Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия "Без хлеба нет обеда"»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 г.Томска
Конспект занятия «Без хлеба и нет обеда»
в рамках мини-музея «Ай-да булочка!»
в подготовительной группе
Подготовила воспитатель МАДОУ №38:
Карбаинова М.С.
Томск 2024
Конспект занятия «Без хлеба и нет обеда» в рамках мини-музея «Ай-да булочка!»
в подготовительной группе
Карбаинова М.С.
воспитатель 1 кат.
Цель: Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.
Задачи:
- совершенствовать знания о хлебе;
формировать знания о том, как получается мука;
- познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий;
- учить образовывать прилагательные от существительных;
- воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду хлебороба.
Материал: мольберт, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы, мяч.
Предварительная работа:
- знакомство с трудом хлебороба;
- рассматривание иллюстраций и беседы по ним;
-рекомендации родителям просмотреть мультфильмы «Весёлый трактор», фильм «Как пекут хлеб»;
-заучивание стихов, пословиц и поговорок о хлебе;
- чтение рассказов М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Лященко «Вот какой каравай»; А. Митяев «Мешок овсянки», В. Приходько «Дом зерна», «Теплый хлеб» К.Паустовский.
- рисование «Хлебное поле»; «Хлебные изделия».
- изготовление печенья и булочек из соленого теста.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю в путешествие. А вот о чем мы будем говорить по ходу нашего путешествия, вы постарайтесь угадать:
Рос сперва на воле, в поле
Летом цвел и колосился
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился
Из зерна – в муку и тесто
В магазине принял место
Вырос он под синим небом
А пришел на стол к нам?
(Хлебом)
Дети: Хлебом
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб, хлебушек, хлебушко. С румяной корочкой, душистый, ароматный, горячий, мягкий. Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
1. Дидактическая игра «Какой хлеб?» Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный)
2. Пословицы про хлеб.
Мы с вами сказали, что хлеб на столе самый главный. Недаром говорится пословица: «Хлеб – всему голова». А какие пословицы вы знаете?
Дети:
- Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
- Будет хлеб-будет и песня
- Хлеб батюшка, вода-матушка
- Без хлеба – нет обеда
- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
- Берегите хлеб, он наше богатство.
3. Загадки про хлеб.
В-ль: А ещё народ придумал разные загадки для детей. Послушайте и попробуйте их разгадать:
Кольцо не простое, Кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Всем на загляденье... Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины)
Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)
Он бывает с толокном, С рисом, мясом и пшеном, С вишней сладкою бывает, В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда, То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят! По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном На столбе золотом (Колос)
4. Физкультминутка
«В землю зёрнышко попало» В землю зёрнышко попало, (приседают) Прорастать на солнце стало (руки над головой) Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают) К свету и теплу тянулся, И красавцем обернулся. (2 раза)
Воспитатель: Мы сейчас отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол.
Дети идут к столу, где лежат картины на тему «Выращивание хлеба» и колоски (на подносе под полотенцем).
Перед детьми картина «На поле».
5.Рассказывание по серии картин:
Воспитатель: Куда мы пришли?
Дети: (На поле.)
Воспитатель: Что видим там
Дети: Трактор пашет землю.
Воспитатель: Для чего он это делает?
Дети: Чтобы земля была мягкая, чтобы зернам было уютно, и они не остались на поверхности.
Землю вспахали, а потом что делают в поле?
Воспитатель: демонстрирует картины, где люди сеют зерна.
– А что нужно для того, чтобы зерна проросли?
Дети: Солнце, вода, удобрения.
Воспитатель:
– Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?
Дети: В колосья.
Дети рассматривают картинку.
Воспитатель: Что здесь изображено?
Дети: Комбайн убирает пшеницу.
Воспитатель: У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они.
– А что дальше делают с колосками?
Дети: Достают зерна – молотят. Это делает специальная машина.
Воспитатель: А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?
– А зачем зерна достают?
Дети: из них делают муку – измельчают.
Воспитатель: А из муки?
Дети: Замешивают тесто, пекут хлеб.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый?
Дети: Черный хлеб получается из ржаной муки, а белый хлеб – из пшеничной.
6. Игра «Профессии»
Если профессия связана с хлебом - хлопаете в ладоши, если нет – топаете ногами.
7. Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Назови какой, какая, какое?» Я буду называть слова, а вы продолжите.
Хлеб из ржи – ржаной; Хлеб из пшеницы – пшеничный; Каша из овса – овсяная; Каша из пшена – пшенная; Каша из ячменя – ячневая; Каша из кукурузы - кукурузная; Каша из гречихи – гречневая; Поле с рожью – ржаное; Поле с пшеницей – пшеничное; Поле с овсом – овсяное; Поле с ячменем – ячменное; Поле с кукурузой – кукурузное; Поле с гречихой – гречишное; Поле с просом - просяное
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
Воспитатель читает стихотворение:
«Колосок» Погорельского:
В каждом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила зёрнышка хранится и земли родной.
И растёт под небом светлым, строен и высок,
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
Предлагаю желающим изобразить хлебные колосья с использованием скорлупы фисташкового ореха и пластилина.