Просмотр содержимого документа
«Математическое путешествие с колобком»
Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей через совместную игровую деятельность.
Задачи:
Образовательные: Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4; учить считать в пределах 4, учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один недостающий предмет и убирая из большей группы один предмет; познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
Развивающие: совершенствовать умение сравнивать предметы по величине (длине); развивать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность и интерес к математическим занятиям;
Демонстрационный материал: наборное полотно, 4 картинки с изображением зайчиков, 4 картинки с изображением морковок, Раздаточный материал:наборное полотно, 4 картинки с изображением огурчиков, 4 картинки с изображением помидорчиков, ленты разных размеров (длиною 12 и 16 см), рули с геметрическими фигурами .
Ход занятия.
I. Вводная часть
(Дети стоят в группе на ковре)
Воспитатель: - Дети, а вы любите сказки? отгадайте, из какой сказки наш сегодняшний гость:
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч.
У него нет рук и ног, Но сбежал он за порог. У него румяный бок А зовут его …
Дети: «Колобок»
Воспитатель: Правильно колобок. Расскажите про Колобка, какой он? (желтый, круглый)
Воспитатель: Дети, давайте вспомним начало нашей сказки:
-Жили-были дед да бабка. Испекла бабка колобок и положила его на окно студиться. Колобок лежал-лежал, да и укатился по дорожке в лес. Гулял он по лесу и вдруг страшно ему стало. И решил он вернуться домой. Путь его лежит через дремучий лес, где много опасностей, а колобок маленький и беззащитный. Поможем ему?
Дети: поможем.
Воспитатель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему…
Дети: заяц.
Воспитатель: (за зайца) -Колобок- колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, заяц!
Воспитатель:- Хорошо, не буду, если ты мне поможешь!
Заяц: - Я собрал в огороде морковки, да не знаю, хватит ли её для моих зайчат.
Воспитатель: Нужно угостить зайчат морковкой. Дети, посмотрите внимательно, сколько зайчат?
Дети: (считают) 1,2,3. (Воспитательпредлагает кому-нибудь из детей выйти к доске разложить зайчиков и посчитать).
(Дети хором вместе с воспитателемсчитаютзайчиков Затем индивидуально с места 2 детей считают зайчиков).
Воспитатель: Сколько всего зайчат?
Дети: всего 3 зайчонка
Воспитатель: Каждому зайчонку нужно дать одну морковку, сколько морковок?
Дети: (считают)1,2,3,4.
Воспитатель: Сколько всего морковок?
Дети: всего 4 морковки
Воспитатель: Кого больше зайчат или морковок?
Дети: морковок
Воспитатель: Кого меньше?
Дети: зайчат
Воспитатель: А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы и зайчат и морковок было поровну?
Дети: Отдать одну морковку папе Зайцу
Воспитатель: Что теперь мы можем сказать про зайчат и морковок?
Дети: Теперь их поровну, морковок столько же, сколько и зайчат.
Воспитатель: сколько зайчат?
Дети: всего 3 зайчонка.
Воспитатель: Сколько морковок?
Дети: всего 3 морковки.
Воспитатель: Появился еще один зайчонок. Что нужно сделать, чтобы зайчат и морковок стало поровну?
Дети: Нужно прибавить одну морковку.
Воспитатель: Давайте посчитаем все вместе сколько у нас зайчат?
Дети: 1,2,3,4 – всего 4 зайчонка.
Воспитатель: А сейчас посчитаем сколько морковок?
Дети: 1,2,3,4- всего 4 морковки.
Воспитатель: Что теперь мы можем сказать про зайчат и морковок?
Дети: Зайчат и морковок стало поровну по 4.
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образования полученных чисел.
Воспитатель: Молодцы
Воспитатель: (за зайца): - Спасибо, помогли мне зайчат накормить Гимнастика для глаз – для снятия зрительного напряжения. Прослеживающие движения за кругом вверх, вниз, влево, вправо.
Раз – направо, два – налево,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь глаза покружим,
Чтобы лучше видеть мир.
Заяц: Дети, вы так хорошо считаете, может поможете мне и другие овощи посчитать?
Игровое упражнение «Посчитаем овощи»
У детей двухполосные карточки и плоскостные изображения огурчиков и помидорчиков.
Воспитатель дает задание: «На нижней полоске карточки расположите 3 огурчика, а на верхней столько же помидорчиков. Огучиков и помидорчиков поровну? По сколько огурчиков и помидорчиков? Как сделать так. Чтобы огурчиков стало четыре? (Дети выполняют задание). Как получилось четыре огурчика? Четыре огурчика и три помидорчика – сравните, что больше? (Четыре огурчика больше, чем три помидорчика). Три помидорчика и четыре огурчика- сравните, что меньше. (Три помидорчика меньше, чем четыре огурчика). Какое число больше: четыре или три? Какое число меньше: три или четыре? Сделайте так,чтобы огурчиков и помидорчиков стало поровну. По сколько теперь огурчиков и помидорчиков?
Воспитатель уточняет у детей способы уравнивания предметов и образования полученных чисел.
-Колобок, катись себе дальше.
Воспитатель: … катится Колобок, катится, а навстречу ему…
Дети: волк.
Воспитатель: (за волка)Колобок – Колобок я тебя съем
- Не ешь меня, волк!
Воспитатель: (за Волка): Мне одному скучно в лесу, все боятся со мной играть.Если вы со мной сделаете зарядку, тогда отпущу Колобка
Физминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Воспитатель: Катится Колобок, катится, а навстречу ему медведь идет и ревет.Надо ему помочь.
-У меня беда. Я купил Машеньке ленточки и нечаянно все ленточки перепутал и короткие и длинные.. Нужно разложить ленточки парами.. Ребята поможем медведю? Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент?
Сейчас вы возьмете по одной ленточке и найдете пару своей ленточке.Самое главное, ваши ленточки должны быть одинаковые по длине. Не запутайтесь.
Игровое упражнение «Найди пару»
- Как узнать какая ленточка короче, а какая длиннее?
Дети: Ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.
Воспитатель: (за медведя): - Спасибо, помогли мне ленточки разобрать.
Воспитатель: катится колобок дальше
- Ну, а тут Лисичка-сестричка Колобком хочет подкрепиться.
-Колобок- колобок я тебя съем
Колобок: - Не ешь меня, лиса, вдруг я тебе пригожусь?
Воспитатель:- Хорошо, не буду, если ты мне поможешь! Я должна найти каждой машине свой гараж, а я не знаю геометрические фигуры, может вы мне поможете?
Подвижная игра «Найди свой гараж»
Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обоснавать его.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Дети, давайте подвезем Колобка до бабушки с дедушкой.
Обрадовались бабушка и дедушка, и стали расспрашивать, как он смог домой вернуться, а он от радости забыл, кого встречал. Дети, кого первым по счету повстречал колобок? Вторым? А кто был третьим и четвертым?
Расскажите. Как мы колобку помогали? (выполняли задания) Бабушка и дедушка благодарят нас за помощь