Просмотр содержимого документа
«Приобщение детей к орнаментальному искусству»
В деревню к бабушке.
Программное содержание.
Учить детей создавать образы - символы чувашских узоров, изображающих «мир» и «гусиные зубки», размещая узор в середину листа и по углам. Закрепить название элементов чувашского орнамента. Развивать умения различать чувашские и русские узоры. Воспитывать эстетические чувства, художественный вкус и аккуратность в ходе выполнения работы.
Словарная работа .
Мир-тенче, ыра кун пултар, асанне, тавтапус, «гусиные зубки».
Предшествующая работа.
Чтение ч.н.с.рассматривание цветных иллюстраций в детском журнале «Путене», разукрашивание мастака, лепка посуды, просмотр слайдов чувашского декоративно прикладного искусства.
-Ребята, я собралась в гости к бабушке и хочу пригласить вас с собой.
-Сейчас мы с вами поедем на лощадке.
-Павлик у нас будет лошадкой(подходим к домику)
-А вот и бабушкин домик (стучимся в дверь, выходит бабушка).
-Дети, давайте, поздороваемся с бабушкой.
-Ыра кун, асанне.
-Ыра кун, ачасем.
-Керер, тархасшан.
-Тавтапус,асанне.
-Дети, посмотрите как красиво у бабушки в доме и какие интересные вещи у неё здесь.Они все вышиты руками чувашских мастеров.(Вывешиваются вышитые изделия).
Б.-Да вот беда.Перепутала я все вещи, стара стала. Помогите мне, пожалуйста, выбрать вещи. Которые вышиты чувашским узором.
-Ребята, давайте поможем бабушке. В этом сундучок мы положим вещи с чувашским узором, а остальные положим в другой сундучок.
Дидиктическая игра «Выбери нужное»
(воспитатель показывает вещи.А дети подсказывают в какой сундучок нужно положить ту или иную вещь).
-Настя, как ты догадалась что это чувашский узор?
-Потому что здесь знак мир.
-А как мир переводится на чувашский язык?
-Тенче.
Б.- Маттур,ачасем.
-А ещё у меня есть альбом с чувашскими узорами.
-Ой, да эти узоры и наши дети знают.
Дидактическая игра «Назови правильно»
-Саша, как называется этот знак?
-Жизнь. (Называются несколько знаков)
(Называется несколько знаков)
-Дети, скажите а какими цветами чаще всего вышивают чувашские мастерицы? -Красный и черный.
-Правильно, ребята. А еще дополнительно используют желтый, синий и зеленые цвета. (Воспитатель берет в руки салфетку специально отложенную в сторонку).
-А мы еще одну салфетку забыли убрать.
Б.-Ой, детишки мне эта салфетка так нравится. И мне хотелось бы, чтобы таких у меня было очень много.
-А мы можем помочь бабушке?
-Да.
-А как?
Ответы детей (купить в магазине, вышить, нарисовать)
Б.- Я в магазине уже была, таких там нет.
-А мы можем наклеить вам на бумаге.
2 ч. Самостоятельная деятельность детей.
-Сядьте, пожалуйста, красиво. Руки положите на стол, а спину держите прямо.
-Давайте рассмотрим салфетку, которая очень понравилась нашей бабушке.
-А вы знаете как называется этот узор?
-Мир. На чувашском языке - тенче.
-А этот узор новый. Мы его ещё не знаем.
-На какой узор он похож? (Рисует мелом на доске).
-На гору.
-Правильно, Оля. Молодец.
-А вот если к этому узору добавить три короткие прямые линии, получится новый узор, называется «гусиные зубки».(Индивидуальные и хоровые ответы детей).
-А где расположен узор «мир»?
-В середине листочка.
-А какого он цвета?
-Чёрного.
-А «гусиные зубки» где расположены?
-По углам.
-А какого цвета?
-Красного.
-Дети, а как из квадрата можно делать треугольники?
-Надо разрезать пополам с нижнего угла до верхнего.
-И у нас получатся треугольники.
-Сколько треугольников?
-Два.
-Также разрезаем и другой квадрат.
- Сперва всё наклеим на бумаге. А потом узоры дорисуем фломастерами. Красным фломастером дорисуем узор «мир», а чёрным фломастером - «гусиные зубки». Теперь засучим рукава, чтобы не пачкать и начинаем работу
3ч: Рассматривание работ и анализ бабушкой.
-Б.Тавтапус, ачасем. Ваши салфетки мне очень понравились. Вот вам за это угощение.