Конспект занятия по речевой деятельности в средней группе, разработанный Вагнер Е.И. воспитателем МБДОУ «Полтавский» д.с. «Родничок» г.п. Полтавка
Тема: Составление описательного рассказа об игрушках.
Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках
Образовательные задачи: развивать умение детей связно и последовательно давать описание внешнего вида игрушки опираясь на схему, при описании называть ее признаки и действия.
Развивающая: активизировать в речи детей слова обозначающие качества и свойства предмета
Воспитательная: воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений, умение договариваться.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие и соц. Коммуникативное.
Методические приемы:
Наглядные: использование наглядного материала, схемы для составления описательного рассказа
Словесные: вопросы, наводящие вопросы, поощрение, напоминание, совет, образец рассказа воспитателя
Практические: составление рассказов детьми об игрушках по схеме, помощь детей друг другу при составлении рассказа
Материал и оборудование к НОД:
Приглашение на день рождения, витрина магазина, разные виды игрушек (Буратино, Кукла, самосвал, самолет, вертолет, неваляшка, лисичка) схема для составления описательного рассказа, круглый стол, посудка для сервировки стола, скатерть, муляжи печенья и круасанов, фруктов.
Предварительная работа:
НОДы по составлению описательных рассказов по схемам, беседы по правилам вежливого обращения.
Активизация словаря:
Активизировать употребление в речи слов, обозначающих действия предмета (глаголов).
Словарная работа: деревянный, пластмассовая, резиновая, мягкая, пушистая
Активизация существительных: покупка, кукла, Буратино, матрешка, самолет, вертолет, неваляшка, лисичка.
Ход НОДа:
Дети сидят на стульчиках у стола и играют( воспитатель сидит рядом с детьми и на коленях держит Буратино). Стук в дверь. Входит Лунтик (ребёнок из старшей группы), он принес приглашение на свой день рождения
Лунтик: Ребята, я вас всех сегодня приглашаю на день рождения! Приходите все, я вас буду очень ждать! (отдает приглашение)
В: Спасибо, Лунтик за приглашение
Лунтик уходит
В: Ребята, мы пойдем сегодня на день рождения к Лунтику?
Д: Да
В: И наш друг-Буратино тоже пойдет с нами
В: Ребята, а с чем ходят на день рождения к своим друзьям!
Д: С подарками
В: А где можно взять подарки?
Д: Купить в магазине или сделать своими руками
В: Сегодня ребята, у нас мало времени на изготовление подарков, давайте выберем подарки в магазине
- А что дарят своим друзьям на день рождения?
Д: Игрушки
В: Сейчас мы с вами отправляемся в магазин игрушек
Воспитатель с детьми подходят к полкам с игрушками. Продавец за прилавком - большая кукла.
Физминутка «Заводные игрушки»
Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине: (Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики (К голове приставляют ладошки)
Куколки и мячики, (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята,(гладят себя)
Матрешки, медвежата – (на месте идут как медведи)
Все на полочках сидят - (Присесть)
С нами поиграть хотят.- (Прыжки)
В:Ребята, а продавец –кукла Катя, сказала мне что магазин у неё необычный. В нем нельзя купить игрушки за деньги.
В: от имени Буратино: А как же мы купим игрушки?
В: Чтобы приобрести игрушку, понравившуюся вам в качестве подарка, вы должны рассказать о ней по схеме! (на витрине стоят игрушки: медведь, кукла, лиса, пирамида, самолет, вертолет, автобус) на мольберте прикреплена схема.(любые, разные по размеру, цвету, свойствам)
Мотивация
Буратино: А я не умею составлять рассказы по схеме, значит я не пойду на день рождения Лунтика?
В: Ребята, а что мы можем сделать?
Д: мы поможем
В: Давайте вместе со мной вспомним, как рассказывать с помощью схемы
Воспитатель выбирает одну из игрушек и составляет рассказ по схеме.
А чтобы нам не опоздать на день рождения Лунтика, рассказывать об игрушке вы будете в парах, один начинает, другой заканчивает.
Я прошу вас разделиться на пары.
В: Кто первый будет выбирать игрушку?
Дети, выбирают игрушку и начинают описывать её по схеме в парах.
В: Теперь, ребята, настало время, идти на праздник к Лунтику.
Как вы будете дарить подарки, что вы при этом будете говорить?
Д: Поздравляем с днем рождения, желаем….
В: Конечно, ребята, поздравлять нужно от души и говорить вежливые, приятные слова.
Воспитатель с детьми проходят к сервированному, праздничному столу, где их встречает Лунтик.
Лунтик всех приглашает на чаепитие. Дети поздравляют Лунтика и дарят ему подарки.
В: Ну, что же, ребята, делу - время, потехе – час. Настала пора прощаться с Лунтиком и возвращаться в детский сад. Что люди говорят, когда прощаются?
Д: До свидания, Лунтик, спасибо за угощения и еще раз «С днем рождения!»
Дети проходят и садятся на стульчики
Рефлексия
В: Ребята, а чем мы сегодня с вами занимались?
Д: Ходили на день рождения к Лунтику.
В: А с чем мы ходили на праздник?
Д: С подарками
В: А как мы их приобрели?
Д: Мы рассказывали о них.
В: Молодцы, ребята. Лунтику были приятны ваши поздравления и подарки! Вы хорошие друзья!