Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвященных здоровью и его сохранению, чтение стихов о здоровье, о занятии спортом, загадывание загадок на данную тему, беседы о здоровье, гигиене, о продуктах питания, о здоровой пище и вредной для здоровья пище. Чтение сказок «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», «Муха – Грязнуха». Проведение физкультурных разминок, точечного массажа, гимнастики после дневного сна, хождение по оздоровительным коврикам, закаливающие процедуры. Была организована выставка рисунков «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместная деятельность родителей и детей. А также проведен праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»
Цель: формировать знания детей о здоровье.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте с ними поздороваемся. А знаете, мы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: Здравствуйте! Здоровья желаю! Русская народная поговорка говорит: “Здороваться не будешь, здоровья не получишь”.
Воспитатель: Вы знаете, что такое здоровье? (ответы детей).
Воспитатель
Дети, поднимите руку, кто из вас болеет часто?
- А кто из вас болеет редко?
- Кто не болеет совсем?
- Вам нравится болеть? А вашим родителям нравится, когда вы болеете?
- Если человек заболел, то он становится какой? (грустный, хмурый, недовольный, не играет и не ходит гулять, а только лежит в постели)
Воспитатель: Совсем недавно, а точнее три недели назад, многие из вас заболели и не смогли придти в детский сад. Почему это случилось, как вы думаете? (ответы детей).
Давайте выполним массаж «Неболейка». (для профилактики простудных заболеваний) 1. Чтобы горло не болело Мы погладим его смело ( поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз) 2. Чтоб не кашлять, не чихать Надо носик растирать (указательными пальцами растирают крылья носа) 3. Лоб мы тоже разотрём Ладошку держим козырьком (прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе) 4. «Вилку» пальчиками сделай Массируй ушки ты умело. (раздвигают указательные и средние пальцы и растирают точки перед ушами и за ними) 5. Знаем, знаем, да-да-да Нам простуда не страшна. (потирают ладони)
Воспитатель: А знаете почему Вы заболели?
- Вы заболели потому, что внутрь вас попали болезнетворные микробы!
Вокруг нас в воздухе, в воде, на земле, на растениях, на всем, что нас окружает очень много микробов.
Микробы – это такие маленькие существа, которые простым глазом не видно, увидеть их можно только под микроскопом. Когда они находятся вне организма человека, они никому не причиняют вреда, но стоит им только попасть внутрь человека, тут они начинают «вредничать» - заражать нас. А внутри человека живут полезные бактерии, которые нам помогают жить. Эти бактерии начинают бороться с вредными микробами, у них как бы происходит внутри нас война. Если побеждают полезные бактерии, то мы выздоравливаем быстро, а если побеждают вредные микробы, то мы начинаем болеть, у нас поднимается температура, появляется слабость, сонливость.
Стихотворение «Микроб»
Там, где грязь, живут микробы
Мелкие – не увидать.
Их микробов, очень много,
Невозможно сосчитать.
Если грязными руками
Кушать или трогать рот,
Непременно от микробов
Сильно заболит живот.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем! (воспитатель незаметно наносит на свои ладони цветной порошок или блёстки, а потом играет с каждым ребенком в ладошки).
Воспитатель: А теперь посмотрите на свои ладошки, что вы видите? Они испачкались! Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Когда мы трогаем руками друг друга и разные окружающие нас предметы, то микробы попадают на наши руки (картинка руки с микробами), а потом к нам в рот!
Д/и «Можно – нельзя!
Воспитатель: Каким же путем микробы проникают в наш организм? Давайте посмотрим вот на эти картинки. Найдите те, где микробы легко могут попасть в наш организм, и объясните, почему вы так думаете.
Воспитатель: Хотите посмотреть как с микробами борются наши знакомые друзья Ёжик и Крош! (просмотр мультфильма: Азбука здоровья - Скажи микробам "НЕТ"!) Воспитатель: Какие еще способы борьбы с микробами вы знаете? (ответы детей). Воспитатель: Вы правильно сказали, что нужно чаще мыть руки! Воспитатель: Посмотрите, что стало с Крошем, когда он съел немытую морковь грязными руками! (просмотр мультфильма: Азбука здоровья - Личная гигиена!)(
Вывод: для профилактики различных заболеваний, в том числе гриппа и ОРВИ, необходимо соблюдать чистоту рук, тщательно мыть руки мылом.
Воспитатель: Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что болит?»
(воспитатель с помощью пантомимы показывает, что у него болит, дети определяют, что болит и называют причину, отчего болит. И наоборот воспитатель называет причину, дети показывают что болит)
В. – болит голова Д. – душно, шумно
В. – вы съели много сладостей Д. – болят зубы
В. – болит палец Д. – порезалась, упала
В. – грязные руки, немытые фрукты Д. – болит живот
В. – болит ухо Д. – продуло
В. – вы пили холодное молоко Д. – болит горло
Что – то мы с вами засиделись, давайте-ка немного разомнемся.
Воспитатель:Давайте вспомним главные правила здоровья:
- мыть руки перед едой;
- мыть руки с мылом после улицы;
- мыть руки по мере загрязнения;
- мыть руки после посещения туалета;
- не грызть ногти;
- проветривать комнату;
- заниматься физкультурой;
- закаливаться;
- кушать витамины.…(или игра с картинками)
“Собачка” - собачка высунула язык и часто-часто дышит.
Воспитатель:Если хочешь быть здоров, надо закаляться!
Мы с вами разучим упражнения, которые закаляют наше горло.
“Лошадка” - цокаем языком, то громче, то тише, то быстрее, то медленнее.
“Ворона” - села ворона на забор, стала громко каркать. То вверх поднимет голову, то в сторону повернет.
- А теперь давайте подойдем к столу.
- Отгадайте, что лежит под салфеткой? (Ответы детей) Давайте с вами будем закаливать наши ручки: водят комочком по ладоням проговаривая стихотворение:
Мы научимся ледок. Между пальцами катать, Это в школе нам поможет Буквы ровные писать. (Дети вытирают руки.)
Воспитатель: От простуды и ангины нам помогут – витамины. Что бы быть здоровым, нужно больше кушать витамин и гулять на свежем воздухе. А где много витамин? (ответы детей). Воспитатель: Давайте представим, что мы выехали на природу, на свежий воздух (звучат голоса природы…) - ВЫ шашлыки любите? - Тогда представьте, что на природе мы делаем шашлыки, но не мясные, а фруктовые! -Но прежде чем готовить блюдо, что нам надо сделать! –Вымыть руки! - А если поблизости нет воды, тогда как можно вымыть руки? -Правильно, протереть влажными салфетками! (дети вытирают руки влажными салфетками, воспитатель приносит глубокую тарелку с фруктами: - Какие фрукты у нас имеются? (дети называют фрукты на тарелке). -А теперь каждый из вас выберет несколько кусочков и наденет их на шпажки. Получатся красивые и полезные шашлычки! Воспитатель: Давайте угостим и наших гостей! Приятного аппетита!
Воспитатель: Пожелания для всех!
Мы желаем всем ребятам быть здоровыми всегда.
Но добиться результата невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться – каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться, руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь – это так поможет вам.
Свежим воздухом дышите по возможности всегда.
На прогулки в парк ходите, он вам силы даст, друзья!