Просмотр содержимого документа
«Конспект "Перелетные птицы"»
Мектепалды даярлық топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в подготовительной группе
Өткізу күні/Дата проведения:
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область: Социум
Пән/Предмет: Ознакомление с окружающим
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Перелетные птицы»
Тақырыбы/Тема: «Перелетные птицы»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.
2.Дамытушылық развивающая: Развитие речи и логического мышления.
3.Оқыту- обучющая: Формирование представления о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, о пользе птиц.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, коммуникативно – языковая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: звуковое письмо, слайды с изображением перелетных птиц, загадки, художественное слово, вопросы, запись с голосами птиц, мнемотаблицы, дерево с гнездами, лист белой бумаги, на которой нарисована схема пути, листы бумаги в клетку, простые карандаши, мяч, медали «Друг птиц»
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Какие все бодрые, веселые! Ой, а солнышко наше спит. Давайте его разбудим потешкой (музыкальное сопровождение): Встаньте рядышком друг с другом, Словно месяц, - полукругом. Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.) Солнце красное, нарядись. Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку, мальчики – руки на пояс.) Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.) (Переворачиваем солнышко), слайд 1– «Солнышко» - Солнышко проснулось? Тепло на улице стало?
К нам пришла весна. слайд 2 – «Весна» -Назовите признаки весны. слайды -Кто весной прилетает с юга? -Давайте под чудесное пение птиц займем свои места для занятия.
(Включаем музыку).
Слайд с письмом -
- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Послушайте пожалуйста его.
- «Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга. Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите! Пожалуйста, расколдуйте птиц!»
- От кого пришло письмо?Особа всем известная, она крикунья местная
Умна, хитра, нахальна и шумна, - Заглушит стая, колокола звоны. В народе ж говорят, что - вор она! И кто же это? Ясно, что…(Ворона) Слайд с вороной
- Поможем расколдовать птиц?
-Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Беседа «Перелетные птицы»
Воспитатель :
- Как называют птиц, которые на зиму улетают в теплые края? (перелетные)
- А птиц, которые остаются с нами? (зимующие)
- В какое время года птиц больше? (летом)
- Почему? (оседлые+перелетные)
- Каких птиц заколдовала ведьма, кто не вернулся с юга? (перелетные)
- В какое время года они возвращаются? (весной)
- Каких перелетных птиц вы знаете и можете назвать?
Д.И. с мячом «Поймай и назови»(воспитатель подбрасывает мяч ребенку, тот возвращает мяч и называет перелетную птицу)
- Проверьте, правильно ли подобраны птицы?
Воспитатель:
-Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты весной?
( Они вьют гнезда).
Воспитатель:
- А для чего птицы вьют и строят гнезда?
(Для того чтобы выводить птенцов)
Воспитатель:
- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель:
- Слайд с изображением грача, кто на нем изображен?(Грач)
Воспитатель:
–Грач большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.(слайд)
Воспитатель:
- Итак, на кого похож грач? (Грач похож на ворону).
Воспитатель:
- Чем питается грач весной?(Грач питается червяками, жуками, личинками).
Воспитатель:
- Где грач строит своё гнездо? (Грач строит своё гнездо на верхушке дерева)
Воспитатель:
-Как вы понимаете поговорку « Если вернулись грачи – жди схода снегов»?
Воспитатель:
-Слайд с изображением ласточки, кто на ней изображен?(На картинке изображена ласточка).
Воспитатель:
-Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель:
- А кто изображен на этом слайде? (скворец)
Воспитатель:
-Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц. А как вы понимаете вот такую примету: « Увидал скворца-знай, весна у крыльца».
Воспитатель:
-Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица, чем он отличается от других птиц?( У него длинные ноги, клюв, шея)- слайд с аистом
Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда не высиживает яйца, может кто-нибудь знает? (Это кукушка) –слайд кукушка
Воспитатель:
- Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель:
- А что общего у всех этих птиц?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
-А что они умеют делать ?(Кричать, щебетать, порхать, кружить)
Воспитатель :
-Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель:
-Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать , назовите мне их.
(Лебедь, дикие гуси и утки) – общий слайд
Воспитатель:
-Рассмотрите их, что у них общего?
(Крылья, ноги, хвост, шея, клюв, туловище)
Воспитатель:
- А почему они от нас улетают осенью?
(Потому что реки и озера замерзают, нет корма).
Физкультминутка «Хочу стать птичкой»
Я по улице гулял, Галок и ворон считал. 1,2,3,4,5. Буду их считать опять. Рот открыл, смотрю я в небо. Влево, вправо. Я там не был. Птичкой захотел я стать И руками стал махать. Крылья вверх и крылья вниз, Только ветра слышен свист. Я подпрыгнул, чтоб взлететь, Но пришлось на землю сесть.
Д. И. «Кто лишний?»(на магнитной доске среди изображений перелетных птиц плакат с картинками с изображением зимующих птиц, дети убирают лишнее с помощью указки)
- Итак, пришло время расколдовать наших птиц.
Работа у доски:
- Пришло время расколдовать наших птиц.
На магнитной доске изображены 3 дерева, дети выбирают гнезда и закрепляют их с помощью магнита (гнездо грача, скворца, жаворонка).
А для чего птицам нужны гнезда? Правильно, откладывать яйца из которых вылупятся птенцы.
- Ребята, мы с вами птиц расколдавали? В гнезда посадили? А вы слышите птиц? (Нет).
- Что же делать? Кто нам поможет?(Звучит музыка, появляется ученая птица, машет крыльями, в руке портфель)
Ученая птица:
- Здравствуйте дети! Я слышала о вашей проблеме и могу вам помочь.
Воспитатель :
- Кто вы такой?
Ученая птица: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в питчей школе. Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц?(Птенцами).
Ученая птица:
- Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему? (Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики)
Ученая птица:
- Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.
- Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. Если вы выполните мое задание, то птенцы запоют. Вы согласны пройти такое испытание?
- С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? (С юга)
- У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы. Опешите этот путь.
(Сначала птицы летят прямо, потом повернули на право, налево, еще раз направо и прилетели на родину.)
Ученая птица:
- Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги. Перед работой разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Из скворечника торчат (Соединяют большой палец с указательным)
Клювы маленьких скворчат (Соединяют большой палец со средним)
Клювик раз (Соединяют большой палец с безымянным)
Клювик два (Соединяют большой палец с мизинцем)
Лапки, лапки (Сжимают и разжимают кулачки)
Голова (Рисуют в воздухе руками круг).
Работа с раздаточным материалом
Раздает листы, простой карандаш для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходи к каждому ребенку, проверяет правильно ли держит простой карандаш, осанку, хвалит за аккуратность и т. д.
- Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами. ( Звучат голоса птиц: кукушки, скворца, соловья)
Беседа «Птицы и люди»
Воспитатель:
- Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не ломать гнезда, не обижать)