Активизировать зрительные функции прослеживания, аккомодации;
Развивать осязание детей в предметно-практической деятельности;
Дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются игрушки.
Развивать графические навыки.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Развивать зрительное внимание;
Воспитывать эмоциональный отклик на рассказы об игрушках, на их многообразие;
Закрепить правила обращения с игрушками, игровые действия.
Воспитывать дружелюбие, умение играть в коллективе.
Речевые задачи:
Учить словесному обозначению пространственного расположения частей образца;
Развивать связную речь;
Развивать словарный запас детей.
Индивидуальная работа: подставки для детей со сходящимся косоглазием.
План занятия:
Введение в тему;
Просмотр слайда «Экскурсия в музей старинных игрушек»;
Беседа по вопросам учителя-дефектолога;
Упражнение на формирование грамматического строя речи;
Загадки;
Физминутка;
Упражнение «Ящик осязаний»;
Составление описательных рассказов с использованием опорных схем;
Игры с использованием компьютерных технологий;
Беседа по содержанию «Песни игрушек».
Пальчиковая гимнастика;
Графическое задание.
Итог.
Оборудование:
Слайд «Старинные игрушки»;
Опорные схемы для составления описательных рассказов;
Игрушки: мишка, пирамидка, кукла, мяч;
«Ящик осязаний»;
Графическое задание «Распутай рисунок».
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций;
Чтение художественных произведений;
Организация сюжетно - ролевой игры «Магазин игрушек».
Ход занятия:
Ввод в занятие.
Учитель-дефектолог: Вы все любите играть. Что вам нужно, чтобы ваша игра была интересной?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Правильно, вам нужны друзья и интересные игрушки.
Как вы думаете, давно ли у детей появились игрушки? Какими они были и почему?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Сейчас мы с вами посмотрим маленький фильм «Старинные игрушек». Обратите внимание на вид игрушек, материалы, из которых они изготовлены.
Просмотр слайда.
Учитель-дефектолог: Скажите, почему среди старинных игрушек нет самолетов, вертолетов, машин? Кто и как раньше делали игрушки для детей? Из чего?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: Игрушки изготовлялись из глины, тканей, дерева, камней. Позже, когда люди научились получать стекло, стали делать их из стекла. Например, елочные игрушки, посуду.
Учитель-дефектолог: Мы знаем, что игрушки изготавливают из различных материалов. Скажите, пожалуйста,
- если игрушка изготовлена из глины, как она называется?
- если игрушка изготовлена из соломы, как она называется?
- если игрушка изготовлена из ткани, как она называется?
- если игрушка изготовлена из шерсти, как она называется?
- если игрушка изготовлена из пластмассы, как она называется?
- если игрушка изготовлена из плюша, как она называется?
- если игрушка изготовлена из ваты, как она называется?
- если игрушка изготовлена из стекла, как она называется?
- если игрушка изготовлена из картона, как она называется?
- если игрушка изготовлена из бумаги, как она называется?
- если игрушка изготовлена из резины, как она называется?
Учитель-дефектолог: Люди с давних пор о своих любимых предметах любили сочинять загадки. Я предлагаю отгадать загадки об игрушках.
Закрывает она глазки
И рассказывает сказки.
Может «Мама!» закричать,
И в коляске полежать (кукла).
Он стройный и красивый, у него густая грива.
Жаль, нельзя на нем промчаться,
Можно только покачаться (конь - качалка).
Стукнешь о стенку, я отскачу.
Бросишь на землю, а я подскачу.
Я из ладоней в ладони лечу,
Смирно лежать не хочу (мяч).
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка (матрешки).
Пляшет крошка, а всего одна ножка (юла)
Физминутка «Мы устали».
Мы устали, засиделись.
Нам размяться захотелось.
То на стенку посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
И в последний раз присели,
А потом на место сели.
Учитель-дефектолог: Сейчас я хочу проверить, узнаете ли вы игрушку, не видя его.
Упражнение «Ящик осязаний».
Учитель-дефектолог: В руках у вас по игрушке. Они разные, сделаны из разного материала. Расскажите нам о них. А поможет вам в этом вот такая схема.
Составление описательных рассказов с использованием опорной схемы.
Учитель-дефектолог: Я предлагаю вам поиграть в логические игры, в которых задействованы игрушки.
Игры с использованием компьютерных технологий «Исключение лишних предметов», «Что сначала, что потом», «Последовательность из двух элементов», «Найди такой же предмет, как образец», «Подбери недостающий предмет», «Заполни таблицу».
Учитель-дефектолог: Молодцы! Сейчас я хочу обратиться к вам от лица игрушек. Послушайте песню игрушек.
Дети любят игрушки,
Так все говорят.
Ну, а разве игрушки
Не любят ребят?
Души в них не чают!
Жаль, что это не все замечают!
Не заметишь обиды
По нашему виду.
Мы ребятам прощаем
Любую обиду.
Учитель-дефектолог: О чем эта песня игрушек?
Ответы детей.
Учитель-дефектолог: В ящике лежало много игрушек, и они перепутались. Давайте мы их сейчас распутаем.
Пальчиковая гимнастика «Шарик».
Надуваем быстро шарик, все пальцы обеих рук соприкасаются
кончиками
Он становится большим, в этом положении дуем на них
Вдруг шар лопнул, воздух вышел, пальчики принимают форму шара
Стал он тонким и худым. Воздух «выходит» и пальчики принимают
исходное положение
Выполняется задание «Распутай рисунок» на готовой основе.
Итог: О чем мы говорили сегодня? Все игрушки одинаковые? Чем отличаются игрушки? Что в них общего?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – «Детский сад № 5» компенсирующего вида.