Конспект занятия по обучению грамоте.
Цель занятия:
- Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);
- Закреплять умение отвечать на вопросы;
- Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;
- Закреплять умение определять количество слогов в слове;
- Развитие познавательной сферы;
- Закрепление навыков ориентировки в пространстве.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная доска и ноутбук.
- Набор предметных картинок.
- Три разноцветных домика.
- Зонт, на нем наклеены буквы.
- Разноцветные папки.
- На каждого ребенка набор цветных квадратов (для составления схемы слов)
- и индивидуальные карточки.
- Пластилин.
Дети и воспитатель входят в группу.
(Стоят полукругом у доски)
Слайд 1.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочную страну звуков. А какие бывают звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Воспитатель: В этой стране звуки живут в двух домиках.
Воспитатель подводит детей к доске с замками
Слайд 2.
Воспитатель: Ребята, какие звуки живут в этом домике?
(Показывает на красный замок)
Дети: Гласные звуки.
Воспитатель: А почему они живут в этом домике?
Дети: Потому что мы обозначаем их красным квадратом.
Воспитатель: А почему дверь в этом домике открыта?
Дети: Потому что гласные звуки – можно петь и тянуть и воздух выходит без преград.
Воспитатель: Ребята, а какие звуки живут в этом домике?
(Показывает на синий домик )
Дети: Согласные звуки.
Воспитатель: А почему они живут в этом домике?
Дети: Потому что, мы обозначаем их, синим и зеленым квадратами.
Воспитатель: А почему дверь в этом домике закрыта?
Дети: Потому что согласные звуки – нельзя петь и тянуть и воздух выходит с преградой.
Воспитатель: Ребята, какие согласные мы обозначаем, синим квадратом?
Дети: Твердые согласные.
Воспитатель: Какие согласные мы обозначаем, зелёным квадратом?
Дети: Мягкие согласные.
(Сядут на стульчики)
Воспитатель: В этой сказочной стране живёт добрая волшебница. Входит волшебница под музыку (с зонтиком в руке), встает перед детьми. На зонтике наклеены согласные.
Воспитатель: Здравствуйте, добрая волшебница.
Волшебница: Здравствуйте дети, здравствуйте гости.
Дети: Здравствуйте.
Волшебница: Добро пожаловать в сказочную страну звуков.
Есть у меня игра для вас:
Я начну игру сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте!
Игра «Доскажи словечко»
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь,
Дошкольник ты меня узнал?
Ну, конечно, я (пенал)
В. Ребята, слово пенал на какой звук начинается? Найдите такую букву на зонтике.
(Позову одного ребенка)
Звук - п- в этом слове твердый или мягкий? В какую папку положим букву -п -?
( в зеленую)
2.Склеить корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу
А поможет вам, ребята ,
Разноцветная (бумага )
(аналогичная работа)
3.Линию прямую, ну-ка
Сам рисовать сумей – ка!
Это сложная наука
Пригодиться здесь (линейка)
(аналогичная работа)
4.Я весь мир слепить готов –
Дом, машину ,двух котов.
Я сегодня властелин
У меня есть (пластилин).
Волшебница: Ловко вы справились с моими заданиями. Много есть разных игр со звуками. Вот одна из них – кроссворды.
Воспитатель: Добрая волшебница, ты, наверное, хочешь, чтобы мы поиграли в твою игру. Ребята вам интересно, что это за игра?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте поиграем. А ты волшебница сядь, посиди и посмотри на нас.
Игра «Кроссворды» (определять первый звук в названии каждой картинки, написать под ней соответствующую букву и прочитать слово) Раздаю индивидуальные карточки.
Каждый читает свое слово.
Воспитатель: Ребята, у нас получилась пословица:
Сердце матери греет лучше солнца.
Физкультминутка. Игра «Скажи наоборот». (Проводится в кругу с мячом)
В. Выходите ко мне те дети, у кого имя состоит из двух слогов (из трех, четырех)
-Подняли руки те, у кого имя начинается на звук – а-(игра на внимание)
- А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот»
(один, большой, высокий, широкий, белый, короткий, день, сладкий, горячий, тяжелый, мягкий, слабый, девочка)
(садятся за столы)
В. Ребята, посмотрите, здесь спрятано какое – то слово (показ схемы) Придумайте слова (ответы) У вас на столах конверты, доставайте фигуры и составляйте схему
вашей имени (работа детей)
Фея : Ребята, а давайте поиграем в игру «Посади птицу»
Слайд 3.
Воспитатель: Птицу, название которой начинается со звука «С» посадить на дерево. Посадить на ствол дерева птицу, название которой начинается со звука «Д». Посадить под дерево справа птицу, название которой начинается со звука «У». Посадить под дерево слева птицу, название которого начинается со звука «Г». Закрепить над деревом птицу, название которого начинается со звука «В».
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте на память нашей Волшебнице слепим пластилиновые буквы. Девочки лепят первую букву своей имени, а мальчики – последнюю. (Выполняют задание) Дарят буквы Волшебнице.
Слайд 4.
Волшебница: Порадовали вы меня ребята. И у меня в коробке еще что – то осталось
( достает угощения) Прощается и уходит.
-Ребята, вы сегодня очень старались, я довольна вами. А вы довольны собой?
Что вам понравилось? Какое задание для вас было трудно? (ответы детей)
Литература.
Е.В.Колесникова «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет»
Г.А.Тукмакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом»
В.В.Гербова «Занятия по развитию речи»