ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о значение леса в жизни людей; познакомить детей с некоторыми свойствами древесины; расширять представление детей о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережливое отношение природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Иллюстрации с изображением лесного ландшафта. «Звуки леса» (запись).
Деревянные и металлические изделия, сосуд с водой.
Грибы в лукошке: белый, подберезовик, лисичка, сыроежки (можно использовать муляжи, но настоящие- лучше). Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Варенье из лесных ягод.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "В лес за грибами" »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1973»
Конспект открытого занятия на тему:
«В лес за грибами»
Воспитатель: Годлевская С.Ю.
ЦЕЛЬ: Уточнить представление детей о значение леса в жизни людей; познакомить детей с некоторыми свойствами древесины; расширять представление детей о лесных грибах и ягодах; продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания; учить быть осторожными с неизвестными объектами; воспитывать бережливое отношение природе; способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ: Иллюстрации с изображением лесного ландшафта. «Звуки леса» (запись).
Деревянные и металлические изделия, сосуд с водой.
Грибы в лукошке: белый, подберезовик, лисичка, сыроежки (можно использовать муляжи, но настоящие- лучше). Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Варенье из лесных ягод.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях, и в городах.
- Вспомним, чем же город отличается от деревни? (это и разные дома и дороги, и растительность).
В деревнях зелени много, кругом леса, а в городах деревья специально сажают вдоль улиц, на бульварах, в скверах и парках.
-Как вы думаете, почему горожане стараются уехать за город на выходные дни и на лето? Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом. Вы наверняка не раз слышали от взрослых: « Здесь совсем другой воздух!»
-О каком «другом» воздухе говорят люди?
Давайте разберемся.
-Как вы думаете, дерево-живое? Да. Оно так же, как и все живые существа, растет, питается, спит и дышит. Люди и животные тоже дышат, то есть вдыхают и выдыхают воздух (покажите).
Вы замечали, что если долго находиться в комнате с закрытым окном, становиться трудно дышать. «Надо проветрить»,- говорят взрослые. Дело в том, что выдыхаем мы « плохой» воздух. Но людей и животных на земле очень много, выходит, и «плохого» воздуха должно становиться все больше и больше, но этого почему-то не происходит.
-Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается его вдыхают все растения. А выдыхают они «живой» воздух, которым дышат люди и животные. Называется он кислород
-Как вы думаете, где кислорода больше: в городе или в деревне? Почему?
-Почему в лесу хорошо дышится?
Вот и выходит, что деревья и кусты, цветы и травы нам просто необходимы, они наши друзья и помощники.
-Для чего еще человеку нужен лес?
Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и трав, послушать тихую музыку леса; шелест листьев на ветру, пение, жужжание жуков (используется запись звуков леса, как фон)...
-Что еще дает человеку лес? ( Грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы, строительный материал.)
-Вспомните, что делали люди в старину из дерева? (И дома рубили, и посуду вырезали, и лодки долбили. И игрушки для детей делали.)
-А в наши дни делают ли что-либо из дерева?
Пройдите по группе и найдите деревянные предметы. Надо позаботиться
о том, чтобы в группе было достаточное количество небольших деревянных предметов (матрешек, елочек, кубиков).
-Как вы думаете, какие предметы из делать нельзя?(Те, что соприкасаются с огнем.)
-Почему?
Кастрюли и сковородки делают из другого материала.
-Как он называется? Металл. А вот ручки кастрюль и сковородок можно сделать деревянными. И это будет очень удобно.
-Почему? (Такие ручки не нагреваются.)
каждый ребенок опускает в горячую (но не кипяток!) воду, налитую в небольшую емкость, например, карандаш и шуруп, придерживая их закончи;
-Что вы заметили?
-Вы обращали внимание, из чего сделаны ручки на дверях подъездов? Они тоже деревянные. В мороз за них не так холодно браться, как за металлические.
И еще одним интересным свойством обладает дерево. Вспомните сказку А. Толстого «Буратино». Полицейские собаки бросили бедного Буратино в пруд, чтобы утопить.
-Утонул ли мальчик? Нет, так как он был сделан из дерева. Дерево не тонет в воде. Проверим это.
Каждый ребенок кладет в воду найденный ранее деревянный предмет.
А теперь отгадайте загадку.
Воспитатель опускает в воду положенные в тонкие непрозрачные мешочки из ткани кубик и гайку.
-Можете ли вы сказать. Где был предмет деревянный, а где- металлический?
А еще сплавляют лес. Людям надо очень много древесины: из нее строят дома и лодки, делают мебель и бумагу.
-Где же берут эту древесину? В лесу. Но. Чтобы сделать, например, бумагу, дерево надо отправить на фабрику, которая находится далеко от леса.
-Как переправить огромные стволы деревьев на большое расстояние? Для этого используют реку. Стволы бросают в воду, и река сама несет их, а в нужном месте стволы вылавливают.
2.Сегодня мы начали разговор о лесе. Мы еще много будем говорить о нем, не раз побываем там. Но уже сейчас мы должны запомнить: лес наш друг и помощник, и относиться к нeмv надо, как к другу. бережно и заботливо.
Будь здоров, зеленый лес!
Стой в торжественном наряде!
Парты, книги и тетради Ты нам дал, зеленый лес.
Чтоб не застили небес Тучи копоти и пыли,
Чтоб прозрачны реки были,
Будь здоров, зеленый лес!
Чтоб навеки не исчез Зверь лесной и птица тоже,
Процветай, наш друг хороший,
Будь здоров, зеленый лес!
Мы говорили о том, зачем лес нужен человеку.
-А что еще может дать нам лес? Сегодня мы отправимся с вами в лес по грибы и ягоды.
-Как мы оденемся? (В куртку с капюшоном и сапоги.)
-Что возьмем с собой (Корзинку.)
-Как еще ее можно назвать?
Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните стихи и сказки, которые мы читали. В кузовки и лукошки собирали их герои грибы и ягоды.
А еще в лесу необходим ножик.
-На чем поедем в лес?
Представьте, что к платформе подали поезд с очень маленькими вагонами. В каждом может ехать только один человек.
-Сколько вагонов должно быть в поезде? (Столько сколько детей.)
Садимся в поезд (его можно сделать из стульев или мягкого конструктора).
-Кто едет в первом вагоне? Кто в последнем? Кто после Димы? А перед Олей? Между Антоном и Денисом?
Отправляться в лес надо очень рано. Говорят: «Кто рано встает, тот гриб берет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой». «Крепко поспал - гриба не видал».
З. Приехали, входим в лес. Мы теперь с вами грибники.
Тихо идем по у, вдыхаем свежий запах опавшей листвы...
Дети ходят по группе, изображая сбор грибов. Внимательно смотрят под ноги, поднимают нижние ветки елок, срезают гриб ножом.
Вот, возле березы стоит грибок.
Я родился в день дождливый
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой длинной и прямой.
Под березой молодой
(Подберезовик)
-Что это за гриб? Как вы догадались?
А вот недалеко еще один (показать детям белый). Наверно тоже подберезовик? Посмотрите.
А в лесу, как на подушке
Чье-то беленькое ушко. (Белый)
Сравним белый гриб и подберезовик.
-Чем они похожи? Чем отличаются? (небольшой сравнительно описательный рассказ).
-А почему его назвали белым, ведь шляпка-то коричневая? Если отломить кусочек ножки, то можно увидеть, что мякоть у этого гриба белая.
Идем дальше. Смотрите, какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. Люди назвали их лисичками.
-Как вы думаете почему?
-Посмотрите, сколько грибов в нашем лукошке?
Назовите их. Давайте еще побродим по лесу, может быть, нейдем еще грибы. Вот стоит красавец!
I (Показать детям мухомор.)
Вы знаете этот гриб? Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечатся. Вообще в природе нет ни чего не нужного. Если что-то не нужно человеку, это может быть необходимо кому-то другому.
Идем дальше. Вот еще грибы.
-Кто знает, как они называются?
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных.
Собирай, не мешкай!
Это... (сыроежки)
Шляпки сыроежек бывают всех цветов радуги. Они как цветы, рассыпаны по всему лесу. А название грибов обманчивое, ни в коем случае их нельзя есть сырыми!
Устали мы, гуляя по лесу. Давайте сядем, отдохнем и вспомним главное правило грибника!
Собирать можно только известные тебе съедобные грибы!
И еще запомни:
Ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.
Собирая грибы, срезаем их ножиком.
-А что можно приготовить из грибов? (Суп грибной, грибы жареные, соленые, сушеные!) вот какие подарки преподносит нам лес!
-Что еще дарит нам лес? Вспомнить прочитанную накануне сказку В. Катаева «Дудочка и кувшинчик».
-Какие ягоды собирала девочка Женя? Найди среди картинок землянику.
Весной на кустиках земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом. Помните, зеленые ягоды, неспелые ягоды есть нельзя!
-Как вы думаете, почему ягоду назвали земляникой? Как получилось это слово? (От слова «земля».)
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.
Посмотрите на эту ягоду.
-Как она называется? (Малина.)
-На чем растет? Поспевает малина тоже летом.
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи.
А вот эта маленькая ягода называется черника.
-Как вы думаете почему?
Растет она в тени, солнца не любит, по этому искать се надо в лесу, под елками.
Собирать ягоды надо очень аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год их не будет.
Представьте себе: пришли дети в лес отдохнуть, птиц послушать, да набрели на земляничную поляну. Набросились на ягоды, а когда наелись досыта, домой начали собираться. А корзинок с собой нет. Как быть? Набрали целые букеты зеленых кустиков вместе с алыми и зелеными ягодками. Вместе с белыми цветочками. Красивые получились букеты!
-Как вы думаете, правильно ли поступили дети?
Восстановление ягодных мест идет очень медленно. Например, черничник восстанавливается через 100 лет.
И ещё запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной - оставьте часть зверям и птицам.
-Что можно приготовить из ягод?
-Как называется варенье из земляники? (Земляничное.)
-А из черники, малины, клюквы, брусники?
-Что еще можно приготовить из ягод? (Компоты, соки.)
-Как называется компот (сок) из земляники, черники и т.д.?
-вспомните сказки, в которых герои ходили в лес за грибами, за ягодами и заблудились. («Три медведя», «Маша и Медведь.»)
-Как надо вести себя в лесу, чтобы не заблудиться?
4. В свободное время можно организовать чаепитие с вареньем, пирогами.