kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Удивительные превращения воды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по развитию опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе.

« Удивительные превращения воды»

Цель.1. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар). Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.

2. Рассказать о значении круговорота воды в природе.

Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: Лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.

Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Стихотворение

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда

То в снег превратится, то в лёд

Растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся,

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебная вода!

Д/упражнение «Расскажи про воду».

Дети по очереди достают карточки- символы и расставляют их.

Воспитатель поясняет ответы детей. Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода –простое, на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку : Жила-была на свете Матушка- Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?

Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.

Опыт «Лёд- это твёрдая вода»

1.Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?

Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.

2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд

Картинка видим, значит лёд прозрачный.

3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.

4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.

Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?

Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.

А как называется частичка воды?- Капелька.

Игра «Волшебные капельки»

Мы с вами капельки(дети свободно располагаются по комнате)

Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк

(дети берутся парами). Ручеёк впадает в море (большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?

После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:

1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.

3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.

Воспитатель. Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.

Опыт «Вода превращается в пар»

Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды. Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха.Показ презентации «Круговорот воды в природе»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе Удивительные превращения воды" »



Аққайың ауданы

Балапан” ясли-бақшасы МКҚК












Методическое пособие

по развитию исследовательской деятельности

дошкольников

«Экспериментировавние как эффективный метод познания окружающего мира»



Автор пособия - воспитатель второй квалификационной категориии Медведева Галина Константиновна


















с. Смирново

2011-2012 оқу жылы

Экспериментирование как эффективный метод познания окружающего мира.


Дошкольное детство- это период развития ребёнка, когда происходит личностное всестороннее развитие ребёнка, всех его сфер деятельности: коммуникативной, нравственной, эмоциональной, волевой, познавательной. Именно в этот период формируется познавательная активность. Непосредственный контакт ребёнка с предметами, материалами или элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства и качества, возможности, пробуждают желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребёнок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода, исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают  развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование и детская исследовательская деятельность -эффективный способ обучения детей практическим методам познавательной деятельности.

Настало время для широкого внедрения этого метода в практику работы нашего детского сада.

В своей практике я применяла новый методический подход к организации поисково- исследовательской деятельности изучения явлений окружающего мира- метод экспериментирования. Так, однажды , выйдя на прогулку, дети заметили, что воды в луже больше нет, так возник вопрос, откуда берётся вода и куда она девается? .

На прогулках мы наблюдали за дождем в разное время года, за состоянием неба во время дождя и выявление причины дождя. Наблюдение за испарением воды с поверхности асфальта, испарением росы с растений. Провели цикл занятий о воде, где дети узнали о свойствах воды: жидкая текучая, не имеет цвета, запаха, вкуса. Проводя опыты с детьми, мы убедились, что металлические предметы в ней тонут, а деревянные и пластмассовые плавают. Дети знакомились с таким свойством воды как впитываемость. Вода, впитываясь в почву, дает жизнь растениям, и дети научились замечать, когда растения нуждаются в поливе. Проведя ряд экспериментов, дети узнавали о том, что вода под воздействием температуры может переходить из одного состояния в другое, что снег и лёд это тоже вода.

В конце осени мы с детьми наблюдали за образованием первого тонкого льда на лужах во время первых осенних заморозков, появлением инея.

В течение зимы наблюдали за изменением снежного покрова, его структуры, цвета при повышении, понижении температуры воздуха. Проводя опыты с воздухом , дети узнавали, что воздух находится вокруг нас. Его можно увидеть, ощутить, проделать с ним ряд действий. Летом проводились игры и занятия с песком, в ходе которых дети убеждались, что песок принимает любую форму, пока не высохнет. Проводя эксперименты, я старалась использовать проблемные ситуации, чтобы дети сами учились находить ответы на поставленные вопросы. В ходе элементарных опытов мы с детьми анализировали поставленные задачи, выявляли известное и неизвестное, дети выдвигали предположения об изучаемом объекте или явлении природы, отбирали способы проверки предположений, которые отражались в наблюдениях, сравнениях, беседах, опытах: «Как воду сделать сладкой, солёной, разноцветной?», «Что растворяется в воде, что тонет, плавает?», «Почему летом- дождь, а зимой- снег?», «Для чего нужна вода живым организмам?», «Есть ли в воде воздух?», «Как образуются мыльные пузыри?», «Из чего состоит песок?»

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия  для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их..

Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать.

«Дети любят искать, сами находить, в этом их сила. Необходимо поддерживать и питать в них дух неугомонного искателя лелеять проснувшуюся жажду знаний»- писал А. Энштейн.

В пособии представлены материалы по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 2–6 лет.

Цель данного методического пособия:

Обогатить впечатления детей о разнообразии мира неживой природы. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Задачи :

  • Познакомить детей со свойствами воды, воздуха, песка.

  • Учить проводить элементарные опыты, искать ответы на вопросы, делать простейшие выводы, анализируя результаты экспериментальной деятельности.

  • Создать условия для целостного мировидения ребёнка средствами эксперимента.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей в работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

  • Показать использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, инновационных технологий, направленных на познавательно-поисковое развитие детей.

















Содержание.

  1. Интегрированное занятие в первой младшей группе «Кто потерял бусы»


  1. Занятие по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Путешествие водички»


  1. Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие водяной Капельки»


  1. Занятие по развитию опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительные превращения воды»


  1. Познавательное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Почему нужно беречь воду?»


  1. Познавательное занятие в старшей группе «В царстве Снежной Королевы»


  1. Занятие в средней группе «Удивительный песочек»


  1. Занятие по экспериментированию в средней группе «Прозрачный невидимка»


  1. Познавательное занятие в средней группе «Испечём печенье для мамы»

















Интегрированное занятие в 1 младшей группе

«Кто потерял бусы?»


Цель.1. Формировать представление о диких животных –зайце, белке, медведе, их внешнем виде, особенностях образа жизни.

2.Дать понятие о свойствах и качествах льда.

3. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику.

3. Воспитывать отзывчивость и доброжелательность

4. Формировать познавательный интерес.


Оснащение.

  1. Игрушки (заяц, белка, медведь)

  2. Угощение для животных (морковка, шишка, конфета)

  3. Цветные бусы из льдинок, крупные деревянные бусы разных цветов, шнур

  4. Картинка с изображением зайца в серой шубке.



Воспитатель. Все садитесь рядком

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки

Начинаем нашу сказку

Я сегодня в лес пошла

Бусы дивные нашла

Смотрите, какие-

Блестящие, цветные


Посмотрите. Потрогайте, какие они

Дети. Холодные, мокрые.

Воспитатель. Эти бусы изо льда, ледяные. Давайте вместе скажем: ледяные.

Кто же потерял такие бусы? Давайте пойдём в лес и поищем их хозяина. А пока положим их сюда, чтобы не потерять.

Игра «По ровненькой дорожке»


По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Через лужу – прыг

Через ямку –скок

Бух- упали

Куда же мы попали?

Шли мы шли

В тёмный лес пришли

А у кочки под кусточком

Зайка серенький сидит

Упражнение «Зайкин хвостик»

Воспитатель. Давайте, позовём зайчика, сначала тихо, а потом погромче Зайка, иди к нам. (показывает картинку). Посмотрите, какой зайка, какого цвета у него шубка? Потрогайте, какая она

Дети. Мягкая, пушистая.

Воспитатель. А давайте зайчика угостим чем- нибудь вкусным. Что любит зайка? У меня в корзине есть шишка, конфетка и морковка.

Дети угощают зайчика морковкой.

А давайте спросим зайку, не терял ли он бусы?

Дети спрашивают.

Хоровод «Зайка беленький сидит»

Воспитатель. Интересно, кто напугал зайчика, может вот этот зверёк в золотистой шубке. Кто это?

Дети. Белка.

Дети здороваются с белочкой.

Воспитатель. Какие у белочки ушки, носик, хвостик?

Белочка, послушай, какую мы о тебе потешку знаем.

(Воспитатель читает стих, а дети выполняют движения)


Сидит белочка в тележке,

Продаёт она орешки.

Лисичке- сестричке

Воробью- синичке

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Продала она орешки и побежала домой. А где у неё дом?

Высоко на дереве, в дупле .Давайте угостим белочку. Чем мы её угостим?


Дети угощают белочку шишкой.

Спросите белочку, не теряла ли она бусы . (Дети спрашивают)

А теперь давайте пойдём тихонечко на носочках, где- то здесь мишка живёт. Может он ещё спит.Ведь медведи спят всю зиму .


Мишка, мишка, лежебока,

Спал он долго и глубоко.

Зиму целую проспал

И на ёлку не попал

И на санках не катался

И снежками не кидался

Всё бы мишеньке храпеть

Эх, ты, мишенька- медведь.


А вот и мишка. Он проснулся уже, потому что зима кончилась, и наступило что? Правильно, весна. Давайте потрогаем мишку, какой он, Какого цвета у него шубка. Скажите, а кто больше, мишка или белочка?

Посмотрите, а мишка плачет: -у-у-у. Как мишка плачет? ( Дети показывают)

Давайте спросим, почему мишка плачет?

Мишка потерял красивые бусы, наверное, те, которые мы с вами нашли. Давайте отдадим мишке бусы

Дети ищут бусы. А где бусы?

Дети. Здесь вода.

Воспитатель. Где же бусы, почему их нет? Да потому что тепло и лёд растаял. И на улице теперь солнышко стало пригревать и снег и лёд тоже тают. Но что же нам делать, как мишку успокоить. Давайте сделаем ему другие бусы, не ледяные, а настоящие. Вот у меня есть верёвочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинки наденьте на верёвочку.

Вот и бусы готовы. Вот тебе, мишка, новые красивые бусы, больше не плачь.

А мы пойдём на улицу и посмотрим, тает там снег или нет.





































Занятие по экспериментальной деятельности во 2 младшей группе

«Путешествие водички»


Программное содержание.

Развивать у детей слуховое, зрительное и тактильное восприятие.

Активизировать речь детей за счёт прилагательных: мокрая, холодная, тёплая, жидкая, за счёт глаголов: льётся, журчит.

Развивать познавательный интерес в процессе игр с водой.

Материалы: Игрушка Хрюша, столик для игр с водой, лейки и кружечки по количеству детей, полотенце.



Ход занятия.



Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? Это Хрюша. Он хочет с вами поиграть. (В это время помощник воспитателя открывает кран с водой) все прислушиваются. Ребята, а что это за шум?

Дети. Это льётся вода.

Воспитатель. А давайте посмотрим, где и откуда льётся вода? Хрюша, ты нам поможешь? (Все вместе ищут источник шума. Дети видят, что кран открыт, из него течёт вода.)


Ребята, а откуда льётся вода?

(Ответы детей)

Воспитатель. Что делает вода? (льётся, журчит). Как вода льётся из крана? (сильно). А теперь послушайте, как журчит водичка, тихо или громко? (громко). А теперь я немного прикрою кран, а вы послушайте, как журчит водичка? (тихо)

Ребята, Хрюша хочет рассказать вам интересную историю, о том, как однажды водичка отправилась гулять.


Слушайте. Налил я однажды водичку в тазик и забыл про неё. Через некоторое время водичка заскучала и думает себе: «вот сижу я здесь и ничего не вижу, вокруг, наверное много интересного. Хотела вылезти из тазика, да ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, да голос у воды тихий- никто её не услышал. А потом мама пришла и вылила водичку в раковину. Полилась водичка и попала по трубам в реку. И потекла она вместе с большой рекой по городу мимо домов и зелёных садов. «Как красиво и чудесно!» - подумала водичка. А сидела бы я в своём тазике и всей этой красоты бы не увидела!»

Понравилась вам моя история?

Воспитатель. Какую замечательную историю рассказал нам Хрюша.

Посмотрите, нас в тазике тоже есть водичка. Она тоже мечтает попутешествовать. Давайте ей поможем. У нас есть для этого разные предметы. Сейчас мы водичку отправим путешествовать с помощью поролоновой губки. Смотрите, как я это сделаю. Показ с проговариванием: водичка полилась из губки. Дети, кто хочет помочь водичке?

Дети опускают губку в тазик с водой и отжимают в пустую миску, наблюдают, как водичка льётся.

Воспитатель. Я думаю, что водичке понравилось такое путешествие.

А сейчас мы отправим путешествовать с помощью пластмассового шприца.

Воспитатель показывает, как набирается вода в шприц, а затем, как можно её вылить.

Дети по очереди набирают, а затем выпускают её.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у меня есть ещё один предмет, с помощью которого водичка пойдёт гулять- это кружечка.

Это Хрюша принёс вам кружечки для игр с водой. Подойдите к столику, потрогайте воду, какая она? ( тёплая, мокрая)

Вы хотите посмотреть, как вода будет литься из кружки?

Знаем, знаем, да-да-да

Где тут прячется вода!

Буль-буль-буль-

Журчит водица

С-с-с она свистит она, поёт

И из кружки струйкой льёт.


Воспитатель зачерпывет кружкой воду и льёт её в тазик. Как льётся водичка? (струйкой). А теперь сами возьмите кружечки и поиграйте с водичкой. Дети самостоятельно выполняют те же действия.

Какие вы молодцы! Помогли водичке попутешествовать с помощью разных предметов. Вам понравилось? Я думаю, что водичка тоже осталась довольна. Давайте скажем ей до свидания! Мы ещё встретимся с ней.

По окончании игр с водой дети вытирают руки полотенцем. Хрюша прощается с детьми и уходит.


















Познавательное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие с водяной Капелькой»



Цель. Создать целостное представление о воде, как о природном явлении.

Познакомить со свойствами воды (жидкость, не имеет формы, без запаха, без цвета).

Развивать любознательность, умение участвовать в экспериментальной деятельности, умение делать выводы на основе опытов.

Воспитывать бережное отношение к воде. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Обогащать и активизировать словарь.


Звучит аудиозапись журчания ручейка

-Ребята, послушайте и определите, что это за звуки

Дети. Это звуки воды.

- Сегодня речь пойдёт о воде. Путешествовать в царство воды с нами будет Капелька ( показывает нарисованную каплю воды).

Эта Капелька путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.

Я- волшебница вода,

Я- на свете всех важней.

Я- на свете всех волшебней,

Я- на свете всех нужней!


Так ли это?- Да.

А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картины, на которых нарисованы места, где путешествовала Капелька.

Озеро, река, море. Значит Капелька- это частичка воды. А кому нужна вода?

Дети. Растениям, животным, птицам..

- А может ли человек прожить без воды? ( ответы детей)

-Конечно же, вода нужна всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле, вода- это основа жизни.

- Дети , посмотрите на стенд, на котором находятся ответы- отгадки на вопросы, которые я вам задам.

- Как называется поток воды, падающий с огромной высоты?

Дети. Водопад

- Как называются растения, которые растут на дне рек и морей?

Дети. Водоросли.

Как называется человек, который в специальном костюме спускается на дно водоёмов и изучает его

Дети. Водолаз.

Что общего в этих словах?

Дети. Вода.

А у нас в группе есть вода, где она находится?

Дети. В туалете, в кране.

Воспитатель льёт из лейки воду на руки детей. Попробуйте удержать воду в руках.

Дети. Не получается

Воспитатель: почему ,Да потому что вода жидкая, она течёт.

-Как узнать, какого цвета вода?


Воспитатель заполняет сосуды разного размера и формы. Вода не имеет своей формы,

Она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

На столах у детей 2 стакана: с водой и с молоком. Воспитатель предлагает опустить пуговицу сначала в стакан с водой, затем в стакан с молоком Дети убеждаются, что в стакане с водой пуговица видна, а в стакане с молоком нет. Затее воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку через стакан с с водой , а затем через стакан с молоком .В результате дети убеждаются, что вода прозрачная.

А какой формы вода?

Воспитатель показывает круг, квадрат и прямоугольник и просит назвать их. А затем предлагает налить воду в стакан, блюдце. Дети приходят к выводу, что вода не имеет своей формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

Физминутка.

Надо, надо нам помыться

Где тут чистая водица?

Кран откроем -ш-ш-ш

Руки моем – с- с-с

Щёчки, шейку мы потрём

И водичкой обольём.


Воспитатель. Ребята, а давайте проверим, имеет ли вода вкус

Каждому ребёнку раздаются стаканчики с водой: кому-то с простой, кому-то со сладкой, кому- то с кислой.

- Пусть каждый из вас кончиком языка попробует воду. У кого какая и почему?

Дети. У меня солёная вода, в неё добавили соль. А у меня- сладкая, в неё добавили сахар. А у меня кислая- в неё добавили кислый сок. А у меня- обычная вода.

Воспитатель Значит вода не имеет вкуса, а приобретает вкус того вещества, которое в неё добавили.

Капелька предлагает поиграть в игру « Скажи наоборот»

Воспитатель бросает мяч ребёнку:

  1. Из одного крана течет горячая вода, а из другого…(холодная)

  2. 2.Река глубокая, а ручеёк- ( мелкий)

В реке воды много. А в ручейке – (мало)

3. В чайнике вода чистая, а в луже - (грязная).

Дети, посмотрите на этот предмет, он называется глобус, голубым цветом на нём обозначена вода, а зелёным суша. Дети убеждаются. Что воды больше, чем суши. Но почему же человеку всё же не хватает воды? Потому что нам нужна чистая вода, а её запасов на земле мало. Заводы и фабрики, производя разную продукцию, загрязняют окружающую среду, в том числе и воду. От загрязнённой воды погибают птицы. Болеют люди и животные. Поэтому чистую пресную воду надо беречь.

- А как мы с вами можем беречь воду?

Дети.

- Не бросать мусор в колодцы и водоёмы.

- Не расходовать воду зря.

- Плотно закрывать краны.

Воспитатель читает стихотворение:

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап. кап.

Мелеют реки и моря

Не проливайте воду зря.

А то пройдёт немного лет-

И нет водички,

Нет- нет- нет!

Берегите воду.

Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой – есть для цветка глоток
И превратится капля в веселый ручеек.

Сюрприз от Капельки. Каждому ребёнку она раздаёт стаканчик с соком, а дети угадывают, какой пьют сок, из чего он сделан.




Занятие по развитию опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе.

« Удивительные превращения воды»

Цель.1. Познакомить детей с тремя состояниями воды (твердая вода, жидкая, пар). Закрепить знания о свойствах воды., используя карточки- символы. Помочь ребёнку раскрыть причину наблюдаемого явления с помощью опытов.

2. Рассказать о значении круговорота воды в природе.

Развивать логическое мышление, творческое воображение, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: Лёд, блюдца и стаканы с водой по кол-ву детей, чайник, стекло, схема круговорота воды в природе.


Ребята, мы сегодня будем говорить о самом необходимом и удивительном веществе на Земле-воде. Стихотворение

В природе путешествует вода

Она не исчезает никогда

То в снег превратится, то в лёд

Растает и снова в поход.

По горным вершинам, широким долинам

Вдруг в небо взовьётся,

Дождём обернётся,

Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебная вода!

Д/упражнение «Расскажи про воду».

Дети по очереди достают карточки- символы и расставляют их.

Воспитатель поясняет ответы детей. Вода жидкость, она не имеет цвета, вкуса, не имеет определённой формы. Вот видите, вода –простое , на очень загадочное вещество. Вот послушайте сказку : Жила-была на свете Матушка- Водица. У неё была большая семья: сыновья- Туман, дождь, Снег, Лёд и дочери: Роса и Снежинки Все они любили разные времена года: весну, зиму, лето, осень. А как вы думаете, как зовут детей Матушки Водицы, которые любят зиму?

Дети. Снег, лёд. Давайте познакомимся со льдом.

Опыт «Лёд- это твёрдая вода»

1.Кусочки льда положить на блюдце, предложить детям потрогать их, понюхать. Что можно сказать о льде?

Ответы: Лёд холодный, скользкий, без запаха.

2. Предложить посмотреть на картинку сквозь лёд

Картинка видим, значит лёд прозрачный.

3. Опускаем лёд в воду: лёд плавает, значит, он легче воды.

4. Понаблюдать, что происходит со льдом на блюдце.

Вывод: в тепле лёд тает и превращается снова в воду. А где встречается вода?

Ответы: в лужах, в реках, в море, снег, дождь.

А как называется частичка воды?- Капелька.

Игра «Волшебные капельки»

Мы с вами капельки(дети свободно располагаются по комнате)

Капельки встречаются друг с другом и получается ручеёк

(дети берутся парами). Ручеёк впадает в море (большой круг).

Наш круг может менять форму, как и вода (круг вытягивается в овал)

А теперь представьте, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что будет происходить? Вода будет нагреваться. Каждый из вас -частичка воды. Ваши ладошки уже такие горячие, что вам уже больно держать друг друга за руки. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться (дети двигаются по группе)- каждый из вас стал частичкой пара. А теперь вас замораживают. Вам становится холодно. Что вы в этом случае делаете? Надо встать поближе друг к другу, обнять друг друга, чтоб стало теплее. Посмотрите, теперь нашу группу уже нельзя растянуть, она приобрела свою форму, как частички льда. Мы с вами, как частички воды, но каждый раз мы соединялись по-разному. Расскажите, как связаны частички воды друг с другом?


После рассказов педагог делает выводы вместе с детьми:

1. Вода в виде пара: связи между частичками нет, каждая движется сама по себе.

2. В жидком состоянии связи между частичками более сильные, но они очень гибкие, поэтому вода не имеет своей формы.

3. Вода- в твёрдом состоянии, её частички прочно связаны друг с другом: вода в твёрдом состоянии- это лёд.


Воспитатель. Ребята, вода может быть не только твердым веществом и жидкостью, а может быть газом и паром.

Опыт «Вода превращается в пар»

Чайник с водой закипает, вода превращается в пар. Подносим стёклышко, оно запотевает. Это означает, что под действием воздуха частички пара снова превращаются в капельки воды. Вот так в природе и образуется дождик: холодный воздух поднимается кверху, собираясь в капельки, капельки собираются в большие дождевые тучи. Когда тучи становятся тяжёлыми, они проливаются дождём на землю, но это летом, когда тепло, а зимой, вода, поднимаясь, превращается в снежинки, иней и так выпадает снег. А весной, когда становится тепло, снег тает, опять образуется вода. На улице весной мы наблюдаем много ручьёв и луж. Так происходит круговорот воды в природе и вода в водоёмах никогда не кончается и вода переходит из одного состояния в другое под действием тёплого или холодного воздуха.Показ презентации «Круговорот воды в природе»











































Познавательное занятие в старшей группе “Почему нужно беречь воду?”.

Цель: Закрепить представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в живой и неживой природе.

Познакомить с некоторыми свойствами воды и простейшим способом её очистки.

Закрепить знания о том, как человек использует воду и как важно её беречь.

Развивать социальные навыки: умение работать в малых группах.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная  работа  воспитателя:

  1. Проведение  беседы  «Если б не было воды»,

  2. Рассматривание глобуса, карты.

  3. Чтение  экологических  сказок

  4. Проведение  опытов  с  водой.

  5. Просмотр  иллюстраций,  «Почему  воду  нужно беречь

  6. Наблюдения в природе: дождь, ливень, тучи, лужи,  туман, снегопад, сосульки, иней.

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь

В решете не удержишь

В руках не унесёшь? (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде


Беседа:

– Для чего нужна вода? – Для чего мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем вещи, моем пол, поливаем растения, варим еду, поим обитателей живого уголка и т.п.). Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.

Воспитатель предлагает собрать панно «Кому нужна вода» из предлагаемых картинок.

– Как она нам помогает?

При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание). - Посмотрите, нам  профессор Почемучкин  прислал  письмо. (дети присаживаются на ковер)

«Вспомните, где  может  прятаться вода ,  и  в  каких  состояниях  она  бывает?» Дети рассказывают о том, что вода бывает в виде дождя, снега, инея, льда, пара.

  1. Игра  «Посмотри и назови»

(снег, иней, море, ручей, озеро, овощи, фрукты  и т.д.)

-Молодцы, все загадки отгадали, где спряталась вода.

– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все что выделено этим цветом?

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Вода в них не такая, как в реках. .Оказывается, реках, озерах, вода пресная без вкуса (если она чистая). В морях и океанах же вода соленая.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

Воспитатель.

Воздух чистый, свежий

Дышится легко, свободно

Но…

Не умыться, не напиться без воды

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

Берегите воду!

Выводы: мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы


Физкультминутка:


К речке быстрой

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.



А сейчас, ребята, профессор Почемучкин приглашает нас в свою лабораторию, предлагает стать нам учёными- исследователями и занять места за столиками, чтобы проводить опыты с водой.

Воспитатель. Показывает стакан с водой. А вот эту воду прислали нам коллеги из другой лаборатории и попросили очистить

Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

.      Проводится опыт «Фильтрование воды» (очищение воды через фильтр, который делается из слоя ваты, марли и бумаги; затем рассматривается грязь, оставшаяся на фильтре).

     - А пока наша вода очищается, давайте отдохнем.

Проводится игра-имитация «Чистая вода».

     - Представьте, что вы пришли искупаться на речку, а вода там холодная. Дотроньтесь до воды. (Дети имитируют движения: трогают воду, плещутся в ней, плавают). Какие вы теперь мокрые! Вытритесь полотенцем. А теперь помогите друг другу вытереться. Встряхнитесь. Ну вот мы и освежились в прохладной чистой


Воспитатель. А теперь нам предстоит выяснить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут.

Опыт «Плавает-тонет»

Нам даны такие предметы: Гвоздь, яйцо, веточка.

Опустим гвоздь в стакан с водой и понаблюдаем , он тонет, значит гвоздь тяжелее воды, веточка плавает, значит она легче воды. А теперь опускаем яйцо, оно тонет, яйцо тяжелее воды. А теперь давайте добавим в раствор 3 ложки соли и опустим яйцо. Что произошло?

Яйцо не тонет. Да потому что вода из-за добавления соли стала тяжелее яйца, учёные говорят, что она стала плотнее. Мы узнали об ёще одном свойстве воды- её плотности. В природе существует такое солёное озеро, в котором невозможно утонуть- Мёртвое море. Показ иллюстрации. Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали о воде.

























Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «В царстве снежной Королевы.»

Цель. Активизировать познавательный интерес к зимним явлениям. Формировать представления о свойствах снега. Научить решать познавательные задачи и делать выводы в процессе экспериментирования, используя карточки- символы. Развивать мышление, творческое воображение. Материалы и оборудование: одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке), снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного апельсина на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега, салфетки и полотенце, медальоны-снежинки для сюрпризов на каждого ребенка, аудиозапись. Дети входят в зал.

Воспитатель обращает внимание детей на искусственные снежинки. Настоящие ли они? Где можно увидеть настоящие снежинки?

Звучит  волшебная  музыка…

Воспитатель. Кажется мы с вами попали в царство Снежной Королевы.

  Появляется Снежная Королева и ледяным голосом говорит:

- В царстве  дальнем, в царстве белом,

 среди снега, среди льдин

Я  живу, как королева,

 холод – спутник мой один…

В  моем доме всюду стужа,

Я владею  царством льда,

И везде снежинки кружат,

Лед, снежинки- все вода…

- Здравствуй, Снежная Королева.

- Здравствуйте, ребята,  вы находитесь в  моем   царстве, где  вечная  зима. Я очень  люблю  зиму.

- Снежная Королева, наши ребята то же любят зиму .

-Зимой погода бывает разной: то мороз ударит, то снегопад падает, то вьюга разыграется, а то и настоящая снежная буря – буран.

-Что такое снегопад?

- А что такое вьюга? Вьюга – это когда дует ветер и поднимает выпавший снег, и он кружится в воздухе.

-А если ветер очень сильный, сбивает людей с ног, ничего не видно из-за клубящегося снега – это настоящая снежная буря, буран.

(Выставить картинки).


- А теперь поиграем в игру «Снег, вьюга, буран». У вас на столах карточки-символы. Вы должны угадать, что они обозначают. Я говорю: «Снег!», «вьюга», «Буран» вы поднимаете соответствующую карточку.


Снежная Королева:

В моём царстве много снега и я вас приглашаю в снежную лабораторию , где вы станете учёными ,мы будем выяснять, что такое снег и какие у него свойства .

Ребята, вход в снежную лабораторию, непростой, надо ответить на вопрос «Где живёт снежинка?», а также отгадать загадку :


Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Лишь поймаешь на ладонь. (Снег)


Звучит волшебная музыка


Воспитатель. Вот мы и попали в снежную лабораторию. Я скажу волшебные слова «Вправо, влево повернитесь и в ученых превратитесь». теперь мы с вами стали учёными. А кто такие учёные? Это люди, которые что- либо изучают.

Посмотрите, ребята, а что у вас лежит на тарелочках?

Дети: Снег!

Ребята, чтобы нам не замёрзнуть, давайте согреемся.


Физминутка

Снег пушистый всё летает

А метель всё завывает ( поднимают руки и медленно опускают)

Сколько снегу намело ( показывают сугробы)

Все тропинки занесло

Мы дорожки разгребаем (Иммитируют движения)

И в снежки играть пойдём (шагают)

Снег сегодня белый ( Поднимают руки вверх)

От него кругом светло

Рукавички мы наденем (надевают рукавички)

И перчатки мы наденем

Каждый пальчик мы оденем

Будет в шубках нам тепло


1.Воспитатель. - Ребята, а пока мы с вами играли, стало так тепло. Посмотрим, что же произошло со снегом?

Дети:- снег растаял?

Воспитатель. Почему? ( На доску крепится снежинка с изображение 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле). А как мы будем исследовать снег? Где нам его взять. Давайте попросим нашего помощника принести снег.

Проводим эксперимент. У вас под тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круги). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелочку, а наверх положите снег, а другой круг опустите в воду. Где круг видно, а где нет? Почему? (На доску крепится вторая снежинка: снег непрозрачный- нарисован закрытый глаз)

2. Сравним, какого цвета снег и вода? (на доску крепится 3 снежинка: снег белый, в центре снежинки вата).

3. Ребята, а как узнать, есть ли у снега запах?. Давайте понюхаем сначала апельсин, какой он? -Ароматный. А теперь снег (у снега нет запаха, крепится 4 снежинка- на снежинке нарисован нос)



Ребята. Вы молодцы, столько опытов мне показали, а сейчас я вам покажу, садитесь поудобнее. Вот тут у меня 2 баночки, в одной горячая вода, в другой- холодная. Я буду опускать снег сначала в холодную воду, а затем в горячую. Где снег растаял быстрее? (в горячей воде снег растаял быстрее, чем в холодной. Быстрота таяния снега зависит от температуры воды)



Воспитатель. Ребята, а теперь давайте вспомним свойства снега. А что такое снег? Дети. Это много снежинок.

Воспитатель. Вот как они выглядят. А что такое снежинки, откуда они берутся?

Подвести детей к ответу, что снег – это замерзшая вода.

Даже в загадке говорится: «станет капелькою чистой». Почему же снег на ладони превращается в воду? А почему снег бывает только зимой?

Оказывается, вода высоко в воздухе находится в виде мельчайших капелек. Зимой, когда становится очень холодно, капельки замерзают, и выпадают на землю в виде мельчайших красивых снежинок.


Воспитатель. Выходите на ковер, берите снежинки.


« Вправо-влево повернись и в снежинку превратись!»

Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Звучит фонограмма, дети изображают снежинки.

- Как замечательно вы изобразили снег! Садитесь.


Снежная Королева. Молодцы, ребята, вы теперь всё знаете о снеге. Я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече.

(детям дарятся медальоны- снежинки)




















Конспект занятия в средней группе "Удивительный песочек" Программное содержание:

Познакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка (сыпучесть, способность пропускать воду, показать детям, что песок стоит из очень мелких частиц - зернышек - песчинок. Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи. Расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес к окружающему миру

Словарная работа:

Обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий»

Предварительная работа:

Игры с песком на прогулке.



Оборудование:

Песок (для проведения занятия в группе, лейка с водой, различные формочки, пластмассовые бутылочки, лупа, клей ПВА, бумага).

Ход занятия Дети выходят на улицу, встречают расстроенного Хрюшу. Воспитатель. Хрюша , а почему ты сегодня такой грустный? Хрюша. Я вышел на улицу погулять. Погода сегодня чудесная, и я хотел ребятам сделать сюрприз, то есть вылепить куличики из песка и угостить ребят, а куличики у меня не получились, песочек рассыпался.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Хрюше понять, почему он не смог вылепить куличики. Давайте для начала мы поближе познакомимся с песком и его свойствами. Сегодня мы с вами будем ставить различные опыты с песком. Но сначала, давайте вспомним, какой бывает песок и что можно из него построить?

Дети по очереди рассказывают, что знают о песке

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы очень наблюдательны. А сейчас давайте проведем первый опыт.

Дети садятся полукругом около песочницы

1-ый опыт «Почему не получился куличик»

Цель: ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики

Описание опыта

Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики, куличики не получились. Давайте рассмотрим песок через увеличительное стекло. Что вы видите?

Дети: Песок состоит из маленьких песчинок.

Воспитатель Правильно песок состоит из мелких частичек, в сухом песке они не связаны между собой, они рассыпаются. Дети берут сухой песок в руки и делают песочные струйки.

Воспитатель. Сухой песок можно насыпать, пересыпать

Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.

Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики

Динамическая пауза:

Я надул воздушный шарик (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны)

Укусил его комарик (воспроизводят звук комара)

Лопнул шарик -не беда (говорят «Бах» и одновременно соединяют руки перед грудью)

Новый шар надую я (имитируют надувание шарика, одновременно разводя руки в стороны) Повторить 2-3 раза

Воспитатель: молодцы ребята. А сейчас мы попробуем нарисовать песком картину. Как вы думаете, из какого песка получится картина? (Дети отвечают). Давайте проверим ваши ответы

2-ой опыт «Песочный дождик и узоры из песка»

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого -нет

Описание опыта

Воспитатель раздает детям пластмассовые бутылочки наполненные сухим и мокрым песком. Сначала показывает, а потом предлагает детям нарисовать различные узоры. Мокрый песок не высыпается из бутылочки, тогда как сухой песок свободно высыпается из бутылочки. Далее, воспитатель с детьми рисуют коллективную картину песком.

В заключении дети подводят итоги: сухой песок сыпучий, наполнив им бутылочку можно нарисовать любой узор. Мокрый песок тяжелый, он не высыпается из бутылочки

Хрюша: - Ребята, оказывается наш песочек такой удивительный и я теперь понял, как можно построить куличики, но если у меня не получатся куличики, я не буду расстраиваться, а нарисую песочком для вас картинки и узоры.

Воспитатель: ребята, сегодня мы познакомились с вами со свойствами песка. Расскажите, пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Что нового узнали?

На прогулке проводятся игры с песком, учитывая проведенные опыты.



































Конспект по экспериментальной деятельности в средней группе

«Прозрачный невидимка»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха: невидимый, прозрачный, воздух есть внутри человека, его можно обнаружить, проделать с ним ряд действий, познакомить с таким явлением, что воздух, попадая в мыльную каплю, образует пузырь.

Развивать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.


Материалы: Полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля по количеству детей, палочки с колечком на конце, шампунь.


Степашка вместе с детьми выходит на прогулку. Среди игрушек обнаруживает полиэтиленовые пакеты.

Степашка. Что у вас в этих пакетах?

Дети вместе с педагогом рассматривают пакеты. Они пусты.

Отвернувшись от детей, воспитатель набирает в пакет воздух и закручивает его так, чтобы он стал упругим


Воспитатель. А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, он стал упругим

Степашка. Что же там? Откройте, мы посмотрим

Воспитатель открывает пакет, а в нём ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что пакт перестал быть упругим

Степашка. Так что же в нём было?

Педагог. В пакете был воздух, сам по себе воздух прозрачный, невидимый, поэтому нам казалось, что пакет пустой. А чтобы увидеть воздух, надо его поймать. Предлагает детям «поймать воздух».


Степашка. Ребята, а я вам принёс сегодня подарки.

Раздаёт всем трубочки для коктейля.

Попробуйте подуть в трубочку, а теперь поставьте перед трубочкой ладошку и снова подуйте. Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? (Выдохнули воздух, который перед этим вдохнули)

Воспитатель. Воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот, а при выдохе его можно почувствовать как вы чувствовали ветерок из трубочки.

Степашка. А я не верю!

Воспитатель. Мы с ребятами тебе докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть (дети дуют трубочкой в стаканчик с водой) Вы видите, откуда появляются пузырьки и куда они исчезли?

Степашка. Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, то пузырьки поднимаются через водичку вверх. Вот он какой, этот прозрачный невидимка.

Физминутка. Я надул воздушный шарик

Укусил его комарик

Лопнул шарик, не беда,

Новый шар надую я.

Воспитатель. А где можно встретить много воздуха?

Степашка. В воздушных шарах и в мыльных пузырях.

Ребята. Я для вас сегодня приготовил ещё один сюрприз.

(Обращает внимание на поднос)

Какой большой поднос, на него можно много яблок положить, помидоров. А можно стаканы с соком поставить. А что бы вы на него положили?

Ответы детей


Воспитатель. Я налью на этот поднос воду, но не простую. А мыльную. А н6а середину прямо в воду положу вот такую красивую пуговицу. Теперь я накрою её прозрачной воронкой. Пуговица спряталась под воронкой как под колпаком. А сейчас я сделаю для пуговки ёщё один колпачок: опущу соломинку в трубочку воронки и подую в соломинку вот так.

Над воронкой надувается мыльный пузырь.


Воспитатель. Но вот и получился мыльный пузырь, внутри него есть воздух.

А как он туда попал? (ответы детей). Правильно, я выдохнула его из себя.

Хотите сами попробовать надуть пузыри?

После того, как дети выразят желание, педагог предлагает им палочки с колечками на конце и ещё раз показывает, как надо выдувать мыльные пузыри.


Осторожно, пузыри!

Ой, какие, посмотри:

Раздуваются, летят,

Надуваются, блестят

Мой со сливу

Мой с орех,

Мой не лопнул дольше всех!

Дети надувают мыльные пузыри и играют с ними.









































Занятие «Испечем печенье для мамы»


Программное содержание

1. Способствовать развитию речи ребенка.

2. Учить детей делить кусок на равные части, раскатывать

шарик между ладонями, затем сплющивать его и прищипывать

его по краям.

3. Развивать у детей познавательный интерес, мелкую моторику рук.

4. Проявлять творческие способности.

5. Воспитывать умение участвовать в посильной практической деятельности.



Оборудование

Песочное тесто, мука, дощечки, фартуки, на большом столе лежит куриное яйцо, мука, сахар, вода, сливочное масло, венчик для взбивания, глубокая миска.


Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы будем печь печенье, которое мы подарим мамам. Мы вымыли руки, надели фартуки. Но вначале давайте вспомним сказку, в которой главным героем было - тесто. Какая ребята это сказка?

Дети: Колобок.


Воспитатель: У меня на столе находятся мука, сахар, масло, вода.. Давайте рассмотрим их.

1-й ребенок: Мука белая, пушистая.

2-й ребенок: Сахар белый, сладкий.

3-й ребенок: Масло желтое, душистое.

4-й ребенок: Яйцо куриное.

Воспитатель: А теперь я начинаю замешивать тесто. У меня есть миска, в которой я соединяю сахар и яйцо и венчиком взбиваю смесь.(2-3 ребенка помогают взбивать). Добавляю масло и перемешиваю(3-4 ребенка помогают). Затем добавляю муку и перемешиваю.

«Дело, может быть, простое

Нам печенье испечь,

Тесто замесить густое

И его поставить в печь»

Посмотрите, получилось тесто оно эластичное , из него можно лепить. Такое тесто называется песочное. Теперь выкладываем его на доску. Работать с тестом надо на доске. Я каждому из вас дам по кусочку теста. Вы его разделите пополам (на 2 кусочка). Теперь давайте вспомним, как мы делали на занятиях лепешки. Мы раскатывали его между ладошками, получался колобок. Теперь давайте его сплющим, по краям украсим прищипыванием. То же самое нужно сделать со вторым куском.

Дети работают с тестом

Воспитатель: А теперь наши печенья положите на большой противень.

«Испекла Танюшка

Вкусные ватрушки,

В муке у Танюшки

Даже нос и ушки».

Теперь мы отнесем этот противень поварам, они поставят его в духовку и испекут печенье. Мы подарим печенье нашим мамам на праздник.









































Результаты проведенной работы показали, что применение метода экспериментирования оказало влияние на:

- повышение уровня развития любознательности, развитие исследовательских умений и навыков детей. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволили познать их свойства, качества, возможности, пробудили желание узнать больше, обогатили впечатления детей яркими образами окружающего мира. В ходе опытно- экспериментальной деятельности дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);

-развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);

У дошкольников обогатились представления  о мире неживой природе.

























Используемая литература.

1Савенков А. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. «Дошкольное воспитание» №12 2005

2 Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой», изд. «Педагогическое общество России», 2005г.

3. Рыжова Н. А., Мусиенко С. И. «Воздух- Невидимка», Линка- Пресс, 2011г.

4.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду» Изд. Дом «Карапуз», М, 2001г.

5.Масленникова О. М, Филиппенко А. А. « Экологические проекты в детском саду»,изд. «Учитель», 2011г.

6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л.Н., - М., АРКТИ, 2005г.































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Медведева Галина Константиновна40

Дата: 28.09.2015

Номер свидетельства: 234439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства