Технологическая карта
организованной учебной деятельности
для старшей группы
Образовательная область: «Творчество»
Раздел: Лепка.
Тема: Лепка из теста Божьей коровки.
Цель: Обобщить представления детей о насекомых (особенности внешнего вида, строения, приспособления к среде обитания).
Расширять представления детей о божьей коровке.
Закрепить умение раскатывать комочки теста круговыми движениями с получением колобка, а затем сплющивать; формировать наблюдательность, способность сосредотачиваться на поделке, замечать округлую форму и характерные признаки (голова, брюшко, точки на жестких крылышках).
Воспитывать любовь к окружающему, умение видеть прекрасное во всем многообразии.
Развивать навыки аккуратной лепки, умение работать со стекой.
Предварительная работа.
Наблюдение и рассматривание божьей коровки на картинке.
Рассматривание фотоиллюстраций насекомых.
Беседа о жизни насекомых, в частности о божьей коровке.
Оборудование.
Иллюстрации с изображениями насекомых.
Игрушка «Божья коровка»;
тесто 3 х цветов: красного, зелёного и чёрного;
стеки, влажные салфетки, вода, схема «Этапы выполнения лепки божьей коровки»
Аудиозапись (звуки луга); Экран; видео проектор; досточка для лепки.
Словарная работа: хрупкость, эластичное.
Билингвальный компонент: весна – к?ктем, птица – ??с, лист – жапыра? здравствуйте – С?леметсіз бе.,садитесь – отыр.
Ход занятия.
Организационный момент.
Давайте поздороваемся с гостями.
Здравствуйте, и на казахском языке.
Релаксация: «Улыбка»
Загадка про весну:
Зеленоглаза, весела,
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство
- Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
- Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица -.
(Весна, к?ктем.)
- А как будет на казахском языке лист?
Сюрпризный момент:
Приход Весны (Слайд весны)
Беседа:
- Сейчас у нас весна.
- А какое время года наступит после весны? На улице становится тепло и все птицы, животные, насекомые просыпаются от зимней спячки. А вместе с насекомыми, птицами просыпаются и все звуки лета -
весёлые песенки разных птиц и насекомых. Давайте сядем и послушаем звуки лета.
Отырындар балалар.
Закройте глаза и представьте себе летний день.
(муз. Лето)
- Какие звуки вы услышали?
- А кого ещё можно услышать летом на полянке?
- Летом можно услышать стрекотание кузнечика и стрекозы, жужжание пчелы и жука, пищание комарика.
- Давайте вспомним песенку жука - «жужжалочку».
(слайд жука)
Чтение чистоговорок:
Не жужжу, когда лежу,
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
- А вы знаете песенку комарика - зуделочку?
(слайд комара)
- Да, он зудит-: «Зу-зу-зу, захочу и укушу».
- А стрекоза как поёт?
(Слайд стрекозы)
-Она стрекочет: тр –тр -тр и трёт лапками (показывают).
- Скажите, ребята, жук, комарик, стрекоза, кто это?
- Правильно, это насекомые.
- Ребята, я вас приглашают на лесную полянку.
(Слайд полянки)
- Ребята, а как вы думаете, чего нельзя делать, придя в лес или на полянку?
(слайд нельзя)
- Вы, наверное, устали стоять? Давайте присядем на поляну.
Дети садятся на стульчик за столы.
- Ребята, а что есть у каждого насекомого?
- Ой, кто-то уже хочет с нами познакомиться. Как вы думаете кто это?
- Я вам подскажу, загадаю загадку.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней,
А на ней кружочки
Черненькие точки.
- Кто же это? (божья коровка)
- Это божья коровка.
(На экране выплывает картинка божьей коровки)
- Посмотрите, кто к нам прилетел.
- Что вы знаете о божьей коровке?
- Верно, ребята, я вам сейчас расскажу о божьей коровке.
С показом презентации.
Рассказ.
Божья коровка – красивый маленький жучок. У нее выпуклое округлое тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Как вы думаете, зачем ей такая яркая окраска?
Этот цвет предостерегает других животных от нападения на божьих коровок.
Птицы знают, что такие яркие насекомые невкусные и поэтому их не едят.
Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать.
В поисках пищи она может преодолевать очень большие расстояния. А чем она питается?
- Эти красавицы, ребята, поедают большое количество маленьких жучков, которых называют тля и, которые наносят вред растениям. Особенно на огородах, в садах, на ягодных кустах. Тем самым божьи коровки помогают людям сохранять урожай от вредителей.
- Ребята, божья коровка что-то устала немного. Давайте поможем ей взбодриться.
Физминутка "Божьи коровки"
Мы божьи коровки (прыжки) -
Быстрые и ловкие (бег на месте)!
По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),
А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).
В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…
Устали ноги от ходьбы (наклоны)!
И кушать мы давно хотим (гладим животик)…
Домой скорее полетим («летим» на свои места)!
Показ приёмов и последовательности лепки.
- А сейчас, я предлагаю вам, ребята, слепить нашу гостью. А поможет нам в этом экран.
Ребята, какой формы туловище божьей коровки?
(слайд божьей коровки)
- Правильно. Что ещё есть у божьей коровки?
- Сегодня мы будем лепить божью коровку из теста.
- Ребята с помощью чего мы будем соединять детали?
Для этого, я приготовила три цвета теста.
Показ презентации.
Посмотрите на экран. (Способы лепки. Презентация в приложении)
Закрепить приёмы и последовательность лепки Божьей коровки.
Приготовьте свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки»
Божьей коровки папа идет. (Всеми пальцами правой руки «шагать» по столу.)
Следом за папой мама идет. (Всеми пальцами левой руки «шагать» по столу.)
За мамой следом детишки идут, («Шагать» обеими руками.)
Вслед за ними малыши бредут.
Красные костюмчики на себе несут.
(Пожать самому себе ладони, пальцы прижать друг к другу.)
А костюмчики с точками черненькими. (Постучать указательными пальцами по столу.)
Папа семью в детский сад ведет,
После занятий домой заберет.
(Всеми пальцами обеих рук «шагать» по столу.)
Во время лепки звучит песенка про Божью коровку
Самостоятельная деятельность детей.
В процессе лепки по необходимости подсказывать и, помогать нуждающимся детям.
Итог:
По окончании, работы выставляются на столе для рассматривания.
- Каких красивых божьих коровок вы налепили ребята! Молодцы! Вот и нашей гостье очень понравилось.
- Ребята, прежде чем попрощаться с божьей коровкой, давайте подарим ей стихотворение, которое написала
А. Усачева - «Божья коровка»
Гуляла за городом божья коровка,
По стеблям травинок карабкалась ловко.
Глядела, как в небе плывут облака…
И вдруг опустилась большая рука.
И мирно гулявшую божью коровку
Засунули в спичечную коробку.
Ах, как тосковала в коробке бедняжка!
Ей снилась лужайка. И клевер и кашка.
Не уж то в неволе остаться навек?
Коровка решила готовить побег!
О боже! Взмолилась несчастная крошка
И вдруг увидала за шторкой окошко.
А там, за окном, все от солнца светло.
Но к свету ее не пускает стекло.
Однако, коровка на редкость упряма:
Нашла, где неплотно захлопнута рама,
И вот вылезает она из окна…
Ура! Наконец на свободе она!
- Я уверена, ребята, что никто из вас никогда не обидит маленького жучка.
Ведь по сравнению с ними мы настоящие великаны. А большие и сильные должны защищать маленьких и слабых, а не обижать. Давайте, на прощанье пообещаем божьей коровке, что будем ею только любоваться и прочитаем ей
потешку на прощанье:
Божья коровка улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного иль белого,
Только не горелого!
Наше путешествие на лесную полянку закончилось, и возвращаемся в группу.
Ожидаемый результат:
Знать: приёмы и последовательность лепки божьей коровки.
Иметь: представление о насекомых (особенности внешнего вида, строения, приспособления к среде обитания).
Уметь: лепить образ насекомого (божьей коровки).