Просмотр содержимого документа
«Опыты с неживой природой.»
Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыты с неживой природой.
«Где прячется воздух?»
Цель. Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха – заполнять все окружающее пространство.
Задачи. Обучать детей способам исследования;
Развивать познавательный интерес и мыслительные процессы;
Использовать в речи прилагательные к существительному «воздух». Отвечать сложными предложениями.
Оборудование: кросворд на ватмане, карточки-схемы, мольберт, стаканы, тазик, 2 банки с водой, фартуки, трубочки, лупы, пористе предметы, разные мелкие предметы – пористые и тяжелые, пушинки, мыльные пузыри, «кораблики» из бумаги.
Ход. Воспитатель: - Ребята, я в журнале «Колобок» нашла кроссворд, а решить его не могу. Вот он перед вами (на мольберт выставляется кроссворд). Если мы с вами отгадаем какое слово спряталось в красном прямоугольнике, то узнаем, о чем мы с вами сегодня будем говорить. Хотите узнать?
Дети: - Да. Хотим узнать слово.
Загадки:
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу рыщет.
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком. (Волк)
Над цветком цветок летает
И порхает и порхает. (Бабочка)
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)
Врач лесного царства
Лечит без лекарства. (Дятел)
Серый, маленький Денис
На веревочке повис. (Паук)
Черный хохолок
Воткнулся в потолок.
Осенью в щель забирается,
Весной просыпается.
Легко порхает, страха не знает. (Муха)
Воспитатель: В красном прямоугольнике спряталось слово…..
Дети: Слово – «воздух» (если дети затрудняются, воспитатель
сам называет слово).
Воспитатель: Да, мы сегодня будем говорить о воздухе. Проведем несколько опытов с ним. Давайте вспомним, что мы знаем о воздухе, нужен ли он нам.
Дети: Воздух нужен для жизни растений. Люди и все живое дышит воздухом. Без воздуха нет жизни на земле. (Дети рассказывают о воздухе с использованием карточек-схем).
(Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает и дополняет их).
Воспитатель: Воздух находится везде, он заполняет собой все пространство, а также заполняет собой все пустые места. Воздух необходим для всего живого на Земле.
Ребята, вы когда-нибудь видели воздух? Может его и нет вовсе? Почему мы не видим его? Почему называем его невидимкой?
Дети: Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Он прозрачный. Через него мы видим все окружающие предметы.
Воспитель: А сейчас я вам предлагаю побыть «сыщиками». Поищем, где же находится воздух?
Опыты. Опыт со стаканом.
Воспитатель: Посмотрите, у меня стакан. Что есть в стакане?
Как вы думаете, есть ли воздух в нем?
(Воспитатель выслушивает ответы детей).
Опускаем его прямо в воду. Что получается? Попадает ли вода в стакан?
Дети: Вода в стакан не попала. Стакан остался пустым, без воды.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вода не попала в стакан? (Ответы детей).
(Воспитатель и дети делают вывод).
В стакане есть воздух, он не пускает туда воздух.
Воспитатель: Теперь стакан опустим в воду не прямо, а немного наклоним его.
Что появляется в воде?
Дети: В воде появляются пузырьки. Вода наполняет стакан. Видны пузырьки воздуха.
Воспитатель: Откуда взялись пузырьки?
Дети: Воздух выходит из стакана в виде пузырьков. Место воздуха занимает вода.
Опыт с трубочкой.
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с водой и трубочкой. Каждый ребенок дует в трубочку в своем стакане с водой.
Дети делают вывод: Когда дуем в трубочку, воздух под давлением из трубочки попадает в воду и появляются пузырьки.
Сильно дуешь в трубочку, много пузырей.
Что мы вдуваем в трубочку?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Воздух находится везде, он заполняет собой все пространство. В трубочке он тоже заполнил собой отверстие. Когда трубочка попала в воду, легкий воздух из нее поднимается вверх, на поверхность, и мы можем заметить его в виде поднимающихся из воды пузырьков. В воде есть воздух, но его не видно.
Опыт «Что в банках».
Воспитатель ставит на стол банку с заранее приготовленной водой.
Воспитатель: Посмотрите, мои «сыщики», на банку и скажите, что в ней?
Дети: В банке налита вода.
Воспитатель: Как вы узнали, что в банке вода?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная, но ее видно.
Воспитатель: Есть ли в воде воздух?
Дети: Воздух в воде есть, но мы его не видим, он невидимый.
Воспитатель: Чем свежее вода и чище, тем больше воздуха в ней. (Воспитатель наливает в пустую банку свежей воды).
Давайте сравним эти две банки. Что вы видите?
Дети: Во второй банке много пузырьков на стенках.
Воспитатель: Что эти пузырьки означают?
Дети: Это воздух, который есть в чистой воде. Воздуха в чистой воде много.
Воспитатель: Потом пузырьки постепенно исчезнут. Видите, в первой банке их почти нет. Часть воздуха растворится в воде, часть выйдет наружу.
Ребята, но воздух есть не только в воде, но и во всех предметах: и в твердых и в пористих. Давайте с помощью луп рассмотрим пористе предметы.
(Дети рассматривают предметы, делают вывод).
Дети: В пористых предметах есть отверстия. В них находится воздух.
Воспитатель: Поскольку воздух невидим, убедиться в его присутствии можно только при опускании предметов в воду.
(Дети самостоятельно опускают в воду различные предметы).
Воспитатель: Что вы наблюдали, когда опускали предметы в воду?
Дети: Тяжелые предметы падают на дно. Когда предмет опускаем в воду, появляются пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузырьки?
Дети: Это был воздух.
Воспитатель: Куда (вверх или вниз) двигался предмет?
Дети: Двигался вниз.
Воспитатель: Куда двигался воздух?
Дети: Воздух двигался вверх.
Воспитатель: Почему предмет падал вниз, а пузырьки двигались вверх?
Дети: Предмет тяжелее воды. Воздух легче воды.
(Если дети затрудняются, воспитатель помогает сделать вывод).
Воспитатель обращает внимание, что деревянные предметы не тонут, они легче воды, но воздух в них тоже есть.
Воспитатель: Что интересного узнали мы сегодня при исследовании свойств воздуха.
Дети: Воздух заполняет собой все пространство. Воздух находящийся в предметах, при опускании в воду, выходит на поверхность в виде пузырьков. Воздух мы видим в виде пузырьков.
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо поработали «сыщиками». А сейчас я вам предлагаю поиграть с воздухом. Если научиться сильно дуть, то можно поиграть:
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(290) "Консультация для родителей по инновационной деятельности «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ МИРА ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ»"
["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_ekspierimienta"
["file_id"] => string(6) "460971"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1520364620"
}
}