kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Оживший лоскуток

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

           Прежде чем создать курсы по выбору, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которых должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

            Работа курсов по выбору строится из расчета 1 час в неделю.

В программе курсов раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

            Необходимым подспорьем для руководителя курсов служит календарно- тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование.

            На основе календарно- тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.

             Основным отчетным документом курсов является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю курсов рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных учащихся и т.д.

             Итоги работы курсов по выбору подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого учащегося подкрепляются выставкой их творческих работ.

    Программа «Оживший лоскуток»  разработана для обучающихся 6 – 7 классов.

    На занятиях ребята знакомятся с историей возникновения и развитием лоскутного шитья, с видами орнаментов, цветовой гаммой, сочетанием цветов, свойствами и переплетениями тканей, с различной техникой выполнения изделий, с технологией обработки.

     Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

   Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

   Лоскутное шитьё – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления орнаментов, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение учащимися изделий с использованием текстильного лоскута может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап работы сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Когда учащиеся имеют дело с небольшими кусочками ткани, они пытаются найти возможности их наиболее рационального использования. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность. Работая с лоскутками как элементами мозаики, учащиеся могут складывать из них различные цветные узоры, приобщаясь к гармонии цвета, рисунка, формы.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Изучение традиций, особенностей казахского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Общим итогом занятий является отчетная выставка работ обучающихся.

Шитье из лоскутков способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.

На первых занятиях кружка обучающиеся знакомятся с безопасными приемами работы и правилами техники безопасности.

Цель программы:                                                                                                    Приобщение учащихся к работе в технике лоскутного шитья, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде ручной работы.

Задачи курса:

      Обучающие:

·     ознакомить с техникой выполнения и историей лоскутного шитья

·      обучить простейшим приемам и способам работы в технике пэчворк

·      учить работать с тканью разной фактуры, качества, цвета

·     научить изготавливать несложные предметы домашнего обихода и одежды с применением лоскутов ткани

·     учить выполнять разнообразные декоративные стежки и строчки

·     учить украшать изделия с помощью тесьмы, пуговиц, пайеток, вышивки, аппликации

·     учить различать геометрические формы

 

      Развивающие:

·     развитие стремления к творчеству, основанному на традициях русской культуры;

·     развитие желания индивидуально изготавливать изделие;

·     развитие коммуникативных способностей;

·     развитие глазомера, мелкой моторики рук, пространственного, тактильного, зрительного, цветового  восприятия, памяти, произвольного внимания, наглядно – образного, творческого мышления;

·     развивать способность анализировать и синтезировать свойства лоскутов по форме, размеру, качеству, цвету.

      Воспитывающие:

·     воспитывать интерес к работе с тканью, знакомству с национальными традициями;

·     воспитание требовательности к достижению поставленной задачи, рациональному использованию собственного времени, заинтересованности в конечном результате;

·     воспитание взаимопомощи и взаимоконтроля,  трудолюбия, аккуратности;

·     бережного, рационального отношения к материалу и инструментам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Оживший лоскуток »

КГУ «Средняя школа №1 им. Димитрова» ООАФР












ПРОГРАММА

курсов по выбору

«Оживший лоскуток»

для обучающихся 6 - 7 классов










Автор - составитель: Булебекова Р.К.

учитель технологии







2014-2015 гг


Оживший лоскуток


Остатки ткани – мертвые осколки

Я трепетно руками соберу

Согрею их теплом своим, дыханьем

Волшебной нитью жизнь я в них вдохну.

И оживет в руках картинка, заиграет,

Как молодая девушка – весна,

опоит нас своим очарованьем

И одарит улыбкою сполна!






Содержание



  1. Пояснительная записка …………………………………………...3


  1. Цели и задачи программы…………………………………………4


  1. Ожидаемые результаты программы «Оживший лоскуток»…..5


  1. Содержание тем учебного курса ………………………………….6


  1. Учебно-тематический план ……………………………................10


  1. Список используемой литературы………………..……………...12


  1. Приложение ……………………………………………………........13





















Пояснительная записка


Прежде чем создать курсы по выбору, будущий руководитель должен разработать его программу, структура и содержание которых должны отвечать общеизвестным дидактическим принципам: доступность, научность, наглядность, связь теории с практикой, актуальность, учет общих (возрастных) и индивидуальных особенностей детей, их конкретных интересов и возможностей.

Работа курсов по выбору строится из расчета 1 час в неделю.

В программе курсов раскрывается не только содержание, но и указываются прогнозируемые результаты – описание знаний, умений и навыков, которые получат воспитанники в ходе занятий, развиваемые способности и качества личности.

Необходимым подспорьем для руководителя курсов служит календарно- тематический план, в котором предусматриваются даты проведения занятий, названия разделов и тем, основные понятия, содержание практической деятельности, методическое обеспечение и оборудование.

На основе календарно- тематического плана разрабатываются и проводятся конкретные занятия. Готовясь к каждому из них, руководитель уточняет содержание работы, подбирает требуемое оборудование, материалы.

Основным отчетным документом курсов является учебный журнал. В начале года в него вносятся сведения о всех кружковцах. Здесь указывается тема каждого занятия, отмечаются присутствующие. Кроме этого, руководителю курсов рекомендуется вести дневник работы, в который обычно вписывается план занятия, опорные понятия, перечень выполняемых изделий, краткие выводы из наблюдений за работой отдельных учащихся и т.д.

Итоги работы курсов по выбору подводятся в конце учебного года и наряду с устной оценкой достижений каждого учащегося подкрепляются выставкой их творческих работ.

Программа «Оживший лоскуток» разработана для обучающихся 6 – 7 классов.

На занятиях ребята знакомятся с историей возникновения и развитием лоскутного шитья, с видами орнаментов, цветовой гаммой, сочетанием цветов, свойствами и переплетениями тканей, с различной техникой выполнения изделий, с технологией обработки.

Использование текстильного лоскута в качестве изобразительного материала предполагает ознакомление учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества.

Работа с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия.

Лоскутное шитьё – это, как правило, орнаментальные композиции. Следовательно, дети знакомятся с понятиями, закономерностями построения орнаментов. На этапе составления орнаментов, поиска оптимальных композиционных решений возможно использование компьютера.

Выполнение учащимися изделий с использованием текстильного лоскута может превратиться в увлекательное занятие, так как каждый этап работы сопряжен с творческим поиском. Кроме того, этот вид рукоделия позволяет использовать отходы текстильного и швейного производства, ткань, бывшую в употреблении.

Лоскутное шитье открывает простор для организации проектной деятельности. Это могут быть как индивидуальные, так и масштабные коллективные декоративные композиции, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их самооценку. Они могут использоваться в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества.

Когда учащиеся имеют дело с небольшими кусочками ткани, они пытаются найти возможности их наиболее рационального использования. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность. Работая с лоскутками как элементами мозаики, учащиеся могут складывать из них различные цветные узоры, приобщаясь к гармонии цвета, рисунка, формы.

В целом работа с детьми в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы пробудить в них творческое начало, научить понимать и любить красоту.

Изучение традиций, особенностей казахского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение ими выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Общим итогом занятий является отчетная выставка работ обучающихся.

Шитье из лоскутков способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, эстетического вкуса, развитие творческой активности, фантазии, изобретательности.

На первых занятиях кружка обучающиеся знакомятся с безопасными приемами работы и правилами техники безопасности.















Цель программы: Приобщение учащихся к работе в технике лоскутного шитья, получение детьми основ теоретических знаний и практических умений в данном виде ручной работы.


Задачи курса:


Обучающие:

  • ознакомить с техникой выполнения и историей лоскутного шитья

  • обучить простейшим приемам и способам работы в технике пэчворк

  • учить работать с тканью разной фактуры, качества, цвета

  • научить изготавливать несложные предметы домашнего обихода и одежды с применением лоскутов ткани

  • учить выполнять разнообразные декоративные стежки и строчки

  • учить украшать изделия с помощью тесьмы, пуговиц, пайеток, вышивки, аппликации

  • учить различать геометрические формы



Развивающие:

  • развитие стремления к творчеству, основанному на традициях русской культуры;

  • развитие желания индивидуально изготавливать изделие;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие глазомера, мелкой моторики рук, пространственного, тактильного, зрительного, цветового восприятия, памяти, произвольного внимания, наглядно – образного, творческого мышления;

  • развивать способность анализировать и синтезировать свойства лоскутов по форме, размеру, качеству, цвету.



Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к работе с тканью, знакомству с национальными традициями;

  • воспитание требовательности к достижению поставленной задачи, рациональному использованию собственного времени, заинтересованности в конечном результате;

  • воспитание взаимопомощи и взаимоконтроля, трудолюбия, аккуратности;

  • бережного, рационального отношения к материалу и инструментам.







Ожидаемые результаты программы «Оживший лоскуток»

Учащиеся должны знать:

  • способы соединения лоскутов

  • способы работы по инструкционным картам и схемам

  • виды отделки изделия

  • основные цвета и близкие оттенки

  • названия тканей

Учащиеся должны уметь:

  • шить простые предметы домашнего обихода с применением техники лоскутного шитья

  • работать с шаблоном

  • выполнять декоративные строчки и стежки

  • применять отделочный материал для декорирования изделий

  • сочетать лоскуты ткани по фактуре, цвету, качеству, рисунку

  • подбирать нитки соответствующего цвета



























Содержание тем учебного курса


  1. Вводное занятие. Содержание работы кружка, план занятий. Правила безопасности при работе с ручными инструментами, утюгом и на швейной машине. Организационные вопросы.

  2. Лоскутное шитьё как вид декоративно-прикладного творчества. Терминология работы с лоскутом. История возникновения и развития лоскутного шитья.

  3. Работа с тканью. Основные виды тканей. Свойства тканей из различных волокон. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани, основы и утка.

Практические занятия. Определение видов и свойств тканей, нити основы, утка, лицевой и изнаночной сторон, вида переплетений.

  1. Освоение швейной машины. Основные детали машины. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток и размер стежка. Приемы выполнения машинных строчек и швов.

Практические занятия. Заправка и регулировка верхней и нижней ниток. Устранение неполадок в работе швейной машины. Выполнение машинных строчек и швов.

  1. Основы цветовой грамоты. Основные законы о цвете, спектре солнечного света и наличии в нем семи основных цветов. Деления цвета на хроматические, ахроматические, теплые и холодные цвета. Три основных способа смешения цветов.

Практические занятия. Изготовление цветового круга. Сравнение восприятия одних и тех же цветов при дневном и искусственном освещении. Определение теплых и холодных цветов. Получение разнообразных гармоничных сочетаний цветов, с помощью цветового круга. Выполнение образцов из тканей с различными вариантами обводок и цветовых пятен.

  1. Основные понятия об орнаменте. Виды орнаментов. Закономерности орнаментальных построений. Законы и правила орнаментальной композиции.


Практические занятия. Построение нескольких вариантов различных орнаментов или фрагментов орнамента, используя один и тот же мотив.

  1. Технологические основы лоскутного шитья. Основные технологические понятия лоскутного шитья. Различные способы подготовки ткани к работе.

  2. Технология лоскутного шитья. Порядок изготовления шаблонов. Правила раскроя лоскутных деталей. Влажно-тепловая обработка лоскутных деталей.

Практические занятия. Изготовление шаблонов. Выполнение раскладки деталей на ткани. Выкраивание деталей по шаблонам. Приемы выполнения ВТО.

  1. Техники и приемы лоскутного шитья. Понятие о техниках лоскутного шитья.

Практические занятия. Выполнение образцов в различной технике.

  1. Приемы получения разнообразных фактур.

Практические занятия. Отработка приемов создания различных фактур: выполнение отдельных элементов и соединение их в изделие. Выполнение аппликации, стежки.

  1. Технология работы над лоскутным изделием по собственному выбору. Поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расхода материала. Выполнение схемы в масштабе. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного полотна. Обработка края изделия.

Практические занятия. Составление эскизов, изготовление шаблонов, раскрой и обработка изделий из лоскутков.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (оценки приобретенных знаний и практических навыков). Организация выставки.









Учебно-тематический план

№ п\п

Тема раздела

Количество часов

Тема урока

1

Вводное занятие





2








Ознакомление с программой.

Правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом, швейной машиной.

Организация рабочего места.

Инструменты и приспособления.

Терминология работы с лоскутом.

2

Лоскутное шитье как вид декоративно-прикладного творчества

1



История развития лоскутного шитья.

Традиционное лоскутное шитье Казахстана.

Технологические основы лоскутного шитья.


3

Работа с тканью

1






Классификация волокон.

Общие свойства волокон.

Получение тканей.

Основная и уточная нить в ткани.

Определение в ткани лицевой и изнаночной сторон.


4

Освоение швейной машины

1



Выполнение машинных строчек.

Назначение и принцип получения зигзагообразной строчки.

5



Основы цветовой грамоты

1




Цвет. Цветовой круг.

Гармоничные сочетания цветов.

Контраст цветов

Пространственное смешение цветов.

6

Основные понятия об орнаменте

1


Виды орнаментов.

Закономерности орнаментальных построений.

Понятие о композиции орнамента.

Пропорции.

7

Технологические основы лоскутного шитья

2



Основные технологические понятия лоскутного шитья.

Подготовка ткани к работе.

8

Технология лоскутного шитья

2



Изготовление шаблонов.

Раскладка деталей на ткани.

Выкраивание лоскутных деталей.

Влажно-тепловая обработка.

9

Техники и приемы лоскутного шитья

8


Понятие о техниках лоскутного шитья.

Техника «ПОЛОСКА».

Общие правила при работе с полоской.

Выполнение рисунков из полосок одной ширины.

Составление лоскутного полотна из блоков с диагональной раскладкой полосок.

Рисунки из наборных полос.

Техника «КВАДРАТ»

Выполнение рисунков в технике «квадрат».

Техника «ТРЕУГОЛЬНИК»

Выполнение рисунков в технике «треугольник».

Способы соединения треугольников в квадрат.

Способы сборки рисунков из треугольников.

Мозаика из шестиугольников.

Способы сборки рисунков из шестиугольников.


6


Техника «Ромб».

Выполнение техники «Ромб».

Техника «Колодец».

Выполнение техники «Колодец».

Выполнение цветочной композиции.

«Свободная техника»

10

Приемы получения разнообразных фактур

4


Объединение в одно мозаичное полотно лоскутов с разнообразной фактурой.

Использование объемных элементов: треугольников-уголков.

Аппликация из лоскутов.

Объемная аппликация.

11

Технология работы над лоскутным изделием по собственному выбору

4








Замысел. Поиск композиционного решения.

Выбор, подготовка и определение расхода материала.

Выполнение схемы в масштабе 1:10.

Выполнение рабочего чертежа.

Выкраивание деталей из ткани.

Сборка лоскутного полотна.

Обработка края изделия

12

Итоговое занятие

1

Контроль качества.

Подготовка к выставке.




Список используемой литературы для преподавателя


Андреянова Л.И. Уроки шитья. – Екатеринбург: Средне - Уральское книжное издательство, 1994.

Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003.

Грин М. Э. Шитьё из лоскутков. – М.: Просвещение, 1981.

Ерзенкова Н.В. Свой дом украшу я сама. – Минск,1994.

Как шить красиво. – М.: Мир, 1990.

Как шить красиво. – М.: Внешсигма, 2000.

Лукьянова Т.В. Перешиваем, шьем вышиваем. - М.: Правление о-ва «Знание» России, 1993.

Нагель О. И. Художественное лоскутное шитье. – М.: Школьная Пресса, 2004.

Фефелова Л.Н. Если вы любите шить. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та,1991.

Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1990.

Ресурсы интернета



ПРИЛОЖЕНИЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА


Аппликация – создание художественных изображений нашиванием, наклеиванием деталей на фон (основу); изображение, узор, созданные таким образом.

Блок – конструктивный сборный элемент. В лоскутном шитье – геометрическая и конструктивная единица лоскутного полотна, единица орнамента.

Декатировка – обработка ткани водяным паром для предотвращения ее усадки в готовом изделии.

Коллаж – прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую – либо основу материалов, отличающихся по цвету, фактуре; произведение, исполненное в этой технике.

Колорит – система цветовых сочетаний в произведении искусства; одно из важнейших средств эмоциональной выразительности.

Композиция – составление, расположение, построение; внутренняя структура художественного произведения, обусловленная его содержанием и назначением.

Мотив – простейшая составная часть сюжета.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов.

Пэчворк – работа, выполненная из разноцветных лоскутов ткани. Именно они определяют узор и колорит изделия.

Раппорт – повторяющаяся часть рисунка на ткани; минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Структура ткани – строение ткани, определяемое видом входящих в нее волокон и переплетением нитей.

Текстура – характер поверхности какого–либо материала, обусловленный его внутренним строением, структурой.

Техника – совокупность приемов, используемых в каком-либо деле или в искусстве.

Технология – совокупность методов обработки, изготовления. В лоскутном шитье – поэтапный процесс изготовления изделия из лоскутов ткани.

Узор – рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (узор ткани).

Шаблон – образец, по которому изготовляются какие-нибудь одинаковые изделия. Лекало для выкраивания деталей.

Эскиз – предварительный набросок.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Оживший лоскуток

Автор: Булебекова Раушан Каирбаевна

Дата: 03.03.2015

Номер свидетельства: 181838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства