Просмотр содержимого документа
«Конспект по развитию речи "Осень золотая" в старшей группе.»
Конспект
НОД по развитию речи в старшей группе по теме
«ОСЕНЬ»
Цель: обобщить знания детей по теме: “Осень”.
Задачи:
образовательные:
уточнить и расширить знания детей об осенней поре года;
активизировать словарь детей по теме занятия;
совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;
сформировать у детей обобщенное представление о лесе, деревьях в осенний период.
развивающие:
развивать познавательный интерес детей, их внимание и память;
развивать интерес к выполнению заданий.
воспитательные:
воспитывать у детей бережное отношение к природе;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Здоровьесберегаюшие:
создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие ,познавательное развитие ,физическое развитие ,речевое развитие.
Оборудование:
конверт с письмом и заданиями от Осени;
3 осенние картины (золотая осень, дождливая и поздняя);
листочки из картона для дорожки;
индивидуальные фланелеграфы для каждого ребёнка;
наборы элементов для создания картины осенней природы;
аудиозапись «Звуки осеннего леса»;
видеофильм «Осень».
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно?
Да!
Тогда отгадайте загадку:
Несу я урожаи, Птиц к югу отправляю, Деревья укрываю, Но не касаюсь елочек и сосен, Кто я такая?
- Осень!
- Да, ребята, это письмо от Осени.
Давайте посмотрим, что же в конверте?
Письмо:
«На лесной опушке я краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и разделись клены, И зазолотились листья у берёзы.
Ребята, я вас приглашаю в осенний лес.»
- Принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда - в путь. Чтобы попасть в лес, нужно пройти по осенним листочкам и не сбиться с пути.
Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу
- Вот мы пришли в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо!
Листва ковром лежит повсюду.
Деревья стройные стоят, Ветвями на ветру шумят.
Как хорошо в лесу! А зачем люди ходят в лес?
-Чтобы подышать свежим воздухом
А зачем осенью, да ещё и поздней?
-Собрать грибы
- А давайте сейчас послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать.
(Звучит аудиозапись «Звуки леса»)
-Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов в лесу, завывание ветра, шум деревьев, шум дождя.
-Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел.
Чем-то пахнет в осеннем лесу? Вдохните поглубже. Чем же пахнет осенний лес?
- Опавшей листвой, грибами.
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковёр.
А зачем деревья сбрасывают осенью листву?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
А ещё дерево всё лето с усердием запасает в стволах и на ветках крахмал, который при морозе превращается в сахар, вот этим веществом и питается дерево всю зиму.
(Далее воспитатель обращает внимание детей на 3 различных изображения осени)
- Ребята, а теперь посмотрите, на эти три картины. Что вы видите на них?
- Жёлтые деревья. Земля покрыта листьями. Светит солнце.
Первая картинка солнечная, весёлая.
А на второй картинке?
- Листьев на деревьях меньше, на небе тучи, идёт дождь.
Эта картина уже не такая весёлая.
А на третьей картинке?
- Деревья стоят голые. Землю покрывает первый снег.
-Какое время года изображено на первой картине?
Осень
- А на этой?
Осень
- А какое время года на третьей картине?
Осень
- Почему про осень нарисованы три разных картинки?
Осень бывает разной.
- Ребята, в конверте ещё что-то лежит. Посмотрите, какие-то карточки. Это Осень предлагает нам поиграть в игру «Знатоки природы». А вы любите играть?
- Да!
Вначале проведём разминку.
Раз и два повернись, вновь по лесу ты пройдись. Повторяют за воспитателем:
Три, четыре – приседай, быстро ноги разминай. кружатся, идут, приседают,
Ветер по лесу летал, ветер листики считал: Бегут на носочках, выполняя
лист осины, лист рябины – вот какой букет лесной. затем загибают пальцы в кулак.
А теперь перейдём к заданиям на карточках.
1 задание «Отгадай загадку»
Первое задание называется «Отгадай загадку». Ребята, посмотрите вокруг, какой в лесу порядок!
1).Кто же ухаживает за лесом? И как его называют?
- Лесник!
2) Как назвать доброго сказочного героя, живущего в лесу?
- Лесовик!
3) А сказочное чудище, которое старается сделать все,чтобы путники заблудились?
- Леший!
4) Летел пан, на воду пал. Сам не тонет и воды не мутит.
Лист.
5) Летит без крыльев и поет, прохожих задевает.
Одним проходу не дает, других он подгоняет.
-Ветер
6) Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
-Дождь
2 задание«Игра ДА или НЕТ»
- Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы? Осенью растут грибы? Тучи солнце закрывают? Колючий ветер прилетает? Морозы осенью бывают? Ну а птицы гнезда вьют? А букашки прилетают? Звери норки закрывают? Урожай все собирают? Птичьи стаи улетают? Часто-часто льют дожди? Солнце светит очень жарко? Можно детям загорать? Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с заданиями.
- Нам Осень приготовила сюрприз – это фильм. Смотрите его внимательно, этот фильм поможет вам справиться с последним заданием.
Просмотр презентации «Осень»
Практическая часть
Итак, последнее задание: посмотрите, у вас на столах разложены фланелеграфы и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака. Осень предлагает вам составить осенние картины. Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.
( Дети составляют картины осени )
Итог занятия
Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся. )
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от её имени награжу.
Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? ( Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени.)
А ещё мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы-загадки и составили очень красивые картины осени. И показали себя настоящими знатоками природы!