Программное содержание:
Дать детям представление о профессии лесника - человеке, который заботиться, оберегает лес.
Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание заботиться и оберегать богатство леса.
Словарная работа:
Активный словарь: лес, конь, оленёнок, сено.
Пассивный словарь: фуражка, браконьер, бинокль, экскурсия, выставка, картина.
Оборудование: фуражка.
Демонстрационный материал:
Картина с изображением лесника на коне, картины показывающие труд лесника.
Раздаточный материал:
Целые альбомные листы, цветные карандаши.
Предшествующая работа педагога:
Подготовка картин, изучение литературы по профессии лесника.
Предварительная работа с детьми:
Целевые экскурсии в лес, рассматривание иллюстраций и беседа по правилам поведения в лесу.
Индивидуальная работа с детьми:
Беседа с Лерой К., Самиром М. о браконьерах, Камиллой Г., Кириллом Н. закрепим умение рисовать костра, ёлочек.
Вводная часть - 1 минута:
? Сюрпризный момент.
Основная часть - 5 минут:
? Беседа о профессии лесника
? Рассматривание картины
? Посещение выставки
? Обобщающая беседа
Заключительная часть - 14 минут:
? Работа детей над рисунками
? Оформление выставки
Ход занятия:
В фуражке лесника захожу на занятие.
Задаю вопрос детям: «Как вы думаете, к какой профессии эта фуражка имеет отношение?»
(Ответы детей)
- Вот вам ещё одна подсказка: Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем как дома,
Всё давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остёр:
Тут недавно был костёр –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь, и - пожар.
Там - красавица - сосна.
Почему она грустна?
Причинил ей много бед
Жук зловредный - короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.
Дальше - заяц грыз в яру
Молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут,
Скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше... долог путь!
Должен всюду заглянуть,
Всё обследовать лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо
Каждый куст и деревцо.
- О ком идёт речь?
- (ответы детей)
- Кто же такие лесники?
- (ответы детей)
- Лесники - это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в любое трудное время. Их основное дело - забота о лесе.
- Вспомните пословицы о лесе:
- Много леса - не губи,
Мало леса - береги,
Нет леса - посади.
Враг природы тот,
Кто леса не бережет.
Хвалю детей за пословицы.
После этого ставлю на мольберт картину с изображением лесника на коне и прошу детей рассмотреть её.
- Как думаете, кто изображён на картине?
- (ответы детей)
- Почему он на коне, ни на машине, ни на мотоцикле?
- (ответы детей)
- А сейчас я приглашаю вас на новую выставку, которая сегодня открылась в нашей группе. Выставка называется «Труд лесника». Подходите к первой картине.
Вопросы к детям:
1. Кто изображён на картине?
2. Что делает лесник?
3. Зачем он привёз в лес сено?
4. Кто будет его есть?
5. Как устроена кормушка?
6. Кому нужно ветки деревьев?
Затем предлагаю перейти ко второй картине «Лесник спасает оленёнка». Прошу рассказать, почему оленёнок оказался в беде и нуждается в помощи.
Вопросы к детям:
1. Кто изображен на картине?
2. Кто в руках у лесника?
3. Что будет с оленёнком, если лесник не спасёт его?
4. Какого цвета оленёнок?
5. Что сделает лесник с оленёнком?
Далее переходим к следующей картине «Лесник сажает саженцы».
Вопросы к детям:
1. Что такое «саженец»?
2. Какими будут саженцы через несколько лет?
3. Для чего нужны деревья?
4. Что будет на Земле, если не сажать деревья?
И наша последняя картина «Лесник смотрит через бинокль».
Вопросы детям:
1. Что он хочет увидеть через бинокль?
2. Какие могут быть враги у леса?
3. Какой вред они могут причинить?
Наша экскурсия по выставке завершилась, возвращаемся на занятие. Обобщаю увиденное на выставке.
- Лесники - важные для леса люди. Они заботятся о лесе - берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту - зимой подкармливают, спасают от браконьеров. Они защищают лес от старых деревьев, намечают посадку новых деревьев, борются с браконьерами.
Спрашиваю у детей:
- Вы, дети, и мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам?
- (дети высказывают свои суждения по данному вопросу)
- А сейчас я приглашаю вас к рабочим столам и предлагаю нарисовать каждому из вас плакаты с правилами поведения в лесу. Вспомните какие существуют правила, выберите для себя определённое правило и нарисуйте.
Дети рисуют.
После завершения работ, детские рисунки выставляются и оформляется выставка под названием «Правила поведения в лесу».