воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.
Оборудование: Игрушка Незнайка (или переодетый взрослый), репродукции художников с осенними пейзажами И. Левитана «Золотая Осень», Остроухова «Осень».
Предварительная работа: Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.
Ход занятия
1. Организационный момент
В гости к детям приходит Незнайка.
Незнайка: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит - вот бы сейчас искупаться.
Воспитатель: Незнайка, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.
Незнайка: Осень? Что такое осень, я не знаю.
Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке об осени.
2. Работа по теме
Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).
Есть две осени.
Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.
Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.
И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова - определения к первой, золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).
Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Незнайке. ( Дети читают стихи).
Воспитатель:
Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.
Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа.
Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад.
Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:
Расскажите Незнайке, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.
Какие вы знаете поговорки:
Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.
Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.
От осени к лету поворота нет.
Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.
3. Игра «Да или нет»
А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто- часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.
Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.
4.Игра « Осенние Листики»
Мы листики осенние, На ветках мы сидим.
Присели
Дунул ветер – полетели Мы летели, мы летели
Легкий бег по кругу.И на землю тихо сели.
Присели
Ветер снова набежал.И листочки все поднял.
Легкий бег по кругу.Закружились, полетели.И на землю тихо сели.
Присели.
5.Хоровод. Вокруг дерева с платочками. Поем песню про Осень.
А сейчас ребята мы пойдем в группу, и будем делать картину с природного материала.