уточнить представления детей о труде людей на транспорте, показать его общественную значимость, дать представление о пассажирском и грузовом транспорте; развивать чувство языка, познакомить с однородными словами
Задачи
Образовательные:
1. Развитие навыков познавательной деятельности.
2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.
3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.
Развивающие:
1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.
2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по познавательной деятельности»
Конспект занятия по познавательной деятельности в группе предшкольной подготовки.
Тема: Транспорт.
Цель: уточнить представления детей о труде людей на транспорте, показать его общественную значимость, дать представление о пассажирском и грузовом транспорте; развивать чувство языка, познакомить с однородными словами.
Задачи
Образовательные:
1. Развитие навыков познавательной деятельности.
2. Закрепление знания детей о разнообразных видах транспорта.
3. Закрепление у детей знание правил дорожного движения.
Развивающие:
1. Развитие связной речи. Обогащение активного и пассивного словаря.
2. Развитие воображения, наблюдательности, внимания, памяти, творчества.
3. Учить согласовывать существительные с прилагательными.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.
2. Развивать умение отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту спокойным тоном.
Материал для занятия:
-Карточки с видами транспорта.
-Набор игрушечных машин.
-Наглядное пособие «правила и безопасность дорожного движения».
-Атрибуты для игры «Красный, жёлтый, зелёный».
Ход занятия:
Часть 1 (вводная).
В. Послушайте загадки и скажите, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
Читаю загадки.
1 загадка . 2 загадка.
Четыре колеса, Вот стальная птица,
Резиновые шины, В небеса стремится,
Мотор и тормоза… А ведет ее пилот.
Как это называется? (машина) Что за птица? (самолет)
3 загадка.
По волнам плывет отважно
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно
Что такое? (пароход)
В. Ребята, вы справились с заданием.
В. Как одним словом назвать все эти средства передвижения?
Д. Транспорт.
Вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о транспорте. На улицах городов и сёл можно наблюдать самые различные транспортные средства.
- Что такое транспорт?
- Какие машины вы видели и можете назвать? (автофургон, грузовик с цистерной и др.)
- А давайте подумаем, какие из этих машин относятся к грузовому транспорту?
- А какие к пассажирскому? (автобусы, трамваи, такси)
- А кто такие пассажиры?
- А как называют людей, которые водят легковые и грузовые автомашины, автобусы, трамваи, троллейбусы? (шофёр, водитель)
Транспорт был не всегда таким, каким мы его видим сейчас. В первобытные времена, когда люди жили в пещерах, транспорта не было, люди передвигались пешком.
Давайте вспомним, в какой последовательности появлялись виды транспорта.
Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Как вы думаете, легко ли было носить на себе тяжести? Это было очень тяжело. Но тут на помощь человеку пришли … Да, домашние животные. Лошади, ослики, а в жарких странах и слоны. Человек получил возможность путешествовать и перевозить небольшие грузы.
Потом человек изобрел лодку и парус, стал строить корабли из дерева и использовать силу ветра, надувающего паруса, он получил возможность плавать по рекам, морям, а затем и океанам. Это открыло перед людьми далекие и загадочные земли.
Затем они приручили лошадь и начали переезжать с места на место верхом на лошадях. Но им нужно было ещё перевозить вещи и тогда люди изобрели колесо и сделали телегу . Так появился первый транспорт. Дыхательная гимнастика «Ветер надувает паруса».
Детям предлагается подуть на салфетку – ветер надувает паруса. Предложить попробовать разную силу ветра – дыхания.
Очень много лет домашние животные и ветер верно служили человеку. Но потребности людей всё время росли и уже никакие лошади не могли поднять те тяжести, которые нужно было перенести людям на дальние расстояния. И тут человек понял, что нужно самому изобретать транспортные средства. Так появились и другие виды транспорта, первым из которых был … воздушный шар.
Воздушный шар мог поднять человека или полезный груз и перенести на большое расстояние. Увы, управлять воздушным шаром было почти невозможно – он летел только туда, куда его нес ветер. Поэтому людям пришлось изобретать дальше. Через некоторое время человек изобрёл двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели работали на угле и дровах, очень коптили и дымили, но они помогли изобретателям построить первый поезд – паровоз.
Паровоз мог перевезти очень большие тяжести и людей на далекие расстояния и оказался очень полезен. Но оказалось, что рельсы, по которым передвигались поезда, можно проложить не везде. Как же быть? И тут изобретатели поставили паровоз на колёса и убрали рельсы – получился первый автомобиль.
С той поры виды транспорта постоянно совершенствовались. После появления бензинового двигателя машины стали быстрее и мощнее. Этот двигатель оказался очень полезен не только для машин - поставив такой мощный двигатель на планер, человек построил первый самолет.
А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и еще много других видов транспорта.
Посмотрите, как выглядела карета (Показ кареты). Долгое время конный транспорт был основным, и только много лет спустя люди изобрели автомобили.
Появились трамваи, автобусы, поезда. В небо поднялись самолёты, вертолёты. По морям поплыли пароходы, катера, корабли.
Кто знает стихотворения о транспорте? (Рассказывают стихи).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть виды транспорта и попытаться вспомнить, кто каким видом транспорта управляет. Желательно стимулировать детей на ответы в развёрнутой форме с использованием эпитетов (самолёт – отважный летчик, корабль – смелый капитан, и т. д.). Предлагаются следующие виды транспорта: автомобиль, самолёт, корабль, ракета, велосипед, мотоцикл, поезд.
Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки.
- Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?
(Ответы детей).
- Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, воздушный, водный).
Хорошо подумайте и ответьте, зачем же транспорт нужен людям? (Ответы детей).
Дидактическая игра «Едет, плывет, летит».
Часть 2 (Основная).
1. В: Я поставлю картинки, обозначающие каждый из этих видов транспорта.
Небо я поставлю для какого вида транспорта?
Дорогу…. ?
Море?
В: Для чего используется весь транспорт? (Для перевозки грузов и пассажиров).
В: Как называется транспорт, который перевозит грузы? (Грузовой).
Какие грузы можно перевозить при его помощи? (Строительные материалы, овощи, зерно).
Как называется транспорт, который перевозит людей? (Пассажирский).
2. Ребята, послушайте и скажите, что общего в этих словах: груз –грузчик – грузовой – грузовик. Они похожи? Они однокоренные.
Давайте подберём родственные слова к словам такси, пассажир, автобус.
Кроме транспорта по улице ходят пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов.
Переходить дорогу можно по пешеходному переходу или на зеленый сигнал светофора. Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт».
Молодцы, ребята! Вот сейчас я посмотрю, какие вы внимательные.
3.Физкультминутка "Светофор"
На зеленый сигнал – прыгаем, на желтый – хлопаем, на красный – приседаем. Начали! Молодцы, ребята, почти все справились.
В. Ну что же, ребята, мы сегодня с вами еще раз повторили виды транспорта, что к ним относится. Но вы на всю жизнь должны запомнить, что нужно соблюдать осторожность на любых дорогах и соблюдать правила дорожного движения.
4: Игра «Чего не стало? »
А сейчас мы с вами поиграем в игру «чего не стало»
Я буду вызывать ребят парами, один из вас будет ведущий, а другой будет выполнять задание.
1 ребёнок: Рассмотри и назови, какие перед тобой машины.
Закрой глаза, а я что-то спрячу. (Убирает одну из машин).
Открой глаза и скажи, чего не стало.
Ответ 2 ребёнка.
1 ребёнок: Правильно (Выставляет игрушку).
В: Молодцы, все были очень внимательны.
5: Игра «Наоборот»
В: Дети, у нас на столе много машин. Скажите, они отличаются друг от друга? (Ответы детей).
Тропинка узкая, а дорога….
Корабль большой, а лодка… .
Поезд длинный, а трамвай… .
Самолёт быстрый, а пароход… .
Трамвай тяжёлый, а велосипед… .
Молодцы. Все правильно ответили.
Часть 3. Итог. О чём мы с вами сегодня говорили?
В: Дети, мы с вами рассматривали разные виды транспорта.