(игры для ознакомления детей с миром диких животных)
Цель: Создание условий , игровых и проблемных ситуаций, способствующих обогащению знаний детей о диких животных:
названия зверей и их детенышей;
где живут и чем питаются;
увеличить словарный запас детей;
дополнить знания детей новой информацией.
Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением диких зверей (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки.
Загадки.
Серый байковый зверюшка, косоглазый длинное ушка. Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц)
Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк) Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)
Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
медведь – медвежонок/медвежата
волк – волчонок/волчата
лиса – лисёнок/лисята
ёж – ежонок/ежата
лось – лосёнок/лосята
бобр – бобрёнок/бобрята
олень – оленёнок/оленята
рысь – рысёнок/рысята
белка – бельчонок/бельчата
Дидактическое задание «Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
у медвежонка мама медведица,
у лисёнка мама лисица,
у бельчонка мама белка,
у бобренка мама бобриха,
у лосёнка мама лосиха….
Дидактическое задание «Кто где живет?»
(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).
Кто живет в норе? В норе живёт лиса.
Кто живет в берлоге? В берлоге живёт медведь.
Кто живет под кустом? Под кустом живёт ежик.
Кто живет в воде? В воде живет бобер.
Кто живет в логове? В логове живет волк.
(Соедините животных со своими домами).
Дидактическое задание «Чей хвост?»
(упражняем в образовании притяжательных прилагательных) - желательно использовать картинки с изображением хвостов животных:
Однажды утром звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца - хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы - хвост медведя... Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?»
Упражнение на координацию речи с движениями.
Я как белка в колесе прыгаю на месте, Ребенок совершает прыжки на месте
Чтобы было веселей, поскакали вместе.
Раз, два, три, четыре, пять - начал заинька скакать. Под счет ребенок прыгает 5 раз.
Прыгать серенький горазд - он подпрыгнул десять раз. После слов «он подпрыгнул десять
раз» ребенок прыгает 10 раз.
Составить описательный рассказ о диком животном нашего леса
(по выбору) по плану:
Название животного.
Где живет?
Жилище.
Внешний вид (части тела).
Чем питается?
Детеныши?
Ознакомление с художественной литературой.
- Вспомнить русские народные сказки, в которых упоминаются дикие животные. - Прочитать украинскую народную сказку "Рукавичка". Уточнить какую сказку она напоминает. ("Теремок") Что общего в этих сказках? В чем различие?- Прочитать сказку "Лиса и волк".
Упражнение "Посчитай"
(на согласование числительного с существительным.)
Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.
Составить предложения со словосочетаниями: "две белки", "пять белок", "два волка", "пять волков" и т. д. (развитие связной устной речи).
Упражнение "Наоборот"
- учимся подбирать антонимы.
Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...
У волка хвост длинный, а у медведя - ...
Лиса - хищное животное, а заяц - ...
Развитие связной устной речи без опоры на вопросы и наглядность
«Заяц»
«У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче от врагов скрываться. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе». В случае, если этот рассказ для ребенка окажется сложным, сначала разберите рассказ, предлагая ребенку вопросы. Если же и с опорой на вопросы ребенок не может справиться с заданием, тогда попробуйте другой рассказ и при работе над пересказом используйте опорные вопросы.
«Заяц зимой»
«Заяц к зиме не готовится. Он спит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза не закрывает. Запасов заяц на зиму не делает, он питается травой, которую отыскивает под снегом и корой молодой осины. Заяц боится своих врагов: лисы, волка и охотника. От врагов его спасают быстрее ноги и острый слух»
Где спит зимой заяц?
- Чем питается зимой заяц?
- Кто враги зайца?
– Что спасает зайца от врагов?
Пальчиковая гимнастика
( Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков)
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки
(Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Лисичке - сестричке,
Воробью, Синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Загибать по одному пальчику, начиная с большого пальца)