Перспективное планирование совместной образовательной деятельности: «Глиняная фантазия».
(1-год обучения)/
№
Тема
занятия
Программное содержание
Сентябрь
1.
Знакомство с глиной, как с природным материалом.
Дать представление о том, что глина – природный материал, добывается из недр земли. Какая глина, где добывается. Рассматривание куска глины, картин с изображением мест добычи глины, какая бывает глина. Чем она отличается одна от другой, для чего она предназначена
Пальчиковая гимнастика: «Пальчики».
2.
Экспериментальная деятельность: выявление свойства глины, сравнивание свойств сухой и мокрой глины.
Дать знания о свойствах сухой и мокрой глины, чем она отличается, что с ней можно делать.
Игра «в темноте»: «Угадай что в руке?»
Знакомство с глиной для лепки, атрибутами для лепки, разминание глины, скатывание шара, сдавливание его.
Учить разминать глину пальцами, скатывать шар, сдавливать его пальцами. Практическая работа с глиной. Педагог показывает приемы работы с глиной.
Пальчиковая гимнастика: «Наша группа»
«Жуки на клумбе».
Уточнить представления детей о строении жука; учить детей скатывать глину в шарик,
сплющивать ее; продолжать осваивать технику оттягивания частей, придавая нужную форму поделке.
Худ. слово: «Божья коровка»
«Всех жуков она милей.
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки –
Чёрненькие точки».
Пальчиковая гимнастика: «Пчелка»
Игра « в темноте»: «Узнай фигуру».
Октябрь
«Собака со щенком».
Продолжать закреплять и учить лепить из глины. Показать новый способ лепки в стилистике народной игрушки – из цилиндра, валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов.
Худ. Слово: «Собака».
«Я хозяину служу –
Дом хозяйский сторожу.
Я рычу и громко лаю.
И чужих я прогоняю».
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Узнай предмет по контуру».
«Дары осени» (фрукты и овощи).
Пробудить интерес к лепке из глины осенних плодов по представлению, закреплять умение раскатывать ровные колбаски, шары, придавая им нужную форму.
Худ. Слово:
«Здравствуй Осень! Здравствуй Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень спросим.
Что в подарок принесла?»
Пальчиковая гимнастика: «Овощи».
«Осенние листья».
Формировать представления об осенних изменениях в природе; учить изображению посредством глинаграфии, делать стекой надрезы.
Худ. Слово: «Листопад» (В.Мирович)
«Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят!
Под ногой шуршат, шуршат.
Скоро голый станет сад!»
Пальчиковая гимнастика: «Листопад».
«Корзинки с грибочками».
Закреплять умения раскатывания частей глины круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единую композицию, нанесение рельефного рисунка на корзинке с помощью стеки.Худ. Слово: «Несу я урожаи, поля все засеваю.
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен, и ёлочек.
Я – ОСЕНЬ!»
Пальчиковая гимнастика: «Лес».
Ноябрь
«Рыбки в подводном мире».
Познакомить с особенностями строения рыб; учить создавать образ рыбок из овальных форм, скатанных между ладонями прямыми движениями рук.
Пальчиковая гимнастика: «Рыбка».
«Морские черепашки».
Закреплять умение раскатывать части предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое; использовать прием сплющивания, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Ищем пары».
«Украшения на холодильник на магнитах».
Учить создавать красивые предметы для украшения дома, закреплять известные приемы лепки.
Пальчиковая гимнастика: «Угадай на что (кого) похоже».
«Угощения на день рождения».
Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы.
Пальчиковая гимнастика: « Пирог».
Декабрь
«Красивые тарелочки для кукол».
Учить детей приемам барельефной лепки из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм; воспитывать у детей самостоятельность и аккуратность при работе с глиной.
Пальчиковая гимнастика: «Тарелочка».
«Звезды и месяц».
Учить детей лепить предметы, используя прием лепки по форме; закреплять навыки работы с тестом: раскатывание комочков прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сгибание в дугу колбаски, сплющивание концов предмета.
Худ. Слово: «Звёзды»
«Угли пылают – совком не достать.
Ночью их видно, а днём не видать».
Пальчиковая гимнастика «в темноте»: «Догадайся, что за предмет».
«Игрушки не простые – глиняные, расписные».
Учить детей приемам работы с глиной. Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: как украшена, какая по характеру. Формировать обобщенные способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Пальчиковая гимнастика: «Сделай такой же узор».
«Подвесные снежинки».
Продолжать учить скатывать колбаски и конструировать из них задуманный предмет в виде барельефа (изображение выступает над плоскостью фона).
Худ. Слово: «Первый снег»
«Нахмурилось небо, наверно, не в духе
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже и тают».
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Найди не похожие крышечки».
Январь
«Подсвечник «Звезда».
Освоить новый прием лепки скульптурный. Лепить из целого куска, превращая его в фигуру, учить скатывать тесто круговыми движениями рук.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Глазки».
«Ёлочка».
Учить детей технике барельефной лепки, создавать изображение елочек, работать стекой, нанося насечки для придания ощущения «колючести».
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Шишки сосновые и ольховые».
«Новогодние игрушки».
Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста; развивать творческие способности.
Пальчиковая гимнастика: «На елке».
Февраль
«Рождественский венок».
Продолжить учить детей лепить при помощи барельефной лепки, используя и закрепляя приобретенные ранее приемы лепки: отщипывание, надавливание, сплющивание.
Худ.слово: «Узоры на окне»
«Не дождавшись тепла среди зимнего дня.
Распустились цветы на окне у меня.
Подошёл я к цветам, стала мокрой щека
От того, что окна коснулся слегка.
Подошёл я к цветам, но не пахли они.
Для чего ж они выросли в зимние дни?»
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Сенсорные дорожки».
«Глиняный ляп».
Продолжать учить детей создавать и трансформировать выразительные образы.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Волшебная коробочка».
Лепка из глины «Слепи что хочешь».
Учить планировать свою работу: задумывать образ, лепить последовательно.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Волшебный мешочек».
«Снежный кролик».
Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом.
Пальчиковая гимнастика: «Кролик».
Март
«Подвесные сердечки».
Закреплять освоенные навыки лепки; использовать прием лепки по форме; учить укреплять изделие стекой и мелкими изделиями из глины.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Найди не похожие крышечки».
«Кораблик».
Учить детей вырезать из глины геометрические фигуры и составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей; учить добиваться точности передачи формы предмета, его строения. Дополнять изображение характерными деталями.
Пальчиковая гимнастика: «Есть у нас игрушка».
«Красивые кулоны в подарок маме».
Закрепить умение детей лепить предметы, состоящие из нескольких частей; закреплять умение лепить шарики и из них формировать украшения.
Пальчиковая гимнастика: «Найди пару».
«Кружка для мамы».
Учить лепить посуду конструктивным способом, точно передавая форму, величину и пропорции в соответствии с назначением предмета.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Догадайся, что за предмет».
Апрель
«Угощения для гостей» (булки, рогалики, тортики, конфеты).
Учить детей лепить предметы удлиненной формы, лепить из теста косички, шарообразные, овальные формы; закрепить знакомые им приемы лепки: раскатывание столбиков, шариков, сплющивания и вытягивания форм.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Пирог».
«Слепи, что хочешь» (лепка по замыслу).
Развивать у детей желание лепить из глины, создавать изобретения предметов при помощи освоенных приемов лепки.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Узнай фигуру».
«Барашек» (по образу филимоновской игрушки).
Учить создавать образ филимоновских игрушек, используя уже известные приемы лепки, украшать элементами филимоновской росписи.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Глазки».
«Ракеты летят в космос».
Использовать различные способы лепки: по форме, вырезание готовых форм из глины; использовать технические приемы раскатывания глины руками, отщипывание, сплющивание.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Собери не подсматривая».
Май
«Жаворонки».
Закрепить навыки у детей лепить круглые и овальные формы, соединять детали в единую композицию, закреплять технические приемы лепки раскатывания прямыми, круговыми движениями рук; использовать приемы отщипывания.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Что в руке? »
«Улитка, улитка, выпусти рожки».
Учить лепить улитку из глины путем сворачивания колбаски по спирали, использовать знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы
Пальчиковая гимнастика: «Ушки-рожки».
«Гусеница на листочке».
Учить вырезать из пласта глины листочки; закреплять умения раскатывать кусочки глины между ладонями, придавая ему шарообразную форму.
Пальчиковая гимнастика : «Дружат добрые зверята».
«Весенний ковер» (плетение из глиняных жгутиков).
Продолжать знакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства (ковроделием). Учить лепить коврик из жгутиков, имитируя технику плетения.
Пальчиковая гимнастика « в темноте»: «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»?