Конспект занятия по развитию речи для дошкольников "Звук и буква Ш"
Конспект занятия по развитию речи для дошкольников "Звук и буква Ш"
Развитие фонематической и грамматической стороны речи, закрепление навыков звукового анализа, послогового чтения, развитие памяти, внимания, мелкой моторики
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5. Развивать общую моторику и координацию движений.
Оборудование: индивидуальные картинки, пособие для чтения слогов, кассы букв, наборное полотно в виде паровоза, серия сюжетных картин, схемы предложения, игрушечный медвежонок, картинки для составления слов.
Организационный момент.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас. Давайте начнём наше занятие с речёвки:
Говорим всегда красиво
Чётко и неторопливо
Вспоминаем обязательно
Что учили на занятии.
Сядет тот, кто назовёт слова со звуком Ш.
2. Объявление темы занятия.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел плюшевый мишка. Мы покажем ему, чему научились и повторим звук и букву Ш.
3. Работа по теме.
1) Артикуляция и характеристика.
Мишка еще не умеет произносить звук Ш. Давайте его научим?
Что делают наши губы, когда произносим этот звук?
(Вытягиваются трубочкой)
Где находится язык? (Наверху за верхними зубами)
Какой он? Узкий или широкий? (Язык широкий, чашечкой)
Как мы произносим звук Ш, с голосом или нет? (Без голоса)
Он звучит твердо или мягко? (Он всегда твёрдый)
Гласный или согласный звук Ш? (Согласный)
Расскажите Мишке звук Ш какой? (Ребенок дает характеристику)
В домике какого цвета живёт? (Звук Ш живет в синем домике.)
2) Воспроизведении слоговых рядов, чистоговорок.
Игра «Послушай, запомни, повтори»
ША- ШО-ША, ШУ-ШИ-ШО, ШИ-ШЕ-ША, ША-ШО-ШИ
ША-ША-ША- наша Маша хороша.
ШУ-ШУ-ШУ- шубу новую ношу.
ШИ-ШИ-ШИ- Миша с Машей малыши.
3) Игра «эхо»
Замените первый звук в словах на звук Ш.
Тапка- шапка
Мышка- шишка
Губы –шубы
жаль – шаль
мыло – шило
папка- шапка
4) Подбор признаков и действий к предмету.
Ребята, как вы думаете, понравились ваши ответы мишке?
Давайте посмотрим какой он? (плюшевый, ушастый, шаловливый, неуклюжий, игрушечный, шустрый)
Что он делает (шагает, шатается, слышит, спешит, пляшет, шумит,
шалит)
5) Подбор родственных слов.
Подберите родственные слова к слову мишка. (Мишутка, мишенька, мишкин)
6) ОТБОР КАРТИНОК НА заданный звук
Давайте покатаем на поезде нашего мишку.
Посмотрите, у вас в конвертах картинки. Представьте себе, что это билеты на поезд. Выберите картинку, в названии которой живет звук Ш.
7) Определение места звука в слове.
В первый вагон поставьте картинки, где звуки Ш живет в начале слова., во второй - в середине, в последний - в конце слова. Например: «Я поставлю шапку в первый вагон, потому что в слове шапка звук Ш живёт в начале слова. »
(Дети выставляют картинки и выстраиваются в поезд.)
4. Физминутка.
Поехали!
Загудел паровоз
И вагончики повез
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Девочек и мальчиков
Быстро прокачу. (дети изображают движение поезда)
5. Грамота
Знакомство с буквой.
-Чем отличается звук от буквы? Звук «ш» обозначается буквой «ша». Сравнить большую и маленькую. На что похожа? Придумайте слова, которые начинаются на звук «ш».
6. Итог.
Молодцы, ребята!. С какой буквой познакомились? Что узнали о звуке «ш»?