kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 90 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454071 г. Челябинск, ул. Культуры, 85а, тел.: 8(351)772-89-38,

е-mail:mbdouds90@mail.ru сайт: www.доу90.рф

















Проект познавательно – исследовательский

«Лаборатория неживой природы»

(старший дошкольный возраст)





Разработала: Дружкова А.В.-

воспитатель высшей категории

МБДОУ «ДС №90 г. Челябинска»





г. Челябинск

2023г.

Актуальность.

Проблемы экологического воспитания очень остро стоят перед нашим обществом на протяжении нескольких последних десятилетий. Всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к жизни и обучению в школе является важной частью общей проблемы экологического воспитания в нашей стране. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения.

Ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Работая с детьми, я обратила внимание на то, что они имеют поверхностные представления о неживой природе. Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно «фокусы». Только загадка фокусов так и остается не разгаданной, а вот все, что получается, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живыми и неживыми в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не быть в роли наблюдателя.

Детское экспериментирование – путь к познанию природы и окружающему нас миру.

Цель работы состоит в выявлении потенциальных возможностей развития и путей формирования представлений о неживой природе у дошкольников в условиях обучения в детском дошкольном учреждении. Задачами данного опыта являются: изучение особенности представлений о неживой природе, разработка путей и способов эффективного формирования представлений, о физических свойствах и изменениях объектов.

Задачи проекта:

- формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

  • развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей);

  • расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Типология проекта: проект носит комплексный характер — включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации: долгосрочный — 4 месяца (февраль —май)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.

Методы и технологии реализации проекта: теоретический анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по теме изучаемого вопроса; изучение программы обучения и воспитания дошкольников; личностноориентированные технологии; методы педагогического исследования (беседы, наблюдения); продуктивные виды деятельности.

Практическая значимость работы заключается в выявлении роли обучения и формировании представлений о неживой природе; в разработке системы занятий, простых физических опытов, дидактических игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, в определении содержания работы по ознакомлению с  природой.

Ресурсное обеспечение проекта.

Методическое:

  1. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для ДОШКОЛЬНИКОВ», Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетинина В.В, 2010 г.

  2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Тугушева Т.П., Чистякова А.Е., 2010 г.

  3. «Организация опытно-эксперименальноЙ деятельности детей 2-7 лет», Мартынова Е.А., Сучкова И.М., 2011 г.

  4. «Игры с водой и песком», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1997 г.

  5. «Опыты с песком и глиной», Рыжова Н.В., Обруч №2, 1998 г.



Материально-техническое:

  • подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

  • разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

  • подбор иллюстраций, детской литературы;

  • подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

  • оформление «детской лаборатории» в группе.



Этапы проведения проекта.

  1. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

  1. Подготовка к работе педагогов.

  • Анализ методической литературы.

  • Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме ”Опыты, экспериментирование для ДОШКОЛЬНИКОВ“

  • Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

  • Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

  1. Сотрудничество с родителями.

  • Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование»

  • Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

  • Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

  • Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

  • Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

  • Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

  • Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

  • Экскурсия в «детскую лабораторию». Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

  • Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем?

Развивающие вопросы, которые можно задать детям:

  • для чего нам нужна лаборатория в группе?

  • для чего нужны эксперименты?

  • вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать?

  • Что такое микроскоп и лупа?

- Какие вещества растворяет вода?

  • Почему дует ветер?

  • Почему не тонут айсберги?

  • Как действует магнит на предметы?

З. Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

  • Провести эксперименты и опыты.

  • Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

  • Рассказать друг другу о том, что узнали.

II. Практический.

Перспективный план работы опытно – экспериментальной деятельности

Месяц

Формы работы

Февраль

Создание «детской лаборатории»

Цель: уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

Март

Эксперимент «Путешествие в мир стеклянных вещей».

Цель: познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент Волшебные «Стеклышки»

Цель: познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент «Меня зовут Стеклянчик».

Цель: познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент «Родственники стекла»

Цель: узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Эксперимент «Испытание магнита»

Цель: познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент «Два магнита»

Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Эксперимент «Как действуют магниты на предметы»

Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент «Необычная скрепка»

Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Апрель


Эксперимент «Волшебный шарик

Цель: установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент «Чудо-причёска»

Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент «Что такое молния»

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент «Почему горит фонарик».

Цель: уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой — хранителем электричества — и способом использования лимона в качестве батарейки.

Эксперимент «Сила тяготения»

Цель: дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент «Две пробки»

Цель: выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент «Упрямые предметы».

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент «Почему предметы движутся»

Цель: познакомить с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Май

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.



Работа с родителями

Месяц

Формы работы

Февраль

Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.

Февраль

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Пиобрести халаты «ученых» для экспериментирования, сделать эмблемы.

Март

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Март

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Март

Предложить родителям побеседовать с детьми на тему «электричество», «молния», и изобразить молнию на листке.

Апрель

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Май

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить «Где живёт?»

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми: беседа «Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?»

Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемые результаты.

Для детей.

  • У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

  • Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

  • Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива. для педагогов.

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Проект познавательно – исследовательский «Лаборатория неживой природы»

Автор: Дружкова Алена Валерьевна

Дата: 07.08.2023

Номер свидетельства: 635337

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(259) "Презентация по теме "Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности." "
    ["seo_title"] => string(154) "priezientatsiia-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-opytno-ekspierimiental-noi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "182748"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425581184"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "использование ИКТ после нескольких лет "
    ["seo_title"] => string(43) "ispol-zovaniie-ikt-poslie-nieskol-kikh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "192115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства