Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»
Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 90 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»
454071 г. Челябинск, ул. Культуры, 85а, тел.: 8(351)772-89-38,
е-mail:mbdouds90@mail.ruсайт:www.доу90.рф
Проект познавательно – исследовательский
«Лаборатория неживой природы»
(старший дошкольный возраст)
Разработала: Дружкова А.В.-
воспитатель высшей категории
МБДОУ «ДС №90 г. Челябинска»
г. Челябинск
2023г.
Актуальность.
Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения.
Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.
Детское экспериментирование – путь к познанию природы и окружающему нас миру.
Цель работы состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о неживой природе у дошкольников в условиях обучения в детском дошкольном учреждении. Задачами данного опыта являются: изучение особенности представлений о неживой природе, разработка путей и способов эффективного формирования представлений, о физических свойствах и изменениях объектов.
Задачи проекта:
- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);
расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Типология проекта: проект носит комплексный характер — включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.
Сроки реализации: долгосрочный — 4 месяца (февраль —май)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Методы и технологии реализации проекта: теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме изучаемого вопроса; изучение программы обучения и воспитания дошкольников; личностноориентированные технологии; методы педагогического исследования (беседы, наблюдения); продуктивные виды деятельности.
Практическая значимость работы заключается в выявлении роли обучения и формировании представлений о неживой природе; в разработке системы занятий, простых физических опытов, дидактических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, в определении содержания работы по ознакомлению с природой.
Ресурсное обеспечение проекта.
Методическое:
«Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для ДОШКОЛЬНИКОВ», Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.
«Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.
«Организация опытно-эксперименальноЙ деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.
«Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.
«Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.
Материально-техническое:
подборка консультативного материала для педагогов и родителей;
разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
подбор иллюстраций, детской литературы;
подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме ”Опыты, экспериментирование для ДОШКОЛЬНИКОВ“
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
Сотрудничество с родителями.
Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование»
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
Экскурсия в «детскую лабораторию». Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Примерный алгоритм группового проекта Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.
1. Что мы знаем?
Развивающие вопросы, которые можно задать детям:
для чего нам нужна лаборатория в группе?
для чего нужны эксперименты?
вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?
2. Что мы хотим узнать?
Что такое микроскоп и лупа?
- Какие вещества растворяет вода?
Почему дует ветер?
Почему не тонут айсберги?
Как действует магнит на предметы?
З. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.
Провести эксперименты и опыты.
Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.
Рассказать друг другу о том, что узнали.
II. Практический.
Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности
Месяц
Формы работы
Февраль
Создание «детской лаборатории»
Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.
Март
Эксперимент «Путешествие в мир стеклянных вещей».
Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.
Эксперимент Волшебные «Стеклышки»
Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.
Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик».
Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.
Эксперимент «Родственники стекла»
Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.
Эксперимент «Испытание магнита»
Цель: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.
Эксперимент «Два магнита»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Эксперимент «Как действуют магниты на предметы»
Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.
Эксперимент «Необычная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Апрель
Эксперимент «Волшебный шарик
Цель: установить причину возникновения статистического электричества.
Эксперимент «Чудо-причёска»
Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов
Эксперимент «Что такое молния»
Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Эксперимент «Почему горит фонарик».
Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой — хранителем электричества — и способом использования лимона в качестве батарейки.
Эксперимент «Сила тяготения»
Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.
Эксперимент «Две пробки»
Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.
Эксперимент «Упрямые предметы».
Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.
Эксперимент «Почему предметы движутся»
Цель: познакомить с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.
Май
Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
Работа с родителями
Месяц
Формы работы
Февраль
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Февраль
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Пиобрести халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы.
Март
Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.
Март
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Март
Предложить родителям побеседовать с детьми на тему «электричество», «молния», и изобразить молнию на листке.
Апрель
Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.
Май
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить «Где живёт?»
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты.
Для детей.
У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.
Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива. для педагогов.
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.