Следующая игра «Составь задачу» Правила работы с числовым рядом. Числа вышли погулять и перепутались, они забыли свои места, давайте поставим их по порядку. А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам. На столе в ряд стоят 6 матрешек. - Сколько матрешек стоит на столе? - Аня постав еще одну матрешку. Какой вы можете задать вопрос о том, что сделала Аня. Мы с вами составили задачу: Юля поставила 6 матрешек, одну матрешку поставила Аня. Сколько матрешек девочки поставили на стол? - Давайте решим эту задачу, узнаем, сколько же матрешек стоит на столе? Матрешек стало больше или меньше? Сколько матрешек стоит на столе? Давайте теперь «запишем» задачу. Я буду делать это на доске, а вы у себя на столах. Сколько матрешек поставила Юля? Значит, какую цифру мы поставим первой? Воспитатель выставляет вместе с детьми цифру 6 —Аня поставила еще одну матрешек. Матрешек стало больше или меньше? Если матрешек стало больше, какой знак мы ставим? На доске и столах детей «запись»: 6+ - Сколько матрешек поставила Аня? Значит, надо положить цифру 1 На доске и столах детей «запись»: 6+1 - Какой вопрос мы ставим в задаче? Поставьте знак равенства. На доске и столах детей «запись»: 6+1= Воспитатель еще раз уточняет, что обозначают каждое число «записи» и знаки, а затем предлагает детям решить задачу и закончить «запись». Воспитатель учит детей читать «запись»: «К шести матрешкам прибавить одну матрешку, получится семь матрешек». - Теперь давайте решим еще одну задачу (на доске картинка с задачей). Сколько собачек на картинке? Одна собачка убежала. Собачек стало больше или меньше? Давайте составим задачу. (На картинке пять собачек. Одна собачка убежала.) Что можно спросить про собачек, которые остались на картинке? Воспитатель предлагает детям «записать» задачу и делает то же самое на доске. —Сколько собачек было? Сколько собачек убежало? (Одна собачка.) Теперь собачек стало больше или меньше? Если меньше, то что надо сделать: сложить или вычесть (прибавить или отнять)? (Вычесть.) —Решите задачу и закончите «запись». На столах «запись»: 5-1=4 Сколько собачек осталось? Как вы решили задачу? (От пяти собачек отняли одну собачку. Осталось четыре собачки.) Какой ответ получился в задаче? (Четыре собачки.) • Если дети не могут самостоятельно поставить вопрос к задаче, воспитатель помогает наводящими вопросами. Следите, чтобы вопрос ставился правильно. Если решается задача на сложение, то вопрос должен включать в себя слова «сколько стало», если на вычитание — «сколько осталось». |