1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитывать интерес и внимание к явлениям природы, понимание красоты природы бережное отношение к ней.
2.Дамытушылық развивающая: развивать умение выделять внешние признаки осени; замечать изменения в погоде и различия в природе, ее особенности.
3.Оқыту- обучающая: Познакомить детей с временем года «Осень», с особенностями осенней природы.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: презентация «Осень в гости к нам пришла», мнемотаблица «Осень», «Чудесный мешочек», муляжи овощей, фруктов, две корзинки, карточки с изображением листьев дуба, рябины, клена, березы, костюм Осени, корзинка с фруктами для угощения детей.
Билингвалдық компонент. Билингвальный компонент: күз – осень, дерево - ағаш
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. (Раздается стук в дверь).
-Ребята, посмотрите, нам принесли письмо. Давайте прочитаем, от кого же оно? Тут написана загадка, нам нужно ее отгадать!
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Как зовут меня, друзья?
Отгадайте, кто же я?
Я – такое время года,
Расцветает вся природа,
«Что за время года?» — спросим…
И ответим: «Это «.»(осень) Слайд1
2. Негізі бөлімі/основная часть
-Да это же письмо от Королевы Осени! Давайте почитаем, что она нам пишет (Читаю письмо)
«Дорогие дети! Посмотрите вокруг, сейчас я настоящая королева! А кто про меня много знает, да расскажет обо мне, да загадки мои отгадает, того я и награжу по-королевски. Королева Осень».
- Как вы думаете, что можно сказать про осень? Какая она бывает?
А как еще можно сказать об осени? (ответы детей «золотая, красивая, богатая, щедрая»)
- Верно. Скажите, какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
-Здесь, в письме, есть загадки от Осени. Попробуем их отгадать?
Кто всю ночь по крыше бьёт
Да постукивает?
И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)
Тучи нагоняет,
Воет, задувает.
По свету рыщет,
Поет да свищет. (ветер)
В сером небе низко
Тучи ходят близко
Закрывают горизонт
Будет дождь, мы взяли … (зонт)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду. (лужи)
Осень в гости к нам пришла,
И с собою принесла –
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно, … (листопад)
- Молодцы!
А теперь внимательно посмотрите на экран. Послушайте мой рассказ об осени. А помогут мне его составить такие картинки.
«Наступила осень. Солнце меньше греет, часто прячется за тучу. Небо закрыто тучами. Идут дожди. (слайд № 3)
Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали.
(Слайд № 4)
Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай».
(Слайд № 5)
-А тетерь вы расскажите об осени (Дети составляют рассказ по мнемотаблице)
(слайд № 6)
Правильно, молодцы! А еще осень называют урожайной. Как вы думаете, почему?
А какой же урожай мы собираем осенью? (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам поиграть!
Мы пойдем в огород
Мы пойдем в огород (шагают на месте)
Что там только не растет (разводят руки в стороны).
Огурцы сорвем мы с грядки (срывают воображаемые огурцы).
Помидоры с кожей гладкой (показывают руками силуэт шара).
Толстая репка засела в землю крепко (слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс).
Длинная морковка (опускают вниз руки и соединяют ладони внизу).
От нас укрылась ловко (приседают и прикрывают голову руками).
Дергай, дергай из земли (встают и делают движения, как будто дергают из земли морковь).
Все собрали — посмотри! (разводят руки в стороны).
-Ребята, а Королева Осень нам прислала сюрприз – вот этот чудесный мешочек. Что же там находится? Давайте попробуем на ощупь определить, что это, а потом об этом рассказать. (Яблоко – зеленое, вкусное, сладкое, это фрукт и т. д.) (Игра «Чудесный мешочек»). А теперь давайте сосчитаем, сколько всего у нас овощей и фруктов? (ответы детей – пять).
-Ребята, посмотрите здесь у меня карточки с изображением листочков. Давайте вспомним, с какого дерева каждый листок. (Ответы детей – «с березы, с дуба, с клена, с рябины») (слайд № 7)
- Скажите, пожалуйста, как называется лист с березы? Правильно, березовый (перечисляю все деревья). (Игра «С какого дерева листок?»)
3. Қорытынды/итоговая часть
Ребята, я рада, что мы встретились! Мне очень понравилось, что вы обо мне так много знаете. За это награжу я вас по-королевски. Вот мои подарки осенние, красивые, вкусные да полезные (передает корзиночку с фруктами). А сейчас мне дальше пора идти, не все леса еще украшены. До свидания!
-Ребята, давайте скажем Осени спасибо!
Ребята, вам понравилось занятие? О каком времени года мы сегодня говорили? Что вам понравилось больше всего?