Просмотр содержимого документа
«Коррекция речевого развития детей»
Конспект интегрированной образовательной деятельности
с детьми логопедической группы с ОНР (второй год обучения)
Тема: «Знакомство с желтой страной. Звуки [В] и [В’]»
Вид занятия: интегрированная образовательная деятельность
Тема: Знакомство с желтой страной. Звуки [В] и [В’]
Цели: 1. Продолжать знакомство детей с жаркими странами, уточнять знания и представления детей о пустыне, ее флоре и фауне; закреплять умение согласовывать числительные с существительными, составлять предложения с опорой на пару картинок.
2. Познакомить со звуками [В] и [В’], учить характеризовать эти звуки, различать их на слух и по характеристике, дифференцировать звуки [В] и [В’] по твердости-мягкости на речевом материале, закреплять произношение звуков [В] и [В’] в чистоговорках.
3. Познакомить с буквой В, учить ее конструировать из подручного материала.
4. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов.
5. Учить детей преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, развивать понимание себя и других, создавать возможность для самовыражения.
6. Продолжать учить детей овладевать техникой «рисование песком», создавать композиционные рисунки.
7. Развивать общую и мелкую моторику.
Методы и приемы:
1. Беседа
Побуждает ребенка к мыслительной деятельности, развивает диалогическую речь.
Позволяет детям осмыслить свои действия, педагогу - выявить впечатления о занятии.
Оборудование: мультимедийная презентация, массажные мячики, материал для конструирования (пластилин, конструктор, мозаика, шнурки, искусственные фрукты, кукольная посудка и т.п.), манная крупа, оборудование для аппликации.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Игра «Четвертый лишний» (по теме «Животные жарких стран») (1, 2, 3 слайды)
Основная часть занятия
1) Знакомство с темой
Восп: Одним из самых жарких мест на нашей планете является Африка. (слайд 4) Она находится на экваторе, на одинаковом расстоянии от полюсов, поэтому здесь круглый год жара. Африка – удивительный по своей природе континент: (слайд 5) на ее территории есть и тропические густые леса, (слайд 6) и степи – саванны, и большая пустыня Сахара (слайд 7). Предлагаю вам сегодня отправиться в виртуальное путешествие в пустыню.
Восп: Что вы знаете о пустынях? Как вы понимаете слово «пустыня»? (ответы детей). Слово «пустыня» происходит от слова «пусто». (слайд 8) Пустыня – это большое пространство, покрытое песком и камнями. Пустыни – это самые жаркие и сухие места на земле. (слайд 9) Здесь нет ни морей, ни рек, ни озер, и годами не бывает дождей. (слайд 10) Да и после редких дождей вода из-за жары испаряется очень быстро.
Здесь дуют горячие ветры (слайд 11), вызывая песчаные бури.
Восп: Как вы думаете, могут ли в пустыне жить животные и расти растения? (ответы детей)
Вопс: В пустынях растут в основном колючки и кактусы. (слайд 12) Кактусы выживают в такой жаре благодаря тому, что запасают воду в стеблях, похожих на губку. Несмотря на такую жару (слайд 13) некоторые животные могут выжить в таких условиях. Они приспособились к высокой температуре и отсутствию воды.
Восп: Ящерицы хорошо приспособились к жизни в пустыне. Они совсем не пьют воду. Самая большая ящерица – это варан. (слайд 14) Он очень напоминает сказочного дракона. Длина тела варана достигает метра и больше. Несмотря на размеры, варан быстрый и ловкий зверь.
Самый известный обитатель пустыни – верблюд. (слайд 15) Он может долгое время обходиться без воды. Его горбы полны жира, который в его организме превращается в воду. А густая шерсть на теле верблюда защищает его от жаркого солнца. (слайд 16) Верблюдов часто называют «кораблями пустыни», ведь они способны преодолевать огромные расстояния по пустыне. Люди ездят на них и перевозят грузы. Цепочку верблюдов, бредущих по пустыне, называют караваном.
Восп: Давайте сосчитаем, сколько верблюдов идет в этом караване. (слайд 17)
3) Игровое упражнение «Сосчитай верблюдов» (дети считают верблюдов, согласовывая числительные с существительными)
Восп: Верблюд может есть даже самые жесткие и колючие растения.(слайд 18) Его любимую верблюжью колючку не ест больше ни одно животное.
Логоп: У меня есть мячики, похожие на верблюжью колючку. Давайте по массажируем наши ручки.
4) Массаж рук мячиками-ежиками «Верблюд»
Верблюжья колючка в пустыне растет.
Уставший верблюд по пустыне идет.
Прожить может долго верблюд без воды,
Колючки вкусней для него нет еды.
5) Знакомство со звуками [В] и [В’]
Логоп: Вы уже познакомились с двумя представителями животного мира пустыни, (слайд 19) это – варан и верблюд. На какой звук начинаются названия этих животных? ([В] и [В’]). Какой по характеристике звук [В]? (согласный, твердый, звонкий). Звук [В’]? (согласный, мягкий, звонкий). Чем похожи эти звуки? Чем отличаются?
6) Игровое упражнение «Угостим зверей»
Логоп: Вы уже знаете, что в пустыне мало пищи. Давайте угостим варана и верблюда.
Детям предлагается распределить картинки между вараном и верблюдом, по принципу наличия твердого или мягкого звука в названиях картинок. (тыква, виноград, ватрушка, щавель, цветы, трава).
7) Физкультминутка
Верблюд по пустыне отважно шагает,
Все тайные тропы в пустыне он знает.
Он знает, что там за барханом – вода!
И держит он путь свой прямо туда.
А там, за барханом оазис, прохлада,
Напиться воды там верблюду так надо.
8) Составление чистоговорок
На экране три пары картинок. (слайд 20) Детям предлагается по каждой паре картинок придумать чистоговорку.
Ва-ва-ва – выросла трава.
Ву-ву-ву – верблюд жует траву.
Вы-вы-вы – в пустыне нет травы.
9) Знакомство с буквой В (анализ структуры и конструирование буквы)
После того, как дети называют все чистоговорки, на экране появляется буква В. Логопед с детьми анализирует структуру буквы. Логопед предлагает детям выбрать любые предметы и сконструировать букву В. (пластилин, нано-песок, шнурок (веревочку), кубики и т.п.)
10) Звуковой анализ и синтез слов
Логоп: А вы знаете, что является главным сокровищем пустыни? Хотите узнать? Для этого мы должны расшифровать слово. (слайд 21) Назвать первые звуки в названиях предметов на картинках и сложить из первых звуков слово. (ВОДА) Дети читают получившееся слово.
Восп: Почему вода является сокровищем в пустыне? (ответы детей)
Восп: Иногда в пустыне встречаются оазисы. (слайд 22) Это места, где есть вода. В оазисах обильно растут пальмы и другие растения.
11) Изготовление рисунка-аппликации песком
Восп: В память о нашем путешествии в пустыню предлагаю нарисовать верблюда.
Дети делаю рисунок при помощи техники «Рисование песком»(слайд 23)
Итог занятия
Восп: Понравилось вам наше путешествие в пустыню? Что нового вы узнали?