Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить, самостоятельно находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство любви к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект по познавательной деятельности "Зима" »
Конспект по теме « Зима»
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить, самостоятельно находить их, учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных; познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы, воспитывать чувство любви к родной природе.
Материал: Кисточка, краски, листок синей бумаги.
Оборудование:
Ход урока
1.Организационный момент
Наш урок-урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному и научишься всему!
Парта это не кровать ,
И на ней не надо спать.
Ты сиди за партой стройно,
И веди себя достойно.
Не спеши перебивать,
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку.
2.Сообщение темы занятия
Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в гости к Зимушке – зиме. 3.Основная часть занятия
Ребята закройте все глазки, и мы с вами перенесемся в волшебный лес к Зимушке – зиме.(Звучит музыка). Слайд 1.
Ребята, откройте глазки.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
-Посмотрите ребята, мы с вами оказались в гостях у Зимы. Слайд 2.
-А как вы догадались, что это зима?
-А по каким признакам? Слайд 3.
-Ребята, а вы знаете, что у Зимы есть три брата? Кто скажет, как их зовут? (декабрь, январь, февраль).
Декабрь - первый месяц зимы. Слайд 4. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых деревьях лежит снег, Слайд 5 только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Слайд 6. Сквозь низкие и суровые облака редко проглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень»-хмурый, Слайд 7 .бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на водоёмах. 22декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь- второй месяц зимы. Слайд7 .Лютует тужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие Слайд 8, а звезды ночь яркие. Слайд9.Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. Слайд 10. «Месяц январь- зимы государь»- так в народе говорят. Слайд11.
Февраль- последний месяц зимы. Слайд12. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле позёмку. Слайд 13. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале день становится длиннее, начинает пригревать солнышко,с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Слайд 14. Люди подметили, какая 2февраля погода, такая будет и весна. Если будет солнечная погода, значит и весна ранняя и теплая, а если хмурый и пасмурный готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
Ребята вы внимательно слушали ,а теперь ответьте на вопросы Зимушки –зимы: Слайд 15
- Как называют в народе декабрь?(хмурень).
- Почему? (хмурый, бессолнечный, дни короткие, ночи длинные).
- Почему январь называют лютым? (трещат морозы, лютует стужа).
- Что такое оттепель? (это когда припекает солнце и тает снег).
- Что такое примета? (это когда люди что-то заметили).
- Какой день показывает, какая будет весна? (2 февраля).
- Почему февраль называли «ветродуем»? (дует сильный ветер). Молодцы.
- Отдохнём? (да).
Физминутка. Слайд 16
Зайцы скачут скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три - в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
- Ребята, а что же происходит зимой с животными? (Ответы детей).
Холодно зимой зверям. Зайцы, одеты в белоснежные пушистые шубки, что б ни волк, ни лиса, ни охотник не заметили их на белом снегу, грызут кору ольхи и осины, прячутся в ямках под кустами. Слайд17
Медведи сладко спят в берлогах. Слайд 18
Белки прыгают по веткам деревьев, грызут еловые шишки, добывая из них семена, а в сильные морозы прячутся в дупла и спят, свернувшись клубочком и укрывшись пушистым хвостом. Слайд 19.
Лисы ищут мышиные норки, выслеживают мышей, бегают по снегу, пугают мышек, своим топотом выгоняя их из нор. Слайд 20
Бродят по лесу злые и голодные волки. Слайд 21.Все звери попрятались в норы, зарылись в снег, волкам трудно отыскать добычу. Они по ночам тоскливо воют. Голод гонит его ближе к жилью. Волки надеются поживиться телёнком или ягнёнком.
Ребята вы все слушали внимательно? Вот сейчас Зимушка – зима вас и проверит, как вы слушали внимательно. Слайд 22
- Чем питаются зимой заяц и белка? (грызут кору осины и ольхи, шелушат шишки).
- На кого охотится лиса? (на мышей).
- Что делает медведь? (спит).
- Что делает волк? (воет, идёт ближе к жилью, чтобы поживиться телёнком).
Молодцы ребята.
Украшают лес зимой гости с севера – свиристели и снегири. Слайд 28. Грудка у самца – снегиря ярко красная. Когда эта птица нахохлится, то становиться похожа на румяное яблочко.
Стынут ветки на морозе, у сосны и ели.
Что за чудо? На берёзе – яблоки поспели.
Подойду поближе к ней, и глазам не верится,
Стайка алых снегирей облепила деревце.
Голодно зимой птицам. Они перебираются из леса поближе к жилью, прячутся от морозов и метелей под крышами и за ставнями домов. Слайд 29.
Люди зимой помогают птицам, развешивают кормушки. Слайд 30.
Не боятся зимы вороны, галки, сороки, дятлы, клесты и воробьи, ведь корма им хватает, а сытость даёт им тепло. Птицы лущат еловые и сосновые шишки. Слайд 31.
Зимой у детей много забав. Слайд 32.
- С каким временем года мы сегодня познакомились?
- Какие вы знаете месяцы зимы?
- Как люди могут зимой помочь птицам?
- Какие зимние забавы вы знаете?
- Чем питаются зимой птицы? (семенами деревьев, лущат шишки).
- Как люди помогают птицам? (вешают кормушки, кормят птиц).
- Что можно делать зимой на улице? (кататься на коньках, санках, лыжах; лепить из снега снеговика, строить крепость; играть в снежки и т. д.)
- Ребята вам понравилось в гостях у Зимушки-зимы? (ответы детей)
Тогда давайте сделаем подарок для Зимушки и нарисуем снежинки.