Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость, способствовать успешной социализации детей, сохранению здоровья.
Программное содержание
1. Закрепить знания о воде и воздухе, физических свойствах, функциональных свойствах, о сходстве и различии воды и воздуха.
2.Дать понятие о кислороде.
3.Показать взаимосвязь действий человека и последствиями действий.
4. Средствами сказки привить детям реалистические представления об окружающем мире.
5. Развивать креативное мышление с помощью логических парадоксов
6.Развивать навыки поиска решения проблемы.
7. Развивать эмоциональную сферу детей.
8.Способствовать речевой активности детей
9.Закладывать основы экологического воспитания: воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе и в социуме.
10. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками.
Билингвальный компонент:
Су – вода, ауа – воздух,алға басу – прогресс,экологтар –экологи.
Оборудование:
Солнышко, изображения животных, птиц, насекомых,различных видов транспорта, иллюстрации к сказке,фонарик, предметы для коллажа( земной шар, деревья, цветы, заводы,машины), карточка с буквой «В»,грамзаписи расслабляющей музыки и крика петуха,ватман, повязки для глаз
Методы и приемы:
Загадки, мимические упражнения, диалог, рассказыванеи сказки,сочинение окончания сказки,демонстрация слайдов, ТРИЗ,дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, логические парадоксы, игра,экологическая пауза, психогимнастика.
План проведения занятия
Мотивационно – побудительный этап
Круг радости: пантомимические упражнения
Игра – диалог с солнышком, тактильный контакт вопитателя и
детей.
Загадки
Организационно – поисковый этап:
Часть 1
Ознакомление с окружающим, обучение грамоте.
а) знакомство с печатным образом буквы « В»
б) подбор слов на заданный звук
в) перечисление физических и функциональных свойств воды
г) нахождение сходства и отличий воды и воздуха
д) использование ТРИЗ
Часть 2.
Развитие речи, использование коррекционных технологий ( сочинение конца сказки),экология,рисование
а) сказка о королевстве
б) сочинение окончания сказки
Рефлексивно- корригирующий этап
а) игра- предположение « Что было бы..»
б) создание коллажа « Моя планета»
в) сжигание мусора
Игра : « Экологи»
Цель : воспитание ответственности за другого человека.
Круг радости: « Экологическая пауза»
Дети заходят в зал, встают в круг.
Воспитатель:
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Раздается крик петуха в грамзаписи.
Воспитатель:
-Слышали, ребята?
Это солнышка дружок, голосистый петушок.
Он вместе с солнышком встает, громко, радостно поет.
Петушок поет каждое утро, а когда поют люди, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель:
-А какое настроение у вас сейчас? Показывает, как показать хорошее настроение и плохое. Если дети показывают плохое, предлагает отыграть его.
Проводит мимические упражнения:
- Если кто обидел нас, настроение у нас…?
Ну, а если похвалили, шоколадку подарили…?
Коль упал ты и ушибся…?
Иль на друга рассердился…?
Если весело тебе…?
Подари улыбку мне!
Воспитатель обращает внимание детей на солнышко словами:
-Как вы думаете, нашему солнышку хорошо живется?
Раз оно не плачет, а всегда смеется
Как вы думаете, сколько у солнышка лучей? Скольких греет оно людей?
Давайте спросим у солнышка
-Солнышко, скажи скорей, сколько у тебя лучей, скольких греешь ты людей?
Солнышко
-Сколько их не знаю я, не считало я , друзья.
Воспитатель говорит, что тепла солнышка хватит всем, гладит по спинке всех детей, создавая тактильный контакт.
Воспитатель говорит, что солнышко будет светить и улыбаться нам сегодня весь день, а мы пока сядем на коврик.
Воспитатель:
Отгадайте загадки:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять ( вода) Су
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух) Ауа
С какого звука начинаются эти слова?
Ответ детей
Воспитатель:
Сегодня я познакомлю вас с новой буквой. Показывает карточку с изображением буквы « В».
-Придумайте мне слова, которые начинаются на звук «В»
Ответы детей
-Без чего человек не может прожить ни одного дня и ни одной минуты?
-Ребята, а вы хотите больше узнать про воду и воздух? Тогда нам надо отправиться в школу «Всех- всех наук» , только вот я забыла дорогу туда. Мы сейчас у солнышка спросим, как туда пройти?
- Солнышко, поспеши,
Нам дорожку укажи!
Педагог: - Ребята, смотрите:
Лучик солнышко послало
Нам дорожку показало!
Солнышко
Я покажу дорогу «Всех- всех наук», но путь туда нелегкий, вам нужно будет выполнить задания, и только потом вы придете в свою школу
(Педагог с помощью фонарика показывает дорогу к одному столику)
Идут по поролоновым следам
На столике стоят емкость с водой и пустой целлофановый пакет, цветок, ванночка, краски, фен, шарик, мыльные пузыри, кастрюлька.
Солнышко
-Чем отличается вода от воздуха?
Дети: Вода жидкая, а воздух нет, воду можно потрогать, а воздух нет, воду можно пить, а воздухом дышать.
А воздухом мы дышим, мама сушит волосы феном, надуваем шарики.
Солнышко
С первым заданием вы справились
(Педагог с помощью фонарика показывает дорогу к другому столику)
Идут по нашитым пуговицам
Солнышко
(Педагог с помощью фонарика показывает дорогу к другому столику)
Идут по ребристой доске.
На столике лежат картинки с изображением растений водных и земных, животных, насекомых, видов транспорта
Солнышко
-Среди картинок найдите мне, пожалуйста изображения растений, которые живут в воде ?
А теперь найдите растения, которые растут на земле и дышат воздухом.
Дети находят и раскладывают картинки.
Солнышко
Теперь найдите мне изображения животных, которые живут в воде и в воздухе.
-Еще воздух и воду сближает транспорт.
Какие виды транспорта передвигаются в воздухе?
-самолет, вертолет, космический корабль.
А по воде?
-корабли, лодки, подводные лодки
Солнышко
-Вы выполнили все мои задания, и вы пришли в вашу школу «Всех- всех на свете наук»
Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель надевает накидку и шапку
-А вы знаете, что такое логические парадоксы?
Давайте поиграем и придумаем логические парадоксы.
-Вода полилась из крана прямо на потолок
-Наступила зима и воздух превратился в лед
-По воде летел самолет. и т. д.
Воспитатель: А еще у воды и воздуха есть одно общее свойство- и воде и воздухе есть кислород. Кислород-это такие маленькие пузырьки, которые делают наш воздух чистым и свежим, правда в воде его очень мало, но рыбкам хватает для того, что бы дышать.
- Ребята, а вы знаете, откуда берется кислород в воздухе?
Его нам дарят растения. Чем больше растений, тем больше кислорода, тем легче нам дышать, тем меньше мы будем болеть. Поэтому как нужно относиться к растениям?
Давайте мы подышим немного для того, что бы отдохнуть и набраться сил.
Зажигается аромат ( ароматизированная свеча)
Проводится дыхательная гимнастика.
(Предложить понюхать, как пахнут: воздух, трава, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться - несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)
-А вы знаете, почему воздух газообразный и его мы не видим и не ощущаем, а вода жидкая?
В воде и воздухе живут маленькие – маленькие человечки, которые называются молекулы, их там очень много, но в воде они стоят близко – близко друг к другу и промежуток между ними совсем маленький, поэтому их очень много и мы можем видеть воду, а в воздухе человечки стоят далеко-далеко друг от друга, и их очень мало, поэтому мы и не видим их, а значит и не видим воздух.
-А теперь скажите, с какого звука начинаются слова воздух и вода?
-Почему воздух газообразный, а вода жидкая?
-Как нужно относиться к воздуху и воде?
Поэтому к ним нужно относиться бережно. А то может получиться как в одной истории. Хотите знать в какой?
Звучит тихая музыка.
Воспитатель начинает рассказ. На доске идут слайды с красивой природой.
- В одном далеком –далеком королевстве жили не тужили взрослые , дети, росли замечательные цветы, было много деревьев, вода в морях и озерах была чистая –чистая, в воде водилось много рыбы, а воздух был очень свежим и чистым. У людей не было ни заводов ,ни фабрик, ни компьютеров они даже не знали, что такое мороженое, они не умели ни писать, ни читать Но вот в это королевство пришел прогресс. (алға басу) Он научил людей писать и читать, люди построили много фабрик и заводов, трубы которых стали дымить, а отходы стали сливать в воду. И воздух стал грязным, и заболели и исчезли рыбы в воде, птицы в воздухе, люди стали болеть, им стало нечего кушать. И собрались тогда люди все вместе и стали думать, что же им делать?
-А теперь давайте пофантазируем, чем же закончить эту сказку?
Сочиняем конец сказки.
Это задание трудно для детей.
- А вот что сделали жители королевства.
Один мальчик сказал, что у него есть книжка, в которой написано про экологов, это такие люди, которые спасают воду и воздух от загрязнения,
Оберегают нашу природу, они написали письмо экологам (экологтар) и те приехали к ним, почистили реки, достали весь мусор со дна рек, озер, морей, а на трубы надели специальные колпачки – фильтры, которые не давали дыму загрязнять воздух. (включить запись голосов птиц ) И опять в королевстве стали чистыми воздух и вода, появились рыба, растения, пища для людей, люди стали здоровыми и веселыми. И все люди стали относится к природе очень бережно, не скидывали мусор в реки, не загрязняли воду, не ломали ветки деревьев, не срывали цветы и траву.
- И мы с вами тоже будем бережно относиться к природе, что бы у нас не получилось так , как у людей в этом маленьком королевстве.
Проводится игра « Хорошо-плохо»
Воспитатель:
-Скажите, пожалуйста ,что было хорошего в далеком королевстве?
-Свежий воздух, чистая вода, много рыбы.
-А что плохо?
-Люди не умели читать, писать, у них не было красивой одежды, обуви, у них не было транспорта.
Воспитатель:
А что хорошего было в новом королевстве?
-Появился транспорт, фабрики, заводы, мороженное
-А что плохого?
-Исчезли растения, вода стала грязная, исчезли рыбы, люди стали болеть.
-Ребята, а куда же делось наше солнышко?( кто- нибудь из взрослых убирает солнышко)
Солнышко ясное, нарядись! (хлопки по плечам, скрестив руки на груди)
Солнышко красное, покажись! (хлопки в ладоши)
Платье алое надень, (хлопки по коленям)
Подари нам красный день! (хлопки над головой).
Зрительная гимнастика «Лучик вверх, лучик вниз»
Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди
Рефлексия: Проводиться игра « Что было бы, если…»
-Если человек не будет беречь природу…( погибнут животные, растения, станет грязная вода)
-Если станет грязная вода…(исчезнут растения, рыба)
-Если исчезнут растения….( не будет кислорода…)
- Не будет кислорода…(не будет чистого, свежего воздуха)
-Не будет чистого свежего воздуха ( будут болеть люди )
И тогда наша планета Земля станет грязная, без животных и птиц, без растений, без людей и настанет экологическая катастрофа. А мы этого хотим?
Воспитатель:
Давайте покажем на ватмане, какой бы вы хотели видеть нашу Землю?
Дети создают коллаж.
Выбрасывают мусор.
Воспитатель собирает весь мусор и сжигает его на тарелочке
Проводит экологическую паузу.
Солнцев ладошке, пень у дорожки
Крик петушиный, мурлыканье кошки
Птичка на ветке, цветок у тропинки
Пчела на цветке, муравей на тропинке.
А рядышком жук, весь покрытый загаром
И все это мне, и все это даром.
Вот так ни за что, лишь бы жил я и жил
Любил этот мир, и другим сохранил.
Проводиться игра « Экологи»
Воспитатель: «На одной стороне помещения находятся дети, которые исполняют роль экологов, на другой дети, исполняющие роль людей, которые перенесли экологическую катастрофу и заболели. Глазки у них стали плохо видеть и они ослепли. И тогда им на помощь пришли экологи»
Детям, играющим заболевших людей завязывают глаза, в середине помещения устанавливают различные препятствия ( кубики, дуги и т. д.) Экологи должны перевести слепых людей через препятствия и постараться, что бы те не задели препятствия, не упали.
Затем дети меняются местами.
( Игра дает возможность на себе испытать, как плохо быть больным, а так же воспитывает чувство ответственности за других)