Просмотр содержимого документа
«открытый просмотр "Путешествие в музей"»
Открытый просмотр к педсовету «Азбука толерантности»
Тема: Путешествие в музей.
Цель: формировать у детей первоначальное представление об истоках народной культуры, используя элементы фольклора: колыбельные, считалки, хороводы. Знакомить детей с историей и бытом русского народа: одеждой, жилищем, предметами обихода. Прививать любовь к русским народным традициям, воспитывать толерантность.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, игры; разучивание колыбельных, хороводов, считалок; рассматривание картин, иллюстраций с изображением жилищ.
- Сегодня, ребята мы с вами побываем в музее, который находится в нашем садике. Вам нужно внимательно слушать, смотреть и запоминать. Но сейчас я хочу узнать, в каком государстве мы живем?
- Правильно, в Казахстане. Казахстан – это большое государство. Оно занимает по площади девятое место в мире. Посмотрите на карту. Граничит Казахстан с пятью государствами. Одно из них Россия. У каждого государства есть символы.
- Какие символы Казахстана вы знаете? (ответы детей)
-Что изображено на флаге? Что обозначают лучики?
- Правильно, лучи - это люди разных национальностей. В Казахстане много людей разных национальностей. Скажите, кто вы по национальности?
Поэтому мы должны знать традиции и быт других народов. Вот сегодня мы поговорим о русской национальности.
- Подойдите, пожалуйста, к макету «Деревня». Здесь вы видите дома, мельницу, подворье.
Давным – давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называют избами. Все в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда и мебель.
- Давайте, пройдем в избу, где познакомимся с предметами старины.
Хозяин: - Здравствуйте, гости дорогие!
Хозяйка: Милости просим!
-Русский народ очень радушный и гостеприимный. Они любят встречать гостей – здравствуйте, это желают здоровья, милости просим – милые, дорогие гости.
В избе лучшая комната называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (ответы детей)
-Дверь в избу была низкой, а порог – высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, а не то шишку можно было набить.
- А вы знаете, что было главным в избе? (ответы детей)
- Печка!!! Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.
Дети: 1. Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
2. Вьется из трубы дым чуть свет.
Печки нет в избе – значит, жизни нет.
-Народ сочинял много сказок, где присутствовала печка.
-А вы знаете такие сказки? ( Гуси – лебеди, Волк и семеро козлят, Колобок, По щучьему велению, Лисичка со скалочкой, Заюшкина избушка.)
- Возле печки стоят разные предметы. Давайте их рассмотрим.
Это кочерга – ею разгребали угли в печи.
Это чугунок – в нем готовили еду.
Это ухват – им ставили чугунок в печь, ведь у него нет ручек, вот и придумали ухват.
А это коромысло – при помощи него носили воду в ведрах с реки.
Запомнили, как называются эти предметы?
- Недалеко от печи ставили колыбельки. Их еще называли люлька. В колыбельке спали маленькие дети. Взрослые уходили на работу, а малышей оставляли со старшими детьми. Они присматривали за ними и пели колыбельные песни. Сейчас и вы споете и уложите малыша спать.
(Встают в круг, передают куклу и поют колыбельную песенку.)
- Дети играли в различные игры.
Игра «Карусель».
- Угол напротив печки назывался красным, то есть красивым. Здесь стоял большой стол и лавки. В углу висела иконка. За столом собиралась вся семья, ели из деревянного блюда или чугунка, деревянными ложками.
Освещалось помещение свечами и керосиновой лампой. Все они давали тусклый, не яркий свет, но при нем девушки вечерами пряли и вязали. Это прялка, веретено и спицы. На прялке пряли шерсть, на веретене ее скручивали, а спицами вязали теплые вещи. Собирались девушки в избе по несколько человек, кто прял, кто вязал, а кто вышивал. А еще они пели песни.