формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства.
Методы и методические приёмы, используемые на занятии:
словесный метод обучения;
метод игры;
наглядный метод обучения;
метод стимулирования;
- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
- учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Оборудование занятия:
Кассеты с музыкальными записями.
Диски.
Музыкальные инструменты ( скрипка, балалайка).
Шумовые музыкальные инструменты ( ложки, бубны).
Игрушка Чебурашка.
Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Мяч.
Дерево с « волшебными яблочками».
Участники: обучающиеся «Школы раннего эстетического развития» 5-6 лет Дворца пионеров и школьников г.Курска.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! (поёт по нотам звукоряда).
Дети: Здравствуйте! (отвечают по тоническому трезвучию в нисходящем движении).
Педагог: Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы вспомнить всё то, что мы выучили за этот учебный год. Мы с вами отправляемся в интересное путешествие, которое приведёт нас в мир загадок.
( Под музыку «Весёлые путешественники» дети отправляются в путь, показывая определённые ритмические движения).
Педагог: Вот мы с вами и приехали на волшебную поляну, где нас ждёт много интересного. Посмотрите пожалуйста, какое красивое дерево растёт на этой поляне! Это дерево загадок! (на дереве висят яблочки, с написанными на них загадками?). А что такое загадка?
Дети: (предлагают свои варианты ответов).
Педагог: Загадка- это стихотворение- вопрос, на который нужно найти ответ. И вот я срываю первое яблоко и читаю вам загадку:
Я не кукла, не зверушка,
А забавная игрушка.
Очень славная мордашка.
Моё имя …
Дети: Чебурашка.
Педагог: Молодцы! Я знаю, что Чебурашка пришёл сегодня к вам в гости.
(Показывает мягкую игрушку)
А давайте вместе с вами подумаем, какой он - Чебурашка?
Дети описывают и дают характеристику герою (добрый, маленький, с большими ушами, коричневый и т.д.)
Педагог: Правильно, молодцы! А я знаю, что у вас есть сюрприз для Чебурашки. И этот сюрприз – танец, который очень любит танцевать наш гость. Мы станцуем вместе?
Дети: Да!
(Танцуют все вместе под аудиозапись «Чебурашка» муз. Шаинского ).
Педагог: Молодцы! Я думаю, что Чебурашке очень понравился ваш танец, и вы его развеселили.
А теперь следующая загадка.
( Снимает следующее яблоко с загадкой с дерева).
Стукнешь о стенку - а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
Дети: Мяч!
Педагог: Правильно. И с этой загадкой вы справились. А я знаю, что вы поёте песенку про мяч.
(Исполняется песня «Мяч» - сл. З.Петровой, муз. Ю Чичкова).
Педагог: Я знаю, что в течение года вы учили музыкальные инструменты. И теперь наше волшебное дерево предлагает вам загадки о музыкальных инструментах.
(Педагог « срывает» яблоки с волшебного дерева и читает загадки, показывая картинки с изображением музыкальных инструментов)
Первая загадка: В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поёт – заливается. Как называется?
(Дудочка)
Вторая загадка: Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль…
Как зовут меня?
(Рояль)
Третья загадка: Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
(Далее показываются картинки с изображением музыкальных инструментов. Дети называют их.)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь ответьте на мой вопрос: если вам всем раздать музыкальные инструменты, то в кого вы превратитесь?
Дети: В музыкантов!
Педагог: А если всех музыкантов собрать в один коллектив, то что получится?
Дети: Оркестр!
Педагог: Расписные наши ложки
Веселее, чем гармошки.
Как начнём на них играть,
Так и хочется плясать!
Сядут все ребятки вместе –
Вот и маленький оркестр.
Заиграем веселей,
Чтобы радовать гостей!
(Раздаются всем шумовые музыкальные инструменты. Дети играют и танцуют под музыку рус. нар. песни «Ах вы, сени…»)
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в мир загадок. Вы хорошо сегодня работали и показали хорошие знания. Но на нашем волшебном дереве осталось ещё одно яблоко. Давайте вместе посмотрим, какая загадка спряталась там?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
(Дети выстраиваются паровозиком друг за другом и со словами:
Едет – едет паровоз
Две трубы и сто колёс
Две трубы, сто колёс-
Машинистом – рыжий пёс!
выходят из кабинета).
Педагог: До свидания! До новых встреч!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
формирование основ музыкальной культуры дошкольников;
формирование ценностных ориентаций средствами музыкального искусства.
Методы и методические приёмы, используемые на занятии:
словесный метод обучения;
метод игры;
наглядный метод обучения;
метод стимулирования;
- обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его исполнения;
- учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
- учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
Оборудование занятия:
Кассеты с музыкальными записями.
Диски.
Музыкальные инструменты ( скрипка, балалайка).
Шумовые музыкальные инструменты ( ложки, бубны).
Игрушка Чебурашка.
Карточки с изображением музыкальных инструментов.
Мяч.
Дерево с « волшебными яблочками».
Участники: обучающиеся «Школы раннего эстетического развития» 5-6 лет.
Ход занятия:
Педагог: Здравствуйте ребята! (поёт по нотам звукоряда).
Дети: Здравствуйте! (отвечают по тоническому трезвучию в нисходящем движении).
Педагог: Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы вспомнить всё то, что мы выучили за этот учебный год. Мы с вами отправляемся в интересное путешествие, которое приведёт нас в мир загадок.
( Под музыку «Весёлые путешественники» дети отправляются в путь, показывая определённые ритмические движения).
Педагог: Вот мы с вами и приехали на волшебную поляну, где нас ждёт много интересного. Посмотрите пожалуйста, какое красивое дерево растёт на этой поляне! Это дерево загадок! (на дереве висят яблочки, с написанными на них загадками?). А что такое загадка?
Дети: (предлагают свои варианты ответов).
Педагог: Загадка- это стихотворение- вопрос, на который нужно найти ответ. И вот я срываю первое яблоко и читаю вам загадку:
Я не кукла, не зверушка,
А забавная игрушка.
Очень славная мордашка.
Моё имя …
Дети: Чебурашка.
Педагог: Молодцы! Я знаю, что Чебурашка пришёл сегодня к вам в гости.
(Показывает мягкую игрушку)
А давайте вместе с вами подумаем, какой он - Чебурашка?
Дети описывают и дают характеристику герою (добрый, маленький, с большими ушами, коричневый и т.д.)
Педагог: Правильно, молодцы! А я знаю, что у вас есть сюрприз для Чебурашки. И этот сюрприз – танец, который очень любит танцевать наш гость. Мы станцуем вместе?
Дети: Да!
(Танцуют все вместе под аудиозапись «Чебурашка» муз. Шаинского ).
Педагог: Молодцы! Я думаю, что Чебурашке очень понравился ваш танец, и вы его развеселили.
А теперь следующая загадка.
( Снимает следующее яблоко с загадкой с дерева).
Стукнешь о стенку - а я отскочу.
Бросишь на землю - а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!
Дети: Мяч!
Педагог: Правильно. И с этой загадкой вы справились. А я знаю, что вы поёте песенку про мяч.
(Исполняется песня «Мяч» - сл. З.Петровой, муз. Ю Чичкова).
Педагог: Я знаю, что в течение года вы учили музыкальные инструменты. И теперь наше волшебное дерево предлагает вам загадки о музыкальных инструментах.
(Педагог « срывает» яблоки с волшебного дерева и читает загадки, показывая картинки с изображением музыкальных инструментов)
Первая загадка: В лесу вырезана, гладко вытесана,
Поёт – заливается. Как называется?
(Дудочка)
Вторая загадка: Я стою на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль…
Как зовут меня?
(Рояль)
Третья загадка: Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит. (Барабан)
(Далее показываются картинки с изображением музыкальных инструментов. Дети называют их.)
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь ответьте на мой вопрос: если вам всем раздать музыкальные инструменты, то в кого вы превратитесь?
Дети: В музыкантов!
Педагог: А если всех музыкантов собрать в один коллектив, то что получится?
Дети: Оркестр!
Педагог: Расписные наши ложки
Веселее, чем гармошки.
Как начнём на них играть,
Так и хочется плясать!
Сядут все ребятки вместе –
Вот и маленький оркестр.
Заиграем веселей,
Чтобы радовать гостей!
(Раздаются всем шумовые музыкальные инструменты. Дети играют и танцуют под музыку рус. нар. песни «Ах вы, сени…»)
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие в мир загадок. Вы хорошо сегодня работали и показали хорошие знания. Но на нашем волшебном дереве осталось ещё одно яблоко. Давайте вместе посмотрим, какая загадка спряталась там?
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)
(Дети выстраиваются паровозиком друг за другом и со словами:
Едет – едет паровоз
Две трубы и сто колёс
Две трубы, сто колёс-
Машинистом – рыжий пёс!
выходят из кабинета).
Педагог: До свидания! До новых встреч!
Литература:
1. Аникин В. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.,1957.
2. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., 1995.
3.Детская литература. Учеб.пособие. Сост.Е.Е.Зубарева, З.П.Пахомова.М., «Просвещение»,1976.
4. Красное коромысло через реку повисло: Русские народные загадки/Сост. А.Н.Санжаровский; 1989.