрь


«Осенний дождик»



Рисование пальчиками



Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство воспитывать интерес к познанию природы и отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности.


Листы с изображением грядки с репкой и контуром тучки. Синяя пальчиковая краска в мисочках, салфетки, зонтик для игры, иллюстрации и эскизы.




2










3























4

«Ветка рябины»










«Солнышко лучистое, почему ты стало чаще прятаться»


















«Светофор»

Рисование пальчиками










Рисование ладошкой





















Рисование пальчиками



Познакомить с новой нетрадиционной техникой. Учить изображать на ветке ягоды пальчиком. Развивать чувство композиции и цвета Закрепить знания и представления о цвете (красный), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много).


Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
















Продолжать знакомить с приемом рисования пальчиком кругов одинаковой величины. Закреплять знания о светофоре, о последовательности цвета в изображении. Поддерживать интерес к рисованию. Учить пользоваться салфетками после рисования.


гроздь рябины, пальчиковая краска красного цвета, листы с изображением ветки рябины без ягод, иллюстрация дерева рябины.



Листы голубой бумаги (50×50 см) с кругом жёлтого или оранжевого цвета посередине, гуашь (жёлтого, оранжевого, лимонного, красного цветов) в мисочках (для печати) и блюдечках (для рисования ладошкой), печатки из картофеля, салфетки, зонтик, эскизы с изображением солнышка разного цвета и техники выполнения.


½ альбомного листа, пальчиковые краски: красная, желтая, зеленая, макет светофора, Незнайка.



1








2










3














4

Декабрь


«Первый снег»







«Свитер для моих друзей»









«Маленькой ёлочке холодно зимой»











«Веселый снеговик»





Рисование пальчиками







Рисование пальчиками









Рисование пальчиками













Рисование с помощью тычка







Закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки).



Закрепить умение рисовать пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.





Учить рисовать ёлочку. Воспитывать аккуратность.

Развивать усердие.













Упражнять в технике тычка с помощью жесткой полусухой кисти. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура.





Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), кисть, белая краска в мисочке, салфетки.


Две куклы – мальчик и девочка, пальчиковые краски, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами



Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, пальчиковые краски: зеленая, коричневая красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетка, картофель.




Бумага тонированная с нарисованным контуром снеговика, белая краска, жесткая кисть, красный, черный маркеры, мягкая игрушка снеговик.



1















2










3











4


Январь


«Елочка пушистая, нарядная»












«Мои рукавички»









«Морозко»











«Зайчишка»



Рисование пальчиками














Оттиск печатками









Рисование ладошкой










Тычок жесткой полусухой кистью



Учить заполнять контур елки способом тычка. Держать руку вертикально. Расширять знания о растениях. Продолжать знакомить с техникой рисования тычком. Учить имитировать пушистую елку, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги




Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания.





Совершенствовать умение в художественных техниках рисования ладошкой и пальчиками. Развивать воображение.







Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство композиции.




½ альбомного листа с нарисованным контуром елки, краска коричневая, зеленая, иллюстрации елок, зимнего леса.








Вырезанные из бумаги рукавички разных форм и размеров, печатки, пальчиковая краска в мисочках, выставка рукавичек, салфетки


Листы бумаги тонированные (синие) с изображением лица и шапки деда мороза, белая пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации.



Листы тонированные (светло-голубые) с контурным изображением зайчика, гуашь белая, жесткие кисти, салфетки.



1








2







3










4

Февраль


«Рыбки в аквариуме»







«Ночь и звезды»






«Цветочек для папы»









«Тюльпаны в подарок маме»



Рисование ладошкой, пальчиками






Рисование манкой, скатывание салфеток




Оттиск печатками из картофеля (цветочек)







Рисование ладошкой




Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.


Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба.


Упражнять в печатании с помощью печаток. Развивать чувство композиции.








Упражнять в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Развивать цветовосприятие.



Тонированные листы бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка, иллюстрации.



Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки



Лист бумаги тонированный (светло-голубой), печатки в форме цветов, пальчиковая краска зеленая, синяя, красная и т.п. салфетки


Ватман с работой детей по пред. теме, пальчиковая краска красная, салфетки. Иллюстрации с изображением тюльпанов




1











2





3








4


Март


«Ветка мимозы»










«Веселая птичка»




«Салфетка»








«Ранняя весна»




Рисование пальчиками










Рисование пальчиками




Рисование пальчиками







Рисование пальчиками






Упражнять в рисовании пальчиками. Учить наносить отпечатки у основания стебля. Воспитывать аккуратность в работе, развивать чувство композиции.






Учить рисовать оперение птицы пальчиками. Развивать цветовосприятие. Воспитывать аккуратность.


Закрепить данный прием рисования. Развивать чувство композиции






Закрепить умение рисовать деревья краской. Упражнять в рисовании прямых линий. Закреплять умение дорисовывать листья (примакиванием) пальчиком.


Открытки из цветной бумаги с нарисованной веточкой, ½ альбомного листа или картона с нарисованной веткой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, иллюстрации.


Лист с контурным изображением птицы, пальчиковая краска, салфетки.


Лист с изображением салфетки, пальчиковая краска, салфетки, эскизы и иллюстрации


½ альбомного листа, гуашь черная, коричневая, зеленая в мисках, салфетки, образец.





1





2










3









4


Апрель


«Закат»





«Одуванчики»









«Волшебный цветочек»








«Божьи коровки»





Рисование пальчиками




Рисование пальчиками









Рисование пальчиками








Рисование пальчиками







Показать прием получения коротких линий. Закрепить данный прием рисования. Развивать цветовосприятие.


Развивать чувство композиции.

Учить передавать образ цветка, его строение и форму используя пальчики. Закрепить знания цвета (зеленого, желтого). Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия. Воспитывать бережное отношение к природе


Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Продолжать учить рисовать пальчиками. Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.




Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки. Вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.



Листы бумаги с контурным изображением, пальчиковая краска, салфетки

Альбомные листы, пальчиковая краска желтая и зеленая, иллюстрации с изображением одуванчиков, салфетки.




Лист с контурным изображением цветка, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации к сказке « Цветик-семицветик»


Лист с контурным изображением божьей коровки, пальчиковая краска, салфетки, иллюстрации




1









2







3












4

Май


«Цветы для пчелки»








«Разноцветный фейерверк»






«Гусеницы в траве»











Итоговое занятие




Рисование ладошкой и пальчиком







Рисование пальчиками






Рисование пальчиками











Рисование пальчиками



Поддерживать интерес к изобразительной деятельности; Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги; Закрепить знания красного и зеленого цветов; Развивать воображение; воспитывать аккуратность.


Продолжать совершенствовать технику пальчикового рисования. Закрепить знание цветов, развивать творчество, воображение.



Совершенствовать технику пальчикового рисования

(туловище гусеницы), не оставляя просветов между мазками. Дорисовывание недостающих деталей фломастерами (лапки, травка, солнышко). Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе; расширять знания о насекомых.


Выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста.



Альбомные листы, пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка пчелка, искусственный цветок



Листы с изображением ночного города, салфетки, пальчиковые краски



½ альбомного листа, гуашь зеленого, желтого, красного цвета,

салфетки, кисти.







Листы бумаги А-4, пальчиковые краски, салфетки.




  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

    1. Перечень используемого материала и оборудования

- демонстрационная доска, дидактический материал, аудиозаписи в соответствии с темами занятий, презентации по темам, ноутбук;

- картон и бумага различного формата и цвета, краски для пальчикового рисования, кисти разного размера, баночки для воды, клеёнки, трафареты, салфетки одноразовые, палитра;

- место для выставки детских работ.

























    1. Список используемой литературы

1. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов - М.: "Астрель",2003.

2. Благодатская О. А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй. Дошкольная педагогика. - 2007.

3. Давыдов Г. Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. М. 2007

4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. -М.: "Каро", 2009.

6. Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. – СПБ.: "Кристалл", 2005.































    1. Ожидаемые результаты.

Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях мы даем возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как представленный материал способствует:

  • развитию мелкой моторики рук;

  • обострению тактильного восприятия;

  • улучшению цветовосприятия;

  • концентрации внимания;

  • повышению уровня воображения и самооценки;

  • расширению и обогащению художественного опыта;

  • формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом;

  • активности и самостоятельности детей в изодеятельности;

  • умению находить новые способы для художественного изображения;

  • умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

  • реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Прогр.амма по дополнительному образованию

Автор: Ерошкина Наталья Николаевна

Дата: 25.03.2022

Номер свидетельства: 603321

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Задания к зачетам «Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры»"
    ["seo_title"] => string(160) "zadaniia-k-zachietam-orghanizatsiia-i-proviedieniie-vnieurochnoi-raboty-i-zaniatii-po-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-v-oblasti-fizichieskoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "253627"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447613426"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа дополнительного образования "Калейдоскоп" "
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "153601"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421052622"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Программа дополнительного образования  «Фантазия»"
    ["seo_title"] => string(47) "proghrammadopolnitielnoghoobrazovaniiafantaziia"
    ["file_id"] => string(6) "256182"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448088433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа дополнительного образования "Юный турист""
    ["seo_title"] => string(54) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_iunyi_turist"
    ["file_id"] => string(6) "378807"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1484290293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Требования к образовательным программам дополнительного образования "
    ["seo_title"] => string(74) "triebovaniia-k-obrazovatiel-nym-proghrammam-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "197699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428297644"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства