Экология. Зеленая аптека.
Цель. Рассказать о лекарственных растениях, об их применении. Научить соблюдать правила сбора растений. Развивать внимание, мышление. Воспитывать у детей желание ухаживать за лекарственными растениями, охранять их.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2.Психологический настрой.
-Ребята! Посмотрите на солнышко. Улыбнитесь ему. Солнышко дарит нам свои теплые добрые лучи. Протяните руки, возьмите один маленький лучик в свое сердце. Закройте глазки, мысленно пожелайте своим друзьям, своей учительнице хорошего настроения, радости, успехов!
3.Работа по теме урока.
-Ребята, а вы знаете что лечить болезни можно не только лекарствами но и травами. Такие травы называют лекарственными. Лекарственные травы собирают специально обученые люди и в определенное время. Как вы думаете, где лучше всего собирать лекарственные растения? (В горах, в поле, подальше от городов)
-Правильно. В городах воздух насыщен ядовитыми газами. Растение, как и человек дышит загрязненным воздухом и частично теряет свои лечебные свойства.
-Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми лекарственными растениями. Я буду загадывать загадки, а отгадки и будут названия лекарственных растений.
Белая - пребелая!
Скромная - несмелая.
Летом расцветает,
Кто ж её не знает?
Погадаем мы с Наташкой
На застенчивой.. (Ромашке) Является прекрасным обезболивающим средством. Причем от различных болей прекрасно применять ромашку: от головных болей, как средство от вздутия живота, болей в желудке, конечностях и других. Снимает воспаления.
Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Кровь остановить им можно.
Что за травка? –..(подорожник) Листья, семена и корни подорожника обладают различными лечебными свойствами, позволяющими быстро остановить кровотечение, заживить ранки и порезы, обеззаразить и снять воспаление. Настой и сок принимают внутрь, чтобы справиться с кашлем, оказать мочегонное, слабительное, потогонное, обезболивающее и успокаивающее действие.
Расту в оврагах, на лугу
Если тронешь - обожгу.
Горда, неприхотлива
Зелёная (Крапива.) Лечебные свойства крапивы применяют для улучшения состояния волос. При кожных заболеваниях особенно эффективен настой цветков. Семена растения помогают при болях в желудке, почечнокаменной болезни и т.д.
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашёл:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – Зверобой Отвар травы успешно применяется при лечении таких болезней как: гастриты, Нервная система: зверобой активно способствует восстановлению функций нервных волокон, Кровеносная и сердечно-сосудистая системы и многое другое.
То он Солнышко лучистое,
То он Облачко пушистое.
Лета ждать не захотел.
Ветер дунул - облетел! (Одуванчик) Лекарственные свойства одуванчика используют при борьбе с простудами, кожными заболеваниями, анемией, гипертонией, диабетом, атеросклерозом, туберкулезом, экземой. Горечи, содержащиеся в растении, улучшают пищеварение, пробуждая аппетит и стимулируя выработку желчи.
Горькая травка — И животу поправка, И сама душиста, И метёт чисто.(полынь) Горечь полыни способствует стимуляции работы желудочно-кишечного тракта, улучшает пищеварение и отход мочи.
Пряность это и приправа,
Чай с ней удался на славу,
Догадаются ребята,
Ну, конечно, это…(Мята) Особенно полезно растение при болезнях сердца и сосудистой системы. Применение мяты в пищу нормализует процесс переваривания пищи, позволяя устранить метеоризм и тошноту.
-Молодцы, все загадки отгадали. Но это далеко не все лекарственные растения, еще очень много других разновидностей.
Физминутка.
4.Игра «Узнай растения». Я вам сейчас буду показывать картинки с растениями, а вы должны угадать что это за растение.
1-я картинка- земляника. Земляника- «царица ягод», содержит витамин С. Из сушеных листьев и плодов готовят лечебные чаи и отвары, которые пьют при болезнях горла, печени, желчного пузыря.
2-я – черника. Ягоды черники останавливают кровь, улучшают зрение, излечивают воспалительные процессы.
3-я –малина. Малина- целебная ягода. В ней много витаминов, есть витамин С. Чаем, настоянным на сушеных ягодах и листьях, душистым малиновым вареньем лечат простуду, отвар цветков используют для лечения глаз, а малиновый сироп применяют при болях в желудке.
5.Работа в азбуке-тетради.
Рефлексия.
О чем мы говорили на уроке?
С какими растениями мы познакомились?
Что нового и интересного вы узнали?