Конспект НОД по речевому развитию в средней группе.
Воспитатель: Измайлова А.Ш.
Тема: «Едем в путешествие».
Цель: Углублять и расширять знания о транспорте. Учить детей классифицировать различные виды транспорта: наземный, воздушный, водный, железнодорожный. Учить выделять схожие и различные характеристики легковых машин – размер, цвет, форма; и детали машин – багажник, капот, салон, колеса, руль и т.п. Закреплять в активном словаре обобщающие слова. Учить детей отвечать на вопросы, с помощью воспитателя. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь детей.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Оборудование: модели различных машин, песок, рули на каждого ребенка, карточки для игры «Что лишнее?», разрезные картинки «Самолет».
Методы и приемы: Словесные: вопросы, рассказывание, беседа,
Игровые: сюрпризный момент, игра «Опиши транспорт», игра «Что лишнее?» п/и «Воробушки и автомобиль», физкультминутка «Едем-едем.», п/и «Самолеты», д/и «Разрезные картинки», пальчиковая гимнастика.
Демонстрационный: наглядный материал
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль». Игра проводится в раздевальной комнате.
Цель. Приучать детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
Описание. Дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки в гнездышках. На противоположной стороне становится воспитатель. Он изображает автомобиль. После слов воспитателя «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются со стульев, бегают по площадке, размахивая руками -крылышками.
Разлетелись воробушки в разные стороны.
По сигналу воспитателя «Автомобиль едет, летите, воробушки, в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают в гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.
После игры дети проходят в группу. Воспитатель подводит детей к столу, на котором горка песка, в которой спрятаны маленькие игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, а что это у нас здесь стоит? Вы не видели кто это нам принёс? Посмотрим что это? (да) Я думаю, что там что-то спрятано. Давайте по очереди будем находить то что спрятано (дети по очереди достают самолёт, поезд, машину, теплоход)
-Ты что нашёл, а ты? (дети отвечаюти описывают свой транспорт)
Воспитатель: Как можно назвать одним словом эти игрушки? (транспорт)
Воспитатель: Для чего нужен транспорт? (он перевозит грузы и людей)
Воспитатель: Вы любите путешествовать?(да) Тогда, отправляемся в путешествие. А поедем мы на машине, но надо выбрать такую машину на которой можно перевозить людей.(картинка грузовой машины) Это какая машина?(грузовая) Что перевозят на грузовых машинах?(грузы) А Мы можем ехать на грузовой машине(нет) Почему?( это опасно) Значит она нам не подходит.
(картинка с легковой машиной)
-А это какая машина? (легковая)
-На ней можно перевозить людей?( да)
По чему ездят машины? (по земле, дороге) Какой это вид транспорта? (наземный)
Воспитатель раздает детям рули.
Физкультминутка «Едем-едем мы домой».
Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп. (Руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп. (Руки через стороны вниз, присесть)
Раздается гудок машины. Воспитатель привлекает детей и подводит их к выставленным машинам.
Воспитатель: Ребята, а приехали мы с вами на выставку машин. Посмотрите внимательно на машины и скажите:
- Как вы думаете, какой это транспорт?
- Где он ходит? (по земле)
- Значит, как его можно назвать? (наземный)
- Ребята, а вы знаете, для чего он нужен? (Перевозить людей, грузы)
- А кто управляет этим транспортом? (водитель, шофер)
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, чем эти машины похожи?
Дети: У всех машин есть колеса, фары, капот, двери, салон, руль, сиденья, багажник.
Воспитатель: Правильно. А теперь, ребята, посмотрите и скажите, чем же эти машины отличаются?
Дети: Все машины разных цветов. Разная форма багажника, фар. У некоторых машин разное количество дверей.
Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему они такие разные?
(предположения детей)
Воспитатель: На каждом заводе выпускают разные модели машин. Кому то нравятся черные машины, кому то красные. Если семья большая, то количество мест в машине нужно больше. А какому-то водителю нужно перевозить груз, например, на дачу и он выберет машину с большим багажником. Поэтому и выпускают разные модели машин – для удобства людей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, может вы найдете здесь что-то лишнее? Посмотрите, среди машин спрятался другой вид транспорта. (самолет) Хотите отправиться дальше на самолете? (да)
Воспитатель: А где они летают? (в небе ). Они летают в небе по воздуху значит это какой вид транспорта? (воздушный)
Воспитатель: (подводит детей к столу с разрезными картинками самолета) Посмотрите, самолёты все разобраны по частям и мы не можем дальше путешествовать. Надо их собрать! (разрезные картинки).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы с вами можем отправится дальше!
Полетели!
Посмотри-ка самолёт! (летят)
Он нам песенку поёт
Самолёт летит
В нём мотор гудит У-у-у (гудят)
Воспитатель с детьми «прилетают» на полянку, где разбросаны картинки для игры «Четвертый лишний».
Дидактическая игра «Что лишнее? »
Воспитатель называет предметы, изображенные на картинках, ребята отвечают, что здесь лишнее.
Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим занятием справились. Ну что, полетели дальше?! (да) Ребята, взгляните, а что это за дорога? (железная)
А что это такое,ребята? (рельсы) А разве ездят самолёты по рельсам? (нет)
На чём же нам дальше путешествовать? (на поезде) Конечно.Вот вы какие молодцы. Всё знаете! А какой это вид транспорта? (железнодорожный)
Вот беда, все вагончики перепутались. Надо правильно собрать поезд, по цветам. (на фланеллеграфе паровозики разного цвета надо подобрать вагончики)
Воспитатель: И с этим заданием мы справились!
Вагончики становитесь за мной. Поехали!
Чух-чух,чух-чух
Мчится поезд
Во весь дух.
Паровоз пыхтит, (изобр.поезд)
-Торопись!- гудит. Чух-чух-чух.
Воспитатель: Вот мы и приехали обратно в детский сад. Вам понравилось путешествовать?
-Ребята, мы были на улице ездили в транспорте, надо обязательно помыть руки!
Буль-буль-буль журчит водица,
Все ребята любят мыться (шевелим пальцами)
Руки с мылом мы помыли, (моем)
Нос и щёки не забыли, (показываем)
Вот мы чистые какие. (ладошки показать)
Давайте вспомним на чём мы путешествовали?
Каким одним словом можно назвать самолёт и т.д?
Что мы называем транспортом? (всё что перевозит грузы людей по земле по воздуху и по воде)
Какие виды транспорта вы знаете?
(на столах силуэты транспорта)
Теперь вы можете выбрать любую картинку обвести и раскрасить её.