Методическая разработка занятия «Привычка - что это?»
Методическая разработка занятия «Привычка - что это?»
Методическая разработка занятия "Привычка — что это?" предназначена для педагогов дополнительного образования и направлена на формирование у обучающихся положительных привычек и их значения в жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия «Привычка - что это?»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Брянска
Методическая разработка занятия
«Привычка - что это?»
Разработал: педагог дополнительного
образования Маркина Надежда
Александровна
Брянск 2024
Аннотация
Методическая разработка занятия "Привычка — что это?" предназначена для педагогов дополнительного образования и направлена на формирование у обучающихся положительных привычек и их значения в жизни.
В ходе занятия обучающиеся познакомятся с основными понятиями, связанными с привычками, узнают о положительных и отрицательных привычках, а также о том, как привычки влияют на жизнь человека.
Занятие включает в себя теоретическую часть, где рассматриваются основные виды привычек, а также практические упражнения, направленные на осмысление личного опыта обучающихся и развитие навыков формирования полезных привычек.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение..…………………………………………………….………..…….....3
2. Основная часть. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Привычка- что это? ……………………………………………………………5
3.Заключение…………………………………………………………………....10
4. Список используемой литературы…………………………………………11
5. Приложение………………………………………………….…………….. 12
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Не всегда дети дошкольного возраста способны понять, почему, общаясь с окружающими людьми или сверстниками, они должны соблюдать общепринятые правила. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья, для социальной адаптации навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Отучать детей от вредных привычек - это не значит постоянно читать им нотации. Показ и разъяснение не должны превращаться в нудное натаскивание, а совершатся на примере обычных, естественных условий, вытекающих из жизненной ситуации.
Именно с этой целью мною и была разработано занятие для детей старшего дошкольного возраста: «Привычка - что это?».
По времени занятие рассчитано на 30 минут и могут быть использованы в педагогами дополнительного образования, работающими с дошкольниками для проведения образовательной деятельности, досугов и воспитательных бесед. Занятие построено с использованием элементов системно-деятельностного подхода, что позволяет детям быть непосредственными участниками познавательного процесса и решать задачи проблемно-поискового характера.
Проведение данных занятий предполагают использование ИКТ (мультимедийная установка) для показа слайдов.
При составлении занятия были учтены возрастные и психологические особенности старших дошкольников.
Цель методической разработки: представить опыт проведения занятия, направленного на осмысление личного опыта обучающихся и развитие навыков формирования полезных привычек.
Приведенный в разработке пример занятия имеет законченный вид и может использоваться как готовый сценарий. А также может стать лишь планом для создания новых мероприятий, то есть не ограничивает творческий подход к воспитательной работе и позволяет его несколько изменить при использовании имеющегося материального обеспечения.
Данное занятие разработано в рамках реализации раздела «Сберегайка» дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы «Развивайка» Центра детского творчества г. Брянска.
Цель занятия: формирование представлений о полезных и вредных привычках.
Задачи: - формировать понятие «привычка»;
-расширять знания детей о полезных и вредных привычках;
-развивать речь детей;
-прививать интерес к художественной литературе, учить анализировать поступки литературных героев;
-воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Методы и приемы обучения: наглядный, словесный, практический, элементы проблемно-поискового метода, объяснительно-иллюстративный.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная, игровая, трудовая
Методическое оснащение и оборудование занятия: мультимедийная установка, презентация, дидактическая игра (солнышко, дождик), книга Л.Н. Толстого «Лгун»)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ПРИВЫЧКА - ЧТО ЭТО?»
Ход занятия
Мотивация к учебной деятельности
Педагог: Ребята, давайте станем в кружок, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Каждое наше занятие мы с вами начинаем с нашего кружка и наших улыбок. Можем ли мы представить себе другое начало занятия? (Можем. Детьми предлагаются примеры.)
Актуализация
Педагог: Да, ребята, конечно, можем. Но, согласитесь, нам уже будет не хватать нашего круга и улыбок, потому что мы уже привыкли, что наше занятие начинается таким образом. У нас выработалась привычка. А как вы думаете, это хорошая привычка? Почему? (мы можем рассмотреть друг друга, поднять настроение, настроится на занятие.) Я тоже считаю, что это хорошая привычка.
И сегодня на нашем занятии мы поговорим с вами о привычках - хороших и плохих.
Выявление места затруднения
Педагог:-Как вы думаете, что такое привычка? (ответы детей)
-Привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически, не задумываясь, оно, словно совершается само собой. Привычки бывают хорошие или полезные и, к сожалению, плохие или их еще называют вредными привычками.
-Ребята, что значит полезные привычки? (ответы детей)
-Полезные привычки помогают сохранять здоровье, и облегчают нашу жизнь.
-Какие полезные привычки вы можете назвать? (ответы детей)
-Давайте проверим ваши ответы - посмотрите на картинки (на экране высвечиваются картинки с изображением ребенка, который моет руки, чистит зубы, делает зарядку, читает книгу) (Приложение 1). Вы верно подобрали ответы. Все это полезные привычки.
Первичное закрепление
Педагог: - А еще, какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически? (ответы детей)
-Верно! Приходя с улицы переобуваться домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, аккуратно вешаем в шкаф.
-У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом без напоминания чистить зубы, заправлять свою кровать, делать зарядку. Это все привычки полезные.
- И сейчас, я напомню еще про одну полезную привычку на нашем занятии – это физминутка.
Физкультминутка. (дети становятся парами, лицом друг к другу)
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)
Друзьям помогаем.
Присаживайтесь, продолжаем заниматься. Детям показываются слайды из произведений К. Чуйковского «Федорино горе» и «Мойдодыр». (анализ слайдов проводится поочередно) (Приложение 2)
Педагог: Ребята, давайте подумаем, о какой привычке говорится в этом произведении? (Разбрасывать вещи, ходить грязнулей)
-Это полезная или вредная привычка? (ответ детей)
- А теперь, давайте подумаем, а что такое вредные привычки? (ответы детей)
-А как вы думаете, хорошо иметь вредные привычки? (ответы детей)
- Хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки? (ответы детей)
-Конечно, плохо. Почему? (беспорядок, ничего не найти, можно потерять
любимую игрушку)
-Вредные привычки – это наши коварные враги, они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Но для того, чтобы нам было легче жить от них нужно избавляться.
Работа с художественным произведением.
Педагог:-Послушайте сейчас басню Л.Н. Толстого и подумайте, о какой привычке идет здесь речь. (Чтение басни Л.Н. Толстого «Лгун»)
-Что делал мальчик, когда звал на помощь в первый, второй, третий раз?
(ответы детей)
-К чему это привело?
- Полезная или вредная привычка врать?
- Можно ли вести себя так, как мальчик, как вы думаете?(ответы детей)
Самостоятельная работа. Дидактическая игра «Что полезно? Что вредно?»
Сейчас я буду называть привычку, если это вредная привычка, то вы поднимаете тучку, если полезная - солнышко.
Разбросал книги, вещи
И искал их целый вечер. (ВРЕДНАЯ)
Мою грязную посуду,
Пол помыть я не забуду. (ПОЛЕЗНАЯ)
Пылесосом убираю,
Пыли я не оставляю. (ПОЛЕЗНАЯ)
Ногти очень грызть люблю,
Всех микробов я ловлю. (ВРЕДНАЯ)
Чисто с мылом я умоюсь,
У меня опрятный вид. (ПОЛЕЗНАЯ)
Рефлексия
Педагог:-Ребята, о чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?( ответы детей)
- Какие привычки нам помогают в жизни?
- От каких привычек мы будем избавляться?
-Ребята, почти у всех людей есть как полезные привычки, так и вредные.
Только полезные привычки - это дело нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки формируются не прилагая усилий. Но зато полезные привычки могут сделать из своего хозяина настоящего человека. Давайте и мы с вами постараемся вырабатывать в себе только хорошие привычки.
А вредным привычкам, мы скажем – нет!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данное занятие заставит дошкольников задуматься о пользе полезных привычек. Но процесс формирования привычек длительный и в рамках одного или даже нескольких занятий не удастся его завершить, поэтому педагогам рекомендуется разработать серию занятий по формированию полезных привычек, а так же проводить консультации с родителями о необходимости направлять и помогать своим детям в приобретении полезных привычек и ограждать от вредных.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература
Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. - М.: Дрофа-Плюс, 2004. - 352 с
Елена Ульева: Побеждаем вредные привычки у ребенка. Издательство: Феникс, 2016 г.-220с.
Кризисы детского возраста. Навязчивые привычки у детей : Ю. В. Потапова, М. П. Шаталина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. – 139с.