Развивать умение выделять существенные признаки предметов и явлений, учить детей понимать загадки.
Закреплять знания детей о сказках.
Развивать умение составлять описательные загадки с использованием мнемотаблицы.
Способствовать развитию связной речи.
Материал: сундучок с набором иллюстраций к русским народным сказкам, мешок с игрушками (яицо, пирожок, тарелочки, скалка, кувшин, яблоко, стрела), мнемотаблица, конверт с загадками, маски-шапочки (медведь, мышка, коза), коррекционная дорожка, гимнастические обручи.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разгадывание загадок о животных.
Организационный момент.
Воспитатель: А Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну загадок, где мы будем учиться сами составлять загадки. Давайте встанем в круг, закроем глазки и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, дружно за руки держись, и в миг в сказке очутись».
Ход занятия.
Дети произносят слова, открывают глаза и видят в центре круга сундучок.
Воспитатель: Первый город, в который мы попали – это город Сказкоград. И с нами уже происходят сказочные приключения. Давайте посмотрим, что в этом сундучке.
Дидактическая игра «Угадай сказку по картинке»
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по иллюстрации. Учить детей давать точное название сказки.
В сундуке дети находят иллюстрации к сказкам. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и вспомнить названия русских народных сказок.
Воспитатель: Молодцы, все сказки угадали. Теперь мы отправляемся в следующий город, он называется Чудоград. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки. (Дети идут по коррекционной дорожке).
Воспитатель:
По дорожке дети шли,
И мешочек мы нашли,
А мешочек не простой
Он волшебный – вот такой!
Дидактическая игра «Чудесный мешок»
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в мешок, сейчас каждый из вас будет доставать предмет, называть и попробует отгадать, какому сказочному герою этот предмет принадлежит.
Дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают предмет и пробуют угадать его. Потом достают и называют героя из сказки, кому этот предмет принадлежит.
Яйцо — курице из сказки «Про курочку Рябу»
Кувшин — Журавлю из сказки «Лисичка и Журавль»
Пирожки - Маше из сказки «Маша и Медведь»
Стрела – лягушке из сказки «Царевна лягушка»
Три тарелки разного размера – медведям из сказки «Три медведя»
Скалка – лисичке из сказки «Лисичка со скалочкой»
Яблоко – яблоне из сказки «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь отправимся дальше, в город Угадай-ка. Вот волшебная река течёт, нам нужно через нее перейти, представьте, что мы идём по мостику (физкультурная дорожка).
И мы с вами попали на полянку. Давайте присядем на пенечки. (Дети садятся на стульчики.)
На одном из «пенечков» дети находят конверт с загадками.
Воспитатель: Правильно. А по каким признакам или словам вы определили, что это лиса.
Дети: Хитрая, рыжая, пушистый хвост.
Воспитатель: А кто из вас хочет, сегодня побыть лисичкой?
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить лису.
Воспитатель:
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: заяц.
Воспитатель: Молодцы! По каким признакам догадались, что это заяц?
Дети: Пух, длинное ухо, прыгает, любит морковку.
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить зайца.
Воспитатель:
Дружбу водит он с лисой, Для других ужасно злой. Всё зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый. Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно. Какими словами обозначили животное, что вы поняли, что это волк?
Дети: Дружит с лисой, злой, страшный, зубами щелк.
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить волка.
Чтобы попасть в следующий город, нам нужно пересечь море, поэтому мы полетим на ковре-самолете. Садитесь на ковер, а чтобы нам не скучно было лететь, давайте выучим чистоговорку:
«Хорош пирожок, внутри творожок».
Дети проговаривают чистоговорку несколько раз.
Воспитатель: Мы с вами прибыли в город Мнемоград. Он так называется, потому все жители пользуются специальными подсказками – мнемотаблицами. А хотите сами их придумать загадки?
Дети: Да.
Педагог обращает внимание детей на доску, где изображена мнемотаблица.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам легче было придумывать загадки, у нас есть картинки-помощники. Давайте подумаем, что они обозначают.
1 картинка: елка и домик – где живет животное? следовательно, какое оно – дикое или домашнее;
2 картинка: большой и маленький квадраты – какого размера животное? (крупное или мелкое);
Воспитатель выбирает водящего и одевает ему маску - шапочку животного так, чтобы ребенок не видел, кто он. Остальные дети с помощью педагога составляют описательный рассказ о животном, опираясь на мнемотаблицу.
Водящий ребенок отгадывает загадку.
Пример.
Это дикое животное, живет в лесу.
Оно крупное.
У этого животного маленькие уши и маленький хвостик, покрыто шерстью.
Шерсть животного коричневого цвета.
Любит мед и малину.
Встречается в сказках «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок».
Ответ: медведь.
Игра проводится 2-3 раза. (медведь, мышка, коза)
Рефлексия.
Воспитатель: А теперь мы прибыли в последний город Вспоминай-ка. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и какие задания выполняли. (ответы детей) Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Ну что же, нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три, дружно за руки держись и вмиг в группе очутись».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной совместной деятельности педагога с детьми средней группы по развитию речи Тема: «Составление загадок о животных»»
Конспект непосредственной совместной деятельности педагога с детьми средней группы по развитию речи Тема: «Составление загадок о животных»
Развивать умение выделять существенные признаки предметов и явлений, учить детей понимать загадки.
Закреплять знания детей о сказках.
Развивать умение составлять описательные загадки с использованием мнемотаблицы.
Способствовать развитию связной речи.
Материал: сундучок с набором иллюстраций к русским народным сказкам, мешок с игрушками (яицо, пирожок, тарелочки, скалка, кувшин, яблоко, стрела), мнемотаблица, конверт с загадками, маски-шапочки (медведь, мышка, коза), коррекционная дорожка, гимнастические обручи.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним, разгадывание загадок о животных.
Организационный момент.
Воспитатель: А Вы хотите отправиться в путешествие?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Тогда я приглашаю вас в увлекательное путешествие в страну загадок, где мы будем учиться сами составлять загадки. Давайте встанем в круг, закроем глазки и произнесем волшебные слова: «Раз, два, три, дружно за руки держись, и в миг в сказке очутись».
Ход занятия.
Дети произносят слова, открывают глаза и видят в центре круга сундучок.
Воспитатель: Первый город, в который мы попали – это город Сказкоград. И с нами уже происходят сказочные приключения. Давайте посмотрим, что в этом сундучке.
Дидактическая игра «Угадай сказку по картинке»
Цель: Закрепить умение узнавать сказку по иллюстрации. Учить детей давать точное название сказки.
В сундуке дети находят иллюстрации к сказкам. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации и вспомнить названия русских народных сказок.
Воспитатель: Молодцы, все сказки угадали. Теперь мы отправляемся в следующий город, он называется Чудоград. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки. (Дети идут по коррекционной дорожке).
Воспитатель:
По дорожке дети шли,
И мешочек мы нашли,
А мешочек не простой
Он волшебный – вот такой!
Дидактическая игра «Чудесный мешок»
Воспитатель: Ребята, давайте заглянем в мешок, сейчас каждый из вас будет доставать предмет, называть и попробует отгадать, какому сказочному герою этот предмет принадлежит.
Дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают предмет и пробуют угадать его. Потом достают и называют героя из сказки, кому этот предмет принадлежит.
Яйцо — курице из сказки «Про курочку Рябу»
Кувшин — Журавлю из сказки «Лисичка и Журавль»
Пирожки - Маше из сказки «Маша и Медведь»
Стрела – лягушке из сказки «Царевна лягушка»
Три тарелки разного размера – медведям из сказки «Три медведя»
Скалка – лисичке из сказки «Лисичка со скалочкой»
Яблоко – яблоне из сказки «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь отправимся дальше, в город Угадай-ка. Вот волшебная река течёт, нам нужно через нее перейти, представьте, что мы идём по мостику (физкультурная дорожка).
И мы с вами попали на полянку. Давайте присядем на пенечки. (Дети садятся на стульчики.)
На одном из «пенечков» дети находят конверт с загадками.
Воспитатель: Правильно. А по каким признакам или словам вы определили, что это лиса.
Дети: Хитрая, рыжая, пушистый хвост.
Воспитатель: А кто из вас хочет, сегодня побыть лисичкой?
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить лису.
Воспитатель:
Комочек пуха, длинное ухо, Прыгает ловко, любит морковку.
Дети: заяц.
Воспитатель: Молодцы! По каким признакам догадались, что это заяц?
Дети: Пух, длинное ухо, прыгает, любит морковку.
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить зайца.
Воспитатель:
Дружбу водит он с лисой, Для других ужасно злой. Всё зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый. Дети: Волк.
Воспитатель: Правильно. Какими словами обозначили животное, что вы поняли, что это волк?
Дети: Дружит с лисой, злой, страшный, зубами щелк.
Воспитатель предлагает одному из детей изобразить волка.
Чтобы попасть в следующий город, нам нужно пересечь море, поэтому мы полетим на ковре-самолете. Садитесь на ковер, а чтобы нам не скучно было лететь, давайте выучим чистоговорку:
«Хорош пирожок, внутри творожок».
Дети проговаривают чистоговорку несколько раз.
Воспитатель: Мы с вами прибыли в город Мнемоград. Он так называется, потому все жители пользуются специальными подсказками – мнемотаблицами. А хотите сами их придумать загадки?
Дети: Да.
Педагог обращает внимание детей на доску, где изображена мнемотаблица.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам легче было придумывать загадки, у нас есть картинки-помощники. Давайте подумаем, что они обозначают.
1 картинка: елка и домик – где живет животное? следовательно, какое оно – дикое или домашнее;
2 картинка: большой и маленький квадраты – какого размера животное? (крупное или мелкое);
Воспитатель выбирает водящего и одевает ему маску - шапочку животного так, чтобы ребенок не видел, кто он. Остальные дети с помощью педагога составляют описательный рассказ о животном, опираясь на мнемотаблицу.
Водящий ребенок отгадывает загадку.
Пример.
Это дикое животное, живет в лесу.
Оно крупное.
У этого животного маленькие уши и маленький хвостик, покрыто шерстью.
Шерсть животного коричневого цвета.
Любит мед и малину.
Встречается в сказках «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок».
Ответ: медведь.
Игра проводится 2-3 раза. (медведь, мышка, коза)
Рефлексия.
Воспитатель: А теперь мы прибыли в последний город Вспоминай-ка. Давайте вспомним, где мы сегодня побывали, и какие задания выполняли. (ответы детей) Вы молодцы, справились со всеми заданиями. Ну что же, нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три, дружно за руки держись и вмиг в группе очутись».