Используемые методы и приемы | Игровой, наглядный, вопрос- ответ дифференциация, Голос ребенка |
Начало занятия | Обыгрывание сценки «Умная машина» У Куаныша есть игрушка «Умная машина». Она сигналит пешеходам, первым звуком их названия или имени. Педагог показывает картинки с изображением детей, называет их имена, выделяя голосом первый звук. Дети берут воображаемые рули и «сигналят», называя только первый звук в слове (ударный гласный): Аня (А), Уля (У), Эля (Э), Ира (И), Эдик (Э), Алла (А) и т.д. А как она посигналит этим пешеходам? (Ослик, аист, индюк, утка). Вы заметили, как я произносила первые звуки в словах? Я их тянула и пела. (Э) При произнесении каждого звука рот открывался, язык спокойно лежал во рту. Поставьте тыльную сторону ладони на горлышко и пропойте со мной звуки. Мы их произносили с голосом, горлышко дрожало. Когда-то голос назывался глас. Выводы: Поэтому звуки, которые можно тянуть и петь, называются гласные. Обозначать мы их будем красным квадратиком. Наблюдения за реакцией детей При выполнении задания. Умеет ли делать выводы? | Видео ролик Картинки с буквами Наблюдение за ребенком |
Основная часть | Сказка о согласных звуках. Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (Дети поют с педагогом: А, О, У, И, Э, Ы). А всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весело, что другим звукам тоже захотелось петь. «М-М- М» – замычал звук М, мычал, мычал, а спеть песенку не смог. Попробовали и другие звуки (Б, В, Г, К, П, Л и т.д.) и тоже не смогли. Заплакали, загоревали они: «Ох! Какие мы невезучие, у нас не получается петь песни, мы не можем тянуться!». «Не печальтесь! – сказал голосистый звук А. – Мы, гласные, вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами, согласны?» «Согласны, согласны!» - обрадовались звуки. «Вот и хорошо! – воскликнул звук А. – За это мы будем называть вас согласными звуками, а обозначаться вы будете фишкой синего цвета». Так звуки договорились и стали делиться на гласные и согласные. Дети повторяют твердые согласные за педагогом, наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дифференциация : Голос ребенка Набдюдение во время опроса вопрос- ответ Игра «Хор». Дети вместе с педагогом поют гласные звуки (на мотив любой песенки). Оцените свою работу, показывают флажок красный или синего цвета. Объясните свой выбор. | Физминутка |
Заключительная часть | Вопросы для обсуждения: На какие две группы делятся звуки? Какие звуки называются гласные? Что мы знаем о согласных звуках? Что значит «слова звучат»? (они состоят из звуков). Звуки в слове идут один за другим, как бусинки на ниточке. Какие звуки называются гласными? (которые можно тянуть и петь). | Игра. |